Двигатели мотоциклов ИЖ Планета - 3 / Юпитер - 3

Моторы новых ИЖей

Отвечая на многочисленные письма читателей, интересующихся более подробными сведениями о новых ижевских мотоциклах «Юпитер-З» и «Планета-3» («За рулем», 1970, N 4), работники Ижевского завода Л. КИСЕЛЕВ и Н. ЗАРОЖЕВСКИЙ рассказывают сегодня о двигателях этих машин и способах увеличения мощности прежних моделей.

Рис. 1. Новые двигатели ИЖ

Рис. 1. Новые двигатели ИЖ: «Юпитер-3» (слева) и «Планета-3» (справа). На первый взгляд их можно отличить по измененной левой крышке картера (ИЖ-Планета 3) и «косому» расположению ребер на головке (ИЖ-Юпитер 3).

При конструировании новых, более мощных моторов для мотоциклов ИЖ Юпитер З и ИЖ Планета З мы стремились обеспечить максимально возможную взаимозаменяемость их узлов и деталей не только между собой, но и с прежними моделями. Поэтому за основу были взяты выпускавшиеся в последнее время двигатели ИЖ-П2, которые располагали возможностями форсировки. В результате больших конструкторских, исследовательских и технологических работ удалось создать силовые агрегаты «Юпитер-3» мощностью 25 л. с. при 5200—6000 об/мин и «Планета-3» мощностью 18 л. с. при 4600—5200 об/мин (рис. 1). Для этого пришлось изменить цилиндры с головками, впускные и выпускные тракты. Рассмотрим новшества подробнее.

Цилиндры

С целью улучшить наполнение цилиндров в обоих двигателях изменены проходные сечения окон и увеличены фазы газораспределения. Это хорошо видно на рис. 2. где представлены развертки цилиндров. В двигателе ИЖ-Юпитер 3 применена двухструйная схема продувки, а не четырехструйная. как было на ИЖ-Ю2.

Рис. 2. Развертки цилиндров ИЖ Юпитер 3

Рис. 2. Развертки цилиндров ИЖ Планета 3

Рис. 2. Развертки цилиндров: слева 2а — ИЖ Юпитер 3, справа 2б — ИЖ Планета 3. Пунктиром показаны окна двигателей ИЖ-Ю2 и ИЖ-П2 соответственно.

Тепловой режим двигателей прежних моделей, особенно ИЖ-Ю2, был довольно напряженным. Из-за этого при нарушении регулировок зажигания или карбюратора иногда возникала детонация, заклинивало поршень, темнели выпускные трубы. Чтобы уменьшить теплонапряжен-ность новых двигателей и исключить неприятные последствия, цилимдры и головки снабдили более развитыми ребрами, а на модели «Юпитер 3», кроме того, увеличили длину выпускного канала в цилиндре. Теперь отработавшие газы, попадая в выпускную трубу, имеют более низкую температуру.

Головки цилиндров

В обеих новых моделях камеры сгорания, находящиеся в головках, образованы двумя концентрическими сферами (рис. 3) с центральным .расположением свечи зажигания. Такая форма, несмотря на повышение степени сжатия (до 8,5—9 у ИЖ Юпитер З и до 8 у ИЖ Планета 3), обеспечивает нормальную работу двигателя на прежнем сорте бензина — А-72. Это. безусловно, очень выгодно владельцам машины.

Рис. 3. Камера сгорания новых моторов ИЖ

Рис. 3. Камера сгорания новых моторов ИЖ.

Поршни

Изменение ширины выпускных окон в цилиндрах ИЖ-Юпитер 3 повлекло смещение фиксирующих штифтов для замков колец в канавках поршней на 3,5 мм в сторону бобышек етоошневого пальца (теперь угол между штифтами составляет 104°. а на ИЖ-Ю2 был 91°), а также уширение окон в юбке до 38 мм (было 26 мм). Поршень ИЖ-Юпитер 3 можно использовать на ИЖ-Ю2, но не наоборот.

Карбюратор

На обоих мотоциклах применен новый карбюратор К-36Д с диффузором диаметром 27 мм и главным жиклером пропускной способностью 260 смЗ/мин. Он представляет собой комбинацию деталей известных карбюраторов К-36И и К-З6Ж. От первого заимствован корпус, от второго — распылитель и игла дроссельной заслонки.

В связи с новыми размерами впускных окон цилиндров претерпели изменения И патрубки, соединяющие карбюратор с цилиндром.

Воздухоочиститель на ИЖ Юпитер З и ИЖ Планета З один и тот же с выходным отверстием диаметром 57 мм (раньше у обеих моделей было 47 мм).

На ИЖ-Юпитер 3 (в отличие от ИЖ Планета 3) введен дополнительный резиновый патрубок диаметром (в свету) 42 мм. С воздухоочистителем он соединен переходным фланцем. Так сделано потому, что при патрубке диаметром 57 мм у ИЖ-Юпитер 3 мощность Недостаточна.

У нового воздухоочистителя вместо двух защелок, крепивших поддон, применены четыре винта, улучшившие плотность соединения.

Коленчатый вал

В новых двигателях надежнее. Если у ИЖ-Ю2 палец кривошипа приваривался к щекам, то теперь он запрессовывается с большим натягом Диаметр пальца уменьшен до 20 мм, а роль внутреннего кольца роликоподшипника на нижней головке шатуна выполняет распорная втулка. Сепаратор этого подшипника на обоих двигателях изготовляется из легкого и прочного алюминиевого сплава, а не из латуни, как прежде. Все это заметно повысило долговечность шатунного подшипника.

Картер

.Для улучшения внешнего вида левой и правой крышкам картера ИЖ-Планета 3 придана новая форма, более согласующаяся с общими очертаниями мотоцикла. Это к тому же позволило в це лях унификации применить двуплечую педаль переключения от ИЖ-Ю2 и ИЖ-Юпитер 3. От него взят и внутренний барабан сцепления. Наружный барабан теперь вращается на подшипнике, а не на втулке, как раньше. Для удобства проверки и регулировки зажигания в правой крышке картера сделано окно.

Глушители внешне остались прежними. Только для уменьшения сопротивления отработавшим газам отверстия в наконечнике немного увеличены.

Свечи зажигания, применяемые в новых двигателях, — А7, 5 УС. В период обкатки их можно заменять свечами А-11У.

Благодаря всем этим изменениям удалось не только поднять мощность двигателей, но и улучшить другие характеристики мотоциклов.

Так, за 15 секунд ИЖ-Юпитер 3 с коляской достигает скорости 75 км/час, а без коляски — 100 км/час. У ИЖ-Ю2 эти скорости соответственно 65 и 87 км/'час. ИЖ-Планета 3 за 15 секунд разгоняется до 95 км/ч ас, ИЖ-П2 — до 83 км/час.

Расход топлива на 100 км пути при движении со скоростью 50 км/час составляет: у ИЖ-Юпитер 3 — 3,5 л, у ИЖ-Юпитер 3 с коляской — 5,5 л, у ИЖ-Планета 3 — 3,4 л.

Конечно, владельцев ижевских мотоциклов прежних выпусков интересует вопрос, как поднять мощность их машин. Некоторые рекомендации уже были опубликованы в журнале «За рулем» (1966, № 1 ; 1970, № 1).

Рис. 4. Переделка наконечника в хвостовике глушителя

Рис. 4. Переделка наконечника в хвостовике глушителя. Пунктиром показаны контуры имеющихся отверстий.

Что касается достижения параметров ИЖ-Юпитер 3 и ИЖ-Планета 3, то очевидно, что для этого надо заменить все те детали, которые подвергались изменениям. На ИЖ-Ю2 и ИЖ-П2 надо поставить новые цилиндр, головку, поршень, впускной патрубок, карбюратор, выпускные трубы, наконечники в хвостовиках глушителей. Кстати, наконечник в хвостовике глушителя прежних моделей можно переделать, как показано на рис. 4.

Рис. 5. График мощностной характеристики двигателей

Рис. 5. График мощностной характеристики двигателей:
1 — ИЖ Юпитер 2:
2 — ИЖ Юпитер 2 с цилиндром, головкой и поршнем от ИЖ Юпитер 3;
3 — ИЖ Юпитер 2 с цилиндром. головкой, поршнем, патрубком карбюратора, карбюратором и наконечником глушителя от ИЖ Юпитер 3.

Замена лишь некоторых деталей позволит частично увеличить мощность. Это видно на графике (рис. 5), где приведены мощностные характеристики моторов ИЖ-Ю2.

Несколько меньшая по сравнению с ИЖ Юпитер 3 мощность переделанного двигателя ИЖ-Ю2 объясняется различием в сечениях продувочных каналов, расположенных в картере.

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Два года на Яве

Я давно езжу на мотоциклах, в том числе на чехословацких Явах ( Jawa ). Были у меня модели "360" и "634", и вот почти два года эксплуатирую новую ЯВУ-638-5. Их уже немало в нашей стране, и мотолюбителям знакомы основные характеристики, хотя бы по описанию в журнале "За рулем" (1986, N3). Поэтому я расскажу о качествах машины, проявляющихся в деле. Первые поездки, которые пришлись на зиму, были не очень радостными из-за трудностей пуска двигателя в морозную погоду. Дело в том, что карбюратор не обеспечивает подачу в цилиндры достаточного количества топлива. Его пусковое устройство эффективно действует лишь при положительных температурах, а утопителя поплавка у него нет. Вероятно, тем, кто ездит зимой, есть смысл сделать его, позаимствовав детали, если они сохранились, с приборов прежних моделей. Я же вынужден был, чтобы оживить двигатель, заливать бензин в цилиндры через свечные отверстия. Занимаясь карбюратором, обнаружил приятную особенность - для разборки его можно не снимать с двиг...

Читать далее >>

Использование кожуха цепи от мотоцикла Восход на Ява 634

Чехлы для Явы На некоторых мотоциклах Ява-634 (из первых партий поставки) довольно быстро выходят из строя чехлы цепи, а приобрести новые пока еще трудно. Вместо них для защиты цепи можно использовать чехлы от мотоцикла Восход. Переделка кожуха:1— рамка; 2— пластина; 3— распорная втулка; 4 — старая часть кожуха; 5 — удлинитель Чтобы закрепить их. надо изготовить два удлинителя 5 (см. рисунок) и две распорные втулки 3, посредством которых соединяем половины кожуха. Удлинители делаем, пользуясь оправкой. К ним привариваем (или припаиваем) рамки 1, которые предварительно при помощи тонкого зубила срубаем со старыхкожухов. Все соединения на кожухе желательно загерметизировать пайкой или другим способом. Для более надежного крепления кожухов следует изготовить новые хомутики или усилить старые, приварив к ним металлические пластинки.На моем мотоцикле после пробега 5000 километров чехлы имеют первоначальный вид.А. КОРНИЛОВ 606230, Горьковская обла...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Первая тысяча километров

Юпитер четвертого поколения  Коллектив производственного объединения «Ижмаш» завершил десятую пятилетку двойной трудовой победой: введен в строй новый механосборочный корпус, где освоено производство мотоциклов «ИЖ-Юпитер—4».«Юпитер—4» отличает удачное сочетание лучших решений, проверенных как на его предыдущих моделях, так и на «Планете-спорт».ДВИГАТЕЛЬ подвергся дальнейшей модернизации. Благодаря улучшению наполнения, изменению конструкции продувочных каналов его максимальная мощность увеличена с 25 до 28 л. с., а крутящий момент — с 3,23 до 3,58 кгс.м. В связи с этим в СЦЕПЛЕНИЕ введена дополнительная пара дисков.РАМА также взаимозаменяема с прежними моделями «Юпитера». Изменения коснулись лишь крепления бензобака, где для уменьшения вибраций применены резиновые амортизаторы. Форма бака стала более современной, по-новому выглядит и заводская эмблема.В ХОДОВОЙ ЧАСТИ благодаря модернизации передней...

Читать далее >>

ИЖи для многодневки. ИЖ М12, ИЖ 64М

Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответств...

Читать далее >>