Как чехословацкие машиностроители учитывают предложения владельцев мотоциклов Ява из СССР

Цель одна - качество

 

В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах.

Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми качествами, надёжностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, современным обликом. Подтверждением тому служат более полутора миллионов машин этих марок, проданных в нашей стране. И нередко еще рядом с новинкой можно встретить ветерана — ЯВУ-250 или 350 — «накрутившего» многие десятки, а то и сотнй тысяч километров, с которым хозяин не хочет расставаться, умело поддерживая его боевой дух.

Как всегда, появление очередной модели ЯВЫ было встречено с большим интересом. На этот раз он был вызван модернизированным двигателем и новым, более мощным генератором, который устранил слабое место предыдущей модели — недостаточный заряд батареи при малых оборотах. Внешний вид машины остался почти прежний.

«Он будет изменен при втором этапе модернизации, на модели Jawa 638-0-00, намеченной на конец нынешнего года, — говорит заместитель директора завода ЯВА П. Станек, с которым мы осматриваем машину, отличающуюся баком и облицовкой незнакомых очертаний. — Надеемся, что теперь, когда детские болезни «пятерки» нам удалось ликвидировать, ваши мотоциклисты будут довольны мотоциклом Ява».

Болезни, о которых говорил п. Станек, были вызваны, как выяснилось, недостаточно отработанной технологией изготовления цилиндров и некоторых других деталей двигателя. Новые цилиндры состоят из алюминиевой рубашки (ее льют на специализированном металлургическом заводе) и тонкостенной чугунной гильзы. Это более прогрессивная конструкция. Гильза запрессовывается в рубашку, однако при эксплуатации мотоцикла, как показал опыт первого года, иногда возникало коробление гильзы из-за больших внутренних напряжений, остававшихся после изготовления, и она, случалось, смещалась относительно рубашки. В результате двигатель не развивал положенную мощность, работал неустойчиво на малых и средних оборотах, возникали стуки при изменении режима движения. Гораздо реже, но все же встречались и другие дефекты, связанные с коробкой передач и механизмом сцепления.

Весной прошлого года была разработана программа повышения качества мотоциклов ЯВА, выполнение которой было взято под контроль партийными органами и внешнеторговым объединением «Мотоков». Внимательно знакомлюсь с этой программой и нахожу в ней перечень мероприятий по реализации тех замечаний владельцев ЯВЫ-638-5-00, которые записаны и в моем блокноте по сообщениям читателей. О том, как выполнена программа и какие результаты она дала, подробно рассказывает начальник ОТК завода П. Пех, демонстрируя все на машинах, медленно движущихся по конвейеру. В его конце они идут на беговые барабаны, где пускается двигатель, вращаются колеса, включается все, что должно включаться и работать. В сопроводительной документации испытатели, среди которых я узнаю участников «Слетов друзей ЯВЫ», делают отметки о годности машины. Мы уже продолжительное время находимся здесь, как вдруг ухо улавливает необычный звук, характерный для двигателя, где один цилиндр работает с перебоями. Я иду туда и смотрю, как испытатель проверяет зазор между контактами прерывателя, пробует изменить момент зажигания, наконец, меняет свечу. Это не дает результата, и он закатывает машину в расположенный рядом бокс, где ее принимает пожилой механик. Знакомимся — Й. Брабец, в молодости участвовал в шестидневных соревнованиях, а затем вот уже сорок лет работает на ЯВЕ, занимаясь выявлением и устранением дефектов после сборки машин. Спрашиваю, много ли у него работы. Сейчас нет, отвечает он, торопиться не приходится, а вот летом было трудно, очередь в его бокс была длинной. Рядом тогда работали еще два механика с завода ЧЗ, который поставляет двигатели.

На следующий день мне предоставляется возможность познакомиться с мотопроизводством этого известного завода, где делают дорожные и спортивные мотоциклы CZ, моторы для завода ЯВА.

Конвейер сборки двигателей работает в высоком ритме, расположен он в одном помещении со станками и агрегатами, обрабатывающими детали картера и цилиндры. Пока тесновато, но уже в плане строительство нового корпуса. Руководители предприятия озабочены улучшением условий труда рабочих, отчего во многом зависит качество продукции. Мне показывают небольшой цех, где в порядке эксперимента несколько человек полностью собирают двигатели, выполняя последовательно не одну, а ряд операций. Это разнообразит работу, снижает усталость, а в результате повышает качество сборки. Специалисты изучают этот метод, и если он окажется эффективным, то будет внедрен вместе с новым оборудованием в планируемом корпусе.

Рассматривая готовые цилиндры, замечаю, что в нескольких из них не совпадают контуры окон в гильзе и рубашке, из-за чего в местах их соединения образуются заметные ступеньки.

 

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

 

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

 

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

 

«Это совершенно не страшно, — говорит А. Земен, в прошлом известный спортсмен-многодневщик; на заводе он давно занимается вопросами технического развития мотопроизводства. — Окна в гильзе выполнены точно по чертежам, а окна в рубашке могут быть на миллиметр-другой больше, как это предусматривает существующая технология литья в кокиль. Влияет ли это на параметры двигателя? Проведенные на заводе и в институте ЯВА испытания двигателей, собранных после выполнения программы повышения качества, с цилиндрами, где окна в рубашке даже на 2 — 2,5 мм больше окон в гильзе, показали, что мощность полностью укладывается в допустимые пределы. А вот смещение гильзы теперь полностью исключено благодаря надежной фиксации деталей во время соединения. Стабильности их размеров в процессе эксплуатации удалось добиться введением операции термической стабилизации литья. В дальнейшем будет внедрен более совершенный способ изготовления цилиндра — заливка гильзы в пресс-форме».

В институте ЯВА, это партнер нашего ВНИИмотопрома, ответы на мои последние вопросы дают заместитель директора В. Безоушка и руководитель отдела Я. Рафл.

«Для уменьшения шума работающего двигателя, уровень которого при звонкой алюминиевой рубашке цилиндра вообще довольно высок, теперь, когда его размеры в эксплуатации не искажаются, стало возможным уменьшить зазор между поршнем и зеркалом цилиндра на 0,01 мм. Если раньше он составлял 0,04—0,05 мм, то теперь — 0,03—0,04 мм. В конце мая прошлого года диаметр поршней всех групп увеличен на эту величину.

Можно ли разделывать окна в гильзе до размеров окон в рубашке? Нет, этого делать нельзя. Окна гильзы имеют максимально допустимую площадь. Увеличение их приведет к ухудшению параметров двигателя.

Что касается нынешнего качества изготовления мотоциклов, то оценку скоро дадут и наши коллеги во ВНИИмотопроме. Там сейчас заканчиваются испытания двух мотоциклов, взятых непосредственно из магазина. По сведениям, полученным нами, двигатели отработали без замечаний положенное количество часов на стенде. Надеемся, что так же будут вести себя и мотоциклы».

Наконец, во время встречи в «Мотокове» меня попросили напомнить нашим мотолюбителям, что именно повысившееся качество Jawa-638-5-00 позволило увеличить гарантийный срок с 6 до 12 месяцев при условии, если пробег будет не более 10 тысяч километров. Так что теперь, даже если мотоцикл куплен осенью и простоял всю зиму, есть возможность после летнего сезона отремонтировать его по гарантии.

Везде — на заводе ЯВА, на заводе CZ, в институте ЯВА — показывали и откровенно рассказывали обо всем, что меня интересовало, и просили передать привет советским мотолюбителям, пожелать им многих тысяч счастливых километров на чехословацких машинах.

Всестороннее сотрудничество социалистических стран расширяется, приобретает новые формы. Тесная связь мото-циклостроителей ЧССР с потребителями их продукции в Советском Союзе один из многочисленных примеров того, как это способствует решению важной задачи социалистической интеграции — повышению качества промышленных изделий.

 


 

1986N05P17-18

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Jawa 638-5-00

Мотоцикл Ява 638 модель 5-00     Со второй половины 1984 года в СССР стали поступать чехословацкие мотоциклы . Это модель переходная между хорошо известной машиной Ява-634 и новой конструкцией Ява-638-0-00 («За рулем», 1984, №10). Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель 638-5-00. Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат — более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°.   1. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634. Это позволило в интересах повышения долговечности установить среднюю шейку коле...

Читать далее >>

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Проверьте головку и патрубок. После ремонта двигателя на ИЖ Юпитер из-под головки цилиндра просачиваются газы

Проверьте головку и патрубок  Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку.  Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Экипажная часть. Испытания

Появление новой модели мотоцикла всегда вызывает интерес. А если к тому же эта модель означает веху в отечественном мотоциклостроении, то такой интерес тем более понятен и оправдан. У мы вовсе не удивились, когда сразу же после выхода на дороги мотоцикла ИЖ Планета спорт (о нем рассказывалось в № 1 журнала за 1974 год - Новинка. ИЖ Планета Спорт и № 9 за 1975 год - Двигатель ИЖ Планета Спорт ) в редакцию стали приходить многочисленные письма. Чтобы ответить на такие письма, мы проводим испытания, для которых заводы предоставляют нам машины. Оговоримся сразу: редакционные испытания не дублируют заводские, а имеют целью оценить мотоцикл с точки зрения рядового потребителя, запросы которого вырисовываются из читательских писем. Здесь мы расскажем, как проходил у нас опытную эксплуатацию новый ижевский мотоцикл. «ИЖ—Планета-спорт». Это многообещающее название заранее сулило встречу с мотоциклом, сочетающим в себе надежность и простоту дорожной «Планеты» с со...

Читать далее >>

Бесконтактное зажигание на Урале ИМЗ-8.103-10

Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...

Читать далее >>