В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах.
Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми качествами, надёжностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, современным обликом. Подтверждением тому служат более полутора миллионов машин этих марок, проданных в нашей стране. И нередко еще рядом с новинкой можно встретить ветерана — ЯВУ-250 или 350 — «накрутившего» многие десятки, а то и сотнй тысяч километров, с которым хозяин не хочет расставаться, умело поддерживая его боевой дух.
Как всегда, появление очередной модели ЯВЫ было встречено с большим интересом. На этот раз он был вызван модернизированным двигателем и новым, более мощным генератором, который устранил слабое место предыдущей модели — недостаточный заряд батареи при малых оборотах. Внешний вид машины остался почти прежний.
«Он будет изменен при втором этапе модернизации, на модели Jawa 638-0-00, намеченной на конец нынешнего года, — говорит заместитель директора завода ЯВА П. Станек, с которым мы осматриваем машину, отличающуюся баком и облицовкой незнакомых очертаний. — Надеемся, что теперь, когда детские болезни «пятерки» нам удалось ликвидировать, ваши мотоциклисты будут довольны мотоциклом Ява».
Болезни, о которых говорил п. Станек, были вызваны, как выяснилось, недостаточно отработанной технологией изготовления цилиндров и некоторых других деталей двигателя. Новые цилиндры состоят из алюминиевой рубашки (ее льют на специализированном металлургическом заводе) и тонкостенной чугунной гильзы. Это более прогрессивная конструкция. Гильза запрессовывается в рубашку, однако при эксплуатации мотоцикла, как показал опыт первого года, иногда возникало коробление гильзы из-за больших внутренних напряжений, остававшихся после изготовления, и она, случалось, смещалась относительно рубашки. В результате двигатель не развивал положенную мощность, работал неустойчиво на малых и средних оборотах, возникали стуки при изменении режима движения. Гораздо реже, но все же встречались и другие дефекты, связанные с коробкой передач и механизмом сцепления.
Весной прошлого года была разработана программа повышения качества мотоциклов ЯВА, выполнение которой было взято под контроль партийными органами и внешнеторговым объединением «Мотоков». Внимательно знакомлюсь с этой программой и нахожу в ней перечень мероприятий по реализации тех замечаний владельцев ЯВЫ-638-5-00, которые записаны и в моем блокноте по сообщениям читателей. О том, как выполнена программа и какие результаты она дала, подробно рассказывает начальник ОТК завода П. Пех, демонстрируя все на машинах, медленно движущихся по конвейеру. В его конце они идут на беговые барабаны, где пускается двигатель, вращаются колеса, включается все, что должно включаться и работать. В сопроводительной документации испытатели, среди которых я узнаю участников «Слетов друзей ЯВЫ», делают отметки о годности машины. Мы уже продолжительное время находимся здесь, как вдруг ухо улавливает необычный звук, характерный для двигателя, где один цилиндр работает с перебоями. Я иду туда и смотрю, как испытатель проверяет зазор между контактами прерывателя, пробует изменить момент зажигания, наконец, меняет свечу. Это не дает результата, и он закатывает машину в расположенный рядом бокс, где ее принимает пожилой механик. Знакомимся — Й. Брабец, в молодости участвовал в шестидневных соревнованиях, а затем вот уже сорок лет работает на ЯВЕ, занимаясь выявлением и устранением дефектов после сборки машин. Спрашиваю, много ли у него работы. Сейчас нет, отвечает он, торопиться не приходится, а вот летом было трудно, очередь в его бокс была длинной. Рядом тогда работали еще два механика с завода ЧЗ, который поставляет двигатели.
На следующий день мне предоставляется возможность познакомиться с мотопроизводством этого известного завода, где делают дорожные и спортивные мотоциклы CZ, моторы для завода ЯВА.
Конвейер сборки двигателей работает в высоком ритме, расположен он в одном помещении со станками и агрегатами, обрабатывающими детали картера и цилиндры. Пока тесновато, но уже в плане строительство нового корпуса. Руководители предприятия озабочены улучшением условий труда рабочих, отчего во многом зависит качество продукции. Мне показывают небольшой цех, где в порядке эксперимента несколько человек полностью собирают двигатели, выполняя последовательно не одну, а ряд операций. Это разнообразит работу, снижает усталость, а в результате повышает качество сборки. Специалисты изучают этот метод, и если он окажется эффективным, то будет внедрен вместе с новым оборудованием в планируемом корпусе.
Рассматривая готовые цилиндры, замечаю, что в нескольких из них не совпадают контуры окон в гильзе и рубашке, из-за чего в местах их соединения образуются заметные ступеньки.
Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.
На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...
Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.
«Это совершенно не страшно, — говорит А. Земен, в прошлом известный спортсмен-многодневщик; на заводе он давно занимается вопросами технического развития мотопроизводства. — Окна в гильзе выполнены точно по чертежам, а окна в рубашке могут быть на миллиметр-другой больше, как это предусматривает существующая технология литья в кокиль. Влияет ли это на параметры двигателя? Проведенные на заводе и в институте ЯВА испытания двигателей, собранных после выполнения программы повышения качества, с цилиндрами, где окна в рубашке даже на 2 — 2,5 мм больше окон в гильзе, показали, что мощность полностью укладывается в допустимые пределы. А вот смещение гильзы теперь полностью исключено благодаря надежной фиксации деталей во время соединения. Стабильности их размеров в процессе эксплуатации удалось добиться введением операции термической стабилизации литья. В дальнейшем будет внедрен более совершенный способ изготовления цилиндра — заливка гильзы в пресс-форме».
В институте ЯВА, это партнер нашего ВНИИмотопрома, ответы на мои последние вопросы дают заместитель директора В. Безоушка и руководитель отдела Я. Рафл.
«Для уменьшения шума работающего двигателя, уровень которого при звонкой алюминиевой рубашке цилиндра вообще довольно высок, теперь, когда его размеры в эксплуатации не искажаются, стало возможным уменьшить зазор между поршнем и зеркалом цилиндра на 0,01 мм. Если раньше он составлял 0,04—0,05 мм, то теперь — 0,03—0,04 мм. В конце мая прошлого года диаметр поршней всех групп увеличен на эту величину.
Можно ли разделывать окна в гильзе до размеров окон в рубашке? Нет, этого делать нельзя. Окна гильзы имеют максимально допустимую площадь. Увеличение их приведет к ухудшению параметров двигателя.
Что касается нынешнего качества изготовления мотоциклов, то оценку скоро дадут и наши коллеги во ВНИИмотопроме. Там сейчас заканчиваются испытания двух мотоциклов, взятых непосредственно из магазина. По сведениям, полученным нами, двигатели отработали без замечаний положенное количество часов на стенде. Надеемся, что так же будут вести себя и мотоциклы».
Наконец, во время встречи в «Мотокове» меня попросили напомнить нашим мотолюбителям, что именно повысившееся качество Jawa-638-5-00 позволило увеличить гарантийный срок с 6 до 12 месяцев при условии, если пробег будет не более 10 тысяч километров. Так что теперь, даже если мотоцикл куплен осенью и простоял всю зиму, есть возможность после летнего сезона отремонтировать его по гарантии.
Везде — на заводе ЯВА, на заводе CZ, в институте ЯВА — показывали и откровенно рассказывали обо всем, что меня интересовало, и просили передать привет советским мотолюбителям, пожелать им многих тысяч счастливых километров на чехословацких машинах.
Всестороннее сотрудничество социалистических стран расширяется, приобретает новые формы. Тесная связь мото-циклостроителей ЧССР с потребителями их продукции в Советском Союзе один из многочисленных примеров того, как это способствует решению важной задачи социалистической интеграции — повышению качества промышленных изделий.
1986N05P17-18
Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...
Читать далее >>Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Новинка В четвертом квартале 1983 года с конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» сошла первая партия новых дорожных мотоциклов «ИЖ-Планета — 4». Сохраняя преемственность с «планетами» предыдущих моделей, «четвертая» вобрала в себя немало конструктивных изменений, направленных на повышение надежности работы, безопасности и комфортабельности езды, а также на улучшение внешнего вида, динамических и других эксплуатационных качеств.Бросается в глаза общность внешнего облика новой «Планеты» и «Юпитера— 4», который уже хорошо знаком мотоциклистам. Это естественно: колеса и их щитки, руль и топливный бак, подвеска и тормоза, детали облицовки и глушители у них унифицированы, причем внедрение новых узлов на «Планете» осуществлялось постепенно. Новый мотоцикл оснащен таким же одноцилиндровым двухтактным двигателем, как «ИЖ-Планета —3 02». Но, в отличие от пр...
Читать далее >>В мотоциклах «Урал» нередко самопроизвольно отворачиваются винты, крепящие диск сцепления, что вызывает резкий стук. «Руководство по эксплуатации» рекомендует для устранения дефекта снять коробку передач — значит, предварительно демонтировать колесо, главную передачу и кардан. Коробка передач: 1 — гайка крепления коробки; 2 — труба воздушного корректора; 3 — дополнительное отверстие, которое надо просверлить; 4 — заливная горловина; 5 — винт, крепящий диск сцепления; 6 — диск сцепления. Надобность в этой трудоемкой работе отпадает, если просверлить отверстие диаметром 22—24 мм в крышке коробки, как показано на рисунке. Ослабив крепление коробки (отвернув три гайки и один болт), отодвигаем ее от двигателя на 3—4 мм, чтобы не мешал отвернувшийся на сцеплении винт, который подводим к сверлению, нажимая на пусковую педаль. Через отверстие заворачиваем и надежно керним винт, а затем закрываем отверстие п...
Читать далее >>