* Внимание! Под ценой мотоциклов KTM на данной странице указывается средняя стоимость по объявлениям о вторичной продаже (БУ!) в интернете, без учета года выпуска, комплектации и поколения модели мотоцикла. Указанные цены не являются торговыми предложениями, либо ссылкой на них.
Основатель фирмы KTM Ганс Трункенпольц (Hans Trunkenpolz) начал свою производственную деятельность еще в 1934 г., организовав в городке Маттигхофен небольшую слесарно-кузнечную мастерскую. Постепенно перейдя к ремонту велосипедов, мотоциклов и автомобилей, Трункенпольц перед войной стал представителем фирм ДКВ и «Опель», продавая и обслуживая их технику.


В 1951 г. на волне спроса на дешевый транспорт специалисты компании KTM (KTM – Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen) начали разработку легкого 100-кубового мотоцикла, прототипы которого были представлены на весенней торговой ярмарке в Вене в 1953 г.


Чуть позже началось серийное производство модели «KTM R 100», получившей 98-кубовый двухтактный двигатель «Rotax» мощностью 3 л.с. в блоке с двухступенчатой коробкой передач, а также телескопическую переднюю вилку и алюминиевые ступицы обоих колес. Через два года в серию пошли версия «R100 Luxus» со спидометром и хромированным бензобаком, а также модификация со 123-кубовым блок-мотором «Ротакс». В 1954 г. мотоциклы KTM впервые выиграли чемпионат Австрии по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 125 см3.


В 1957 г. на рынок вышел мотороллер «KTM Mirabell», на котором стоял двухтактный блок-мотор рабочим объемом 123 см3 оснащенный электростартером и системой принудительного воздушного охлаждения с вентилятором. Чуть позже появились 50-кубовый мопед от KTM «Меску» в одно- и двухместном исполнении, а также варианты мотоцикла и мотороллера с двухтактным мотором «Rotax» рабочим объемом 149 см3.


Одновременно развивалась спортивная программа предприятия KTM: с одной стороны - мотоциклы для триала и мотокросса с теми же моторами (123 и 149 см3), что и серийных моделях, с другой - специально подготовленные мотоциклы для шоссейно-кольцевых гонок, изначально оснащавшиеся 123-кубовым силовым агрегатом «МВ Агуста» с распределительным валом в головке цилиндра.


На базе этого мотора инженер KTM Людвиг Апфельбекк (Ludwig Apfelbeck) впоследствии создал двигатель аналогичной кубатуры, но с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами в головке цилиндра. На подобных мотоциклах успешно выступали гонщики Erwin Lechner, Paul Schwarz, Franz Albert и другие. Успехи в состязаниях, а также надежная и недорогая основная продукция помогла предприятию KTM благополучно пережить кризис второй половины 50-х годов, что не удалось многим, гораздо более именитым компаниям.


В 1962 г. руководство компанией принял Erich Trunkenpolz, сын учредителя KTM. Отделение перспективных разработок возглавил инженер Zizala, который способствовал дальнейшему развитию мотоциклов и мопедов в 60-е и 70-е годы.


В первой половине 60-х годов предприятие осваивало новые модели, среди них можно назвать мотороллер «Ponny», который выпускался до 1977 года. Машина KTM имела двухтактный 50-кубовый мотор «Пух» воздушного охлаждения и четырехступенчатую коробку передач с механизмом ножного переключения и кикстартером. В 1963 г. дебютировала первая версия спортивного мотоцикла «Comet» (Комета), оснащенная 49-кубовым двухтактным двигателем «Закс» с пятиступенчатой коробкой передач.


Появление мопеда от KTM «Хобби» вызвало смену поставщика силовых агрегатов, на машине стоял 49-кубовый двухтактный блок-мотор «Закс». Тогда же появились легкие мотоциклы с двигателями «Закс» рабочим объемом 98 и 123 см3 - как дорожные, так и подготовленные для соревнований по триалу и мотокроссу. С этой гаммой продукции компания KTM во второй половине 60-х годов вышла на рынок США. Спортивная модель «Комета» получила с 1968 года 123-кубовый мотор, установленный на этот раз в дуплексную трубчатую раму.


Тогда же покупателям была предложена первая модель внедорожного мотоцикла KTM «Penton», предназначенного не для участия в спортивных состязаниях, а для повседневного использования. По современной классификации, это был мотоцикл двойного назначения, также оснащавшийся силовыми агрегатами «Закс», установленными в раму из хромо-молибденовой стали.


В 1969 г. дебютировала новая версия - «Комета 504 S», получившая 49-кубовый двигатель «Пух» с петлевой продувкой цилиндра. Для этого мотора специалисты KTM разработали алюминиевый цилиндр новой формы, с увеличенной площадью оребрения. Двигатель устанавливался как на мини мотоциклы, так и на мопеды.


Тогда же в содружестве с фирмой «Закс» было начато производство нового 49 кубового двигателя для гоночных мотоциклов картер и шестиступенчатую коробку передач поставляла фирма «Закс», а коленчатый вал, цилиндро-поршневая группа и прочие детали делались на KTM. Этот мотор развивал мощность 13 л.с. при 13000 об/мин, а сам мотоцикл весил лишь 60 кг. Австрийский мотогонщик Jakob Unterladstatter на этом мотоцикле выступал в соревнованиях как официальный гонщик KTM.


Начиная с 1965 года марка KTM официально или полуофициально участвует в различных внедорожных мотоциклетных соревнованиях. Одним из первых гонщиков, поверивших в достоинства KTM, стал итальянец Arnaldo Farioli, впоследствии занявшийся экспортом этих мотоциклов в Италию.


В 1971-м появился первый 175-кубовый двухтактный силовой агрегат собственной разработки специалистов KTM, сразу же установленный во внедорожное шасси. Тогда же команда «KTM - Farioli», в которой кроме самого Фариоли выступал еще гонщик Taiocchi, завоевала титулы чемпионов Италии по мотокроссу в классах 100, 125 и 175 см3. Taiocchi впоследствии стал пятикратным чемпионом Италии, а также добивался неоднократных побед в шестидневных соревнованиях ФИМ.


А в 1970-м были готовы первые образцы новейшего кроссового мотоцикла KTM с двигателем рабочим объемом 250 см3, разработанным инженерами Мораветцем (Morawetz) и Штульбергером (Stuhlberger). В том же г. гонщик Манфред Клерр (Manfred Klerr) стал на этой машине чемпионом Австрии. Серийное производство началось в 1973 г.


Мощность двухтактного мотора достигала 36 лошадиных сил, что для того времени казалось невероятным. Тогда же мотоциклы KTM впервые участвовали в чемпионате СССР по мотокроссу, а на следующий год Геннадий Моисеев завоевал для фирмы KTM первый титул чемпиона мира по кроссу в классе 250 см3.


В 1974-м под маркой KTM покупателям предлагалось 42 различные модели дорожной и спортивной мототехники. Со следующего года компания отказалась от моторов «Закс», применяя собственные двигатели. В шоссейно-кольцевых гонках дебютировал мотоцикл «Комета Гран При» (Grand Prix 125 RS), оснащенный новейшим 125-кубовым мотором KTM. Чуть позже появилась версия «Комета RSL» с 50-кубовым мотором, дисковыми тормозами обоих колес, полностью герметичным кожухом задней цепи и колесами с дисками из легкого сплава. На салоне 1977 фирма KTM представила также новую машину для триала.


В 1975-м фирма дебютировала в кроссовых соревнованиях в 500-кубовом классе. Имерио Тестори (Imerio Testori) впервые завоевал для KTM и Италии титул чемпиона Европы. В дальнейшем был одержан ряд побед на различных национальных и международных соревнованиях, например в Шестидневных соревнованиях ФИМ.


В 1977-м в чемпионате мира по мотокроссу советские спортсмены Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов, а также бельгиец Малерб (Malherbe) на мотоциклах KTM заняли весь пьедестал чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см3. Еще через год Моисеев на KTM стал трехкратным мировым чемпионом.


Весьма плодотворными и успешными оказались для предприятия 80-е годы. Внедорожные мотоциклы KTM удовлетворяли самым высоким требованиям. В 1980 г. появились первые мотоциклы KTM с золотниковым газораспределением. На следующий год дебютировали первые образцы 125-кубовых кроссовых мотоциклов с двигателями жидкостного охлаждения.


В 1982-м впервые представили на рынке кроссовый KTM с четырехтактным «жидкостным» мотором. Тогда же еще одной новинкой стала задняя подвеска «Про-Левер» (Pro-Lever) с центральным амортизатором и дисковым тормозом. В 1984 г. знаменитый в будущем австрийский мотогонщик Хайнц Кинигарднер (Heinz Kinigardner) на 250-кубовом KTM завоевал свой первый титул чемпиона мира, а на следующий год повторил свой успех.


В 1986-м была модернизирована вся гамма моделей для мотокросса (125, 250 и 500 см3) и эндуро (350, 500 и 600 см3). Новое исполнение получил мотоцикл 50-кубовый эндуро «GXE 50». Мотоциклы KTM стали оснащаться дисковыми тормозами обоих колес. Из спортивных успехов того года следует отметить участие в Шестидневных соревнованиях ФИМ, проходивших в Италии: мотоциклы KTM в том году одержали убедительную победу во всех классах.


В 1987-м мотоцикл эндуро модели «350 GS» получил от KTM одноцилиндровый двигатель мощностью 53 лошадиных сил с системой жидкостного охлаждения. Бензобак машины был увеличен до емкости 23 литра, а под сиденьем разместили еще два дополнительных резервуара для топлива. Тогда же в серию пошел одноцилиндровый двигатель KTM рабочим объемом 560 см3, с распределительным валом в головке цилиндра, который устанавливался на различные шасси. По итогам 1987 года было реализовано 10,6 тыс. мотоциклов и 12,6 тыс. мопедов.


Последнее десятилетие XX века принесло фирме KTM обильный урожай спортивных побед. В начале 90-х годов была заложена основа той модельной гаммы, которая, постоянно совершенствуясь, выпускается и поныне. Предприятие, объединившееся в 1995 г. в единый холдинг с фирмой «Хусаберг», сосредоточено теперь на изготовлении только мотоциклов в спортивном стиле. Часть из них - настоящие спортивные мотоциклы KTM для кросса, эндуро и ралли рейдов, часть - мотоциклы двойного назначения с полным комплектом приборов освещения, которые могут эксплуатироваться в городах и на дорогах общего пользования.


Значительную часть программы предприятия занимает новый класс - детские спортивные машины. Сегодня под маркой мотоциклов KTM предлагаются одноцилиндровые машины с двух- и четырехтактными моторами рабочим объемом от 49 до 660 см3, а флагманом программы с недавнего времени стала мощный мотоцикл с V-образным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 942 см3 мощностью 102 лошадиные силы.




Каждый цилиндр силового агрегата мотоцикла KTM имеет головку с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами. С мотором блокируется шестиступенчатая коробка передач. В начале 2002 года итальянский спортсмен Фабрицио Меони (Fabrizio Meoni) на этом мотоцикле от KTM стал победителем очередного ралли-марафона «Париж-Дакар».


Несложное приспособление Дроссельный золотник мотоциклетного карбюратора со временем изнашивается, начиная издавать при малых и средних оборотах вала двигателя звонкий стук. От него легко избавиться, сделав несложное приспособление.В стенке смесительной камеры карбюратора с правой стороны, непосредственно под центрирующим шплинтом 1, (см. рисунок) просверливают отверстие диаметром 1,3 мм. Из отрезка стальной проволоки диаметром 1,2 мм изготовляют стопор 2 и сгибают его так, чтобы одна часть (а) соответствовала внутреннему диаметру смесительной камеры, а другая (б) — была на 1 мм меньше расстояния от просверленного отверстия до дна смесительной камеры. Угол изгиба — 90 градусов. Стопор вставляют в просверленное отверстие концом «а» со стороны смесительной камеры. Часть «б» расположится в продольном пазе дроссельного золотника. На стопор надевают уплотнитель 3 из фетра или кожи. После этого отгибают его в сторону всасывающего отверстия кар...
Читать далее >>Первый серийный мотоцикл в СССР ленинградского завода "Красный Октябрь" «Когда появилось серийное производство мотоциклов в нашей стране?» — спрашивает москвич А. Космынин.Начало этому делу положил в 1933 году ленинградский завод «Красный Октябрь». Первая его модель — мотоцикл Л-300, спроектированный в 1931 году группой конструкторов на заводе «Промет». Это была легкая (125 кг) машина, снабженная двухтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 293 см3. При 3000 об/мин мощность его достигала 6,5 л.с., максимальная скорость до 70 км/час. Рама была штампованной, передняя вилка — парал-лелограммной. На обоих колесах стояли шины размером 26 — 3,5 дюйма. Расход бензина на 100 км пути - 4,5 л.Аналогичную по конструкции машину (ИЖ-7) в 1933 году начали строить в Ижевске — на первом в стране мотоциклетном заводе, который по праву считается пионером отечественного мо-тоциклостроения. До войны на нем производи...
Читать далее >>Электронное зажигание Владельцы мопедов и легких мотоциклов «Восход» и «Минск» последних лет выпуска по достоинству оценили преимущества бесконтактной электронной системы зажигания (БЭСЗ) перед традиционной, контактной — более надежный пуск, стабильность работы и нетребовательность к обслуживанию. Чтобы грамотно ее эксплуатировать, находить и устранять неисправности в системе, многие читатели просят рассказать о принципе действия и устройстве электрических приборов БЭСЗ. Предлагаем вниманию мотоциклистов материал, подготовленный сотрудниками НИИавтоприборов кандидатом технических наук А. АЛЕКСЕЕВЫМ и инженером Н. ВИХОРЕВЫМ. Вместе со статьей «Проверка электронной системы зажигания» («За рулем», 1983, № 7) он отвечает почти на все вопросы, встретившиеся в письмах читателей. К основным узлам и деталям бесконтактной системы зажигания относятся: генератор переменного тока, блок «коммутатор—стабилизатор» (...
Читать далее >>Минская новинка Мотоциклистам разных поколений давно знакомы легкие двухколесные машины, несущие на бензобаке изображение аиста. Большинство мотолюбителей именно с них начинало свою мотоциклетную биографию.За годы, прошедшие с начала производства мотоциклов в Минске, намного выросла нх мощность, улучшились динамические характеристики, повысилась комфортабельность.Обладатель двухколесной машины, как правило, редко бывает полностью удовлетворен ей. Чем больше он ездит, тем больше желает ее усовершенствовать. Минские мотоциклы — не исключение. За время выпуска модели ММВЗ—3.115 («За рулем», 1976, №1) завод получил много писем с предложениями об изменении конструкции. Предложения потребителей, как и результаты испытаний, повлияли на конструкцию. И вот в продаже появился усовершенствованный мотоцикл ММВЗ—3.112. Его цена — 450 рублей.При первом же взгляде на машину в глаза бросается новое, более удобное широкое и длинное седло. Оно откидывается на пет...
Читать далее >>Как устранить люфт стержня передней вилки в верхнем мостике На некоторых мотоциклах ЯВА после 30 — 50 тысяч километров пробега износ приводит к люфту стержня передней вилки в верхнем мостике. Он обнаруживает себя неприятными стуками при движении по плохой дороге. Применение фольги для уменьшения зазора малоэффективно, а затяжка гайки ничего не дает. Устранить люфт удалось при помощи специальной гайки и конусного кольца (рис. 1). Они изготовлены из инструментальной стали (можно, например, использовать 40Х) с закалкой до твердости 45 — 50 HRC. Новые детали ставим вместо круглой гайки, как показано на рис. 2. При затягивании верхней гайки разрезное кольцо разжимается и плотно фиксирует стержень вилки в верхнем мостике. Стопорную шайбу в этом случае можно не ставить. Рис. 1. Гайка (слева) и кольцо. Рис. 2. Узел крепления верхнего мостика: 1 — рулевая колонка рамы; 2 — конусная гайка: 3 — мостик: 4 — разрезное кольцо; 5 — гайка;...
Читать далее >>