Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета


Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.

Рис 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора

Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла.

Основные средства повышения мощности двигателей ИЖ-56 и «ИЖ-Планета» (как и любого двухтактного двигателя) — это улучшение процессов наполнения, продувки, выпуска, уменьшение механических и гидродинамических потерь, повышение степени сжатия для более эффективного использования топлива.

Улучшение процесса впуска достигается увеличением диаметра диффузора карбюратора и впускного патрубка до 27 мм (рис. 1). Расточить патрубок и корпус карбюратора (в сборе с вставкой смесительной камеры) можно на токарном станке. Обработанные поверхности надо тщательно зачистить, острые кромки притупить. Перед сборкой обратите особое внимание на состояние и чистоту всех каналов, особенно входного отверстия канала холостого хода. Увеличение диаметра диффузора на регулировку карбюратора не влияет.

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Рис. 2. Установка заглушек на щеки коленчатого вала

Специальные заглушки, установленные на маховики коленчатого вала (рис. 2), уменьшают объем кривошипной камеры на 160 смз. От этого увеличивается давление в начале и в конце продувки, что благоприятно сказывается на наполнении цилиндра. Заглушки можно сделать из листовой стали толщиной 1,8—2 мм. Для герметичности посадочные места перед сборкой обильно смазывают бакелитовым лаком. Заглушки закрепляют не менее чем пятью винтами, которые закернивают, чтобы не отвинчивались.

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке

Рис. 3. Приспособление для подрезки торца головки цилиндра на токарном станке:
1 — основание;
2 — струбцина.

Подрезание посадочного торца головки цилиндра на 0,8 — 1 мм увеличивает степень сжатия двигателя до 6,7 — 6,9, Дальнейшее повышение ее при эксплуатации на бензине А-72 вызовет детонацию, перегрев двигателя и снижение его мощности. Подрезать торец головки цилиндра можно на токарном станке в специальном приспособлении (рис. 3). Струбцины 2 для крепления головки должны располагаться с четырех сторон. После этого надо притереть плоскость торца на контрольной плите.

Для уменьшения механических и гидродинамических потерь рекомендуется тщательно отполировать маховики коленчатого вала, внутреннюю поверхность кривошипной камеры, головку поршня, сферическую поверхность камеры сгорания и поверхности впускного, выпускных и перепускных (продувочных) каналов.

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета

Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ИЖ-Планета :
I — крутящий момент;
II — эффективная мощность;
III — удельный расход топлива.
Условные обозначения:
круг — серийный двигатель:
2 квадрата — двигатель с диффузором карбюратора диаметром 27 мм;
треугольник — двигатель с диффузором диаметром 27 мм и заглушками на маховиках;
два тире — двигатель с диффузором диаметром 27 мм, заглушками и увеличенной степенью сжатия (6,7—6,9).

Влияние каждого из предложенных здесь изменений на параметры двигателя хорошо видно на графике (рис. 4).

Увеличение диаметра диффузора карбюратора дает прирост мощности на 0,7 л. с.; уменьшение объема кривошипной камеры увеличивает ее на 0,4—0,5 л. е.; повышение степени сжатия прибавляет еще 0,7—0,9 л.с. Следует заметить, что обороты коленчатого вала при максимальных мощности и крутящем моменте не растут, а это очень важно для дорожного мотоцикла.

Для улучшения динамических и эксплуатационных параметров мотоцикла с форсированным двигателем следует установить ведущую звездочку главной передачи с 18 зубьями. Максимальная скорость мотоцикла при этом достигает 105 — 110 км/час; минимально устойчивая скорость на первой передаче составит 12 км/час, на второй передаче — 16,5—18 км/час, на третьей — 27 — 28 км/час, на четвертой — 37 — 39 км/час.

Если мотоцикл используется с боковым прицепом, рекомендуем установить ведущую звездочку главной передачи с 16 зубьями.

Время и путь разгона мотоцикла до определенной скорости с двигателем мощностью 15 л. с. значительно сокращаются. Например, на ровном шоссе с асфальтовым покрытием разгон до скорости 60 км/час. занимает 6,2 сек. на участие 80 м, а с серийным двигателем «ИЖ-Планета» соответственно 8,8 сек. при 100 м.

Расход топлива на 100 км пути при движении по такой же дороге при скорости в пределах 60 км/час не меняется и составляет 3,5 — 3,6 литра.

В. АБРАМЯН,

А. МАКСИМОВ,

1969N01P20

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Советы по устранению неисправностей мотоциклов Ява

Тем, кто ездит на мотоциклах Ява     В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО.   О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...

Читать далее >>

Разъем в фаре Явы. Установка разъёма в фару старушки

 Сравнительно часто приходится снимать верхний кожух фары для смены масла в амортизаторах передней вилки, при подтягивании гаек колонки руля, для смазки подшипников рулевой колонки и т. д. При этом легко повредить провода, идущие к замку зажигания, да и работать при висящем на проводах кожухе неудобно. А если у мотоцикла «спортивный» руль, кожух снимать вообще очень трудно — мешает поперечная распорка.Для удобства можно сделать электрические соединения с верхним кожухом через штепсельный разъем, например, типа РША-14 или РША-20. Эти детали продаются в магазинах радиотоваров.Провода, идущие к верхнему кожуху фары, последовательно по одному отсоединяют от центрального переключателя (два — от лампочек спидометра) и припаивают к контактам гнездовой части разъема. При этом записывают номера контактов и адреса проводов от обеих частей разъема. Затем к вилочной части разъема припаивают провода сечением не меньше 1,5 мм2 и соединяют их с контактами центрального пер...

Читать далее >>

Игольчатый подшипник и демонтаж поршня на Ява 634 и ЧЗ 472

Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...

Читать далее >>

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>

Новинка. ИЖ Планета-Спорт

Открытие новой планетыКороткие сообщения в печати о создании нового мотоцикла на знаменитом Ижевском машиностроительном заводе — крупнейшем в стране производителе двухколесных машин вызвали естественный интерес мотолюбителей. Свидетельство тому — многочисленные письма в редакцию с просьбой подробно рассказать о новом ИЖе на страницах журнала.Пока шли испытания и доводка конструкции машины, завод готовился к ее производству. И в конце минувшего (1973) года уже появились первые мотоциклы ИЖ Планета-спорт. Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. От первой он унаследовал оборудование, необходимое при движении в потоке транспорта, удобства для водителя и пассажира в длительных поездках, экономичность, простоту обслуживания и ремонта, р...

Читать далее >>