Осенью прошлого года мы перегоняли новый мотоцикл «ИЖ-Юпитер—4» с коляской из Ташкента в Пермь. Расстояние около 3 500 километров прошли за шесть дней. Практически больше половины пути пришлось на обкатку, поэтому допускаемые заводом скорости старались не превышать, и ограничитель сняли только после 3000 километров. Но вот обеспечить рекомендуемые инструкцией легкие дорожные условия оказалось не в наших силах. Правда, загрузка мотоцикла была невелика — только водитель (второй ехал в автомобиле), зато среднеазиатская жара, затяжные подъемы, каменистая дорога, а в конце пути размытый дождями Сибирский тракт потребовали от машины высокой надежности. В общем, суровое испытание, которым по сути оказалась поездка, «Юпитер—4», к нашей радости и, признаться, некоторому удивлению, выдержал с честью. Судите сами.
Предсказание ташкентских мотоциклистов о неизбежности перегрева двигателя окончательно рассеялось на перевале между Хантау и Кияхты, что на пути к озеру Балхаш. Это один из тяжелых участков дороги не только для мотоциклов, но и для легковых машин. Затяжные подъемы и спуски, булыжник и камни на дороге. И в этих условиях никаких признаков перегрева двигателя, хотя в основном работала вторая передача. Здесь выявилось и другое положительное качество мотоцикла: на тяжелых дорогах он ничуть не уступал в скорости «Жигулям» благодаря своей маневренности и высокой мощности двигателя. А в последний день путешествия расстояние от Первоуральска до Кунгура по старому Сибирскому тракту при непрерывном дожде мотоцикл (без всякого соревнования!) прошел почти на 2 часа быстрее, чем «Жигули».
Во время долгой поездки мы на собственном опыте убедились в справедливости журнальной публикации («За рулем», 1981, № 11): при движении по шоссе на прямой передаче двигатель ИЖ-Ю4 развивает слишком большие обороты, и для снижения расхода топлива была бы полезна пятая передача.
Оценили мы достоинства ИЖ-Ю4К, отмеченные в той же статье: красивый внешний вид, мощный генератор, удобное управление, легкий пуск двигателя, хорошую защиту задней цепи, умеренный расход бензина А-76 — в зависимости от характера дороги он составлял 5,5—6,5 л/100 км.
На наш взгляд, мотоцикл не лишен и недостатков. В первую очередь хотим остановиться на качестве сборки. Первое впечатление, которое сложилось после того как мотоцикл распаковали, что его собрали на скорую руку. Большую часть гаек можно было отвернуть без помощи ключа. Оказался незатянутым барабан сцепления на первичном валу коробки передач, не отрегулированы пружины сцепления, вытекло масло из передней вилки. Не раз нам приходилось останавливаться для устранения неполадок, возникавших из-за недоброкачественной сборки.
После 1500 километров стал плохо пускаться двигатель, появились перебои в работе правого цилиндра. Чистка и регулировка карбюратора, контактов прерывателей не дали положительного результата. При тщательной проверке выяснилось, что одна из катушек зажигания одним выводом касалась бензобака. Пока краска в месте контакта была цела, двигатель работал безотказно. По мере истирания ее появилась и стала прогрессировать утечка тока на «массу», из-за чего нарушилась работа системы зажигания. Обнаружить причину долго не удавалось, так как на вывернутой для проверки свече была как будто нормальная искра.
Хотелось бы остановиться еще на ряде «мелочей», которые в той или иной мере портят впечатление от машины.
Например, для обивки сиденья использован материал низкого качества. После первых дождей и холодов на нем появились трещины. Сочетание крашеного колеса у коляски с хромированными колесами и щитками самого мотоцикла наводит на мысль о человеке» у которого на одной ноге модная туфля, а на другой — резиновый сапог. При скорости 55—60 км/ч защитный кожух карбюратора начинал вибрировать, издавая более сильный звук, чем выхлоп двигателя.
Несколько замечаний по коляске. Маятниковый рычаг во втулках был собран с большим зазором. Из-за этого через 4000 километров втулки разрушились. Постоянно издает неприятный скрип пружина амортизатора. Трос тормоза коляски коротковат и не защищен от грязи. Это создает дополнительное усилие на педали ножного тормоза. Поэтому многие водители ИЖей, как мы видели, отсоединяют тормоз коляски.
Считаем, что мотоцикл с коляской надо комплектовать ветровым стеклом для водителя. Все равно без него практически никто не ездит. А стекло, изготовленное в домашних условиях, зачастую портит вид мотоцикла.
В целом же ИЖ-Ю4К — добротная машина, вобравшая все лучшее от предшествующих моделей. И если бы не огрехи сборки, которые из-за недобросовестной или просто отсутствующей предпродажной подготовки пришлось устранять самим, оценка была бы еще выше.
Ю. МОРОЗОВ, М. МОРОЗОВ
г. Пермь
1982N11P25
У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5 1979N06P33
Читать далее >>Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель. 1988N07P33
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...
Читать далее >>В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...
Читать далее >>