Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет.
Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов.
Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.
Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников?
Первое, что бросается в глаза, — внешний вид. Новые машины больше отвечают требованиям современной технической эстетики. Мотоциклы окрашены в единый, фирменный цвет. Обода колес, корпуса глушителей покрыты слоем декоративной хромировки, а защитные кожухи карбюраторов и тормозные крышки — молотковой эмалью. Крышки картера благодаря полировке обрели зеркальный блеск. Вполне современным выглядит чехол седла из цветного текстовинита. Кстати, само сдвоенное седло несколько шире обычного и более удобной формы.
Мощность нового «Юпитера» осталась прежней, зато мотоцикл ИЖ Планета-2 стала сильнее на две с лишним лошадиных силы. Это позволило улучшить динамические качества мотоцикла и увеличить максимальную скорость до 105 км/час. Повышение мощности до 15,5 л. с. достигнуто уменьшением объема кривошипной камеры, небольшим повышением степени сжатия и применением карбюратора К-36Ж с увеличенным до 27 мм диаметром диффузора.
Не останавливаясь на конструктивных особенностях нового карбюратора, мы хотим коротко рассказать о его преимуществах по сравнению с ранее применявшимся К-28. Схема карбюратора К-36Ж с вынесенным из зоны диффузора топливным корректором обеспечивает более экономичный состав смеси и снижение расхода топлива на 4—6 процентов. Обогащение смеси в карбюраторе К-36Ж, в отличие от К-28, достигается вращением манетки корректора по часовой стрелке. Пользоваться корректором нужно при пуске двигателя в холодное время и при езде на максимальной скорости. Фланцевое крепление карбюратора К-36Ж к впускному патрубку двумя болтами прочнее крепления К-28, у которого часто ломались хомутики.
Претерпела изменение конструкция подшипника вторичного вала коробки передач. В новых роликоподшипниках длина роликов увеличена с 8 мм до 12 мм. Однако устанавливаются они без изменения посадочных мест в картере. Это особенно важно для ремонта двигателя и обеспечения запасными частями. Кроме того, бочкообразная форма роликов позволяет более равномерно распределять напряжения по длине. Удлиненные, бамбинированные ролики увеличат срок службы подшипника более чем в полтора раза.
Теперь несколько слов об изменениях в «ИЖ-Юпитере».
Хотя долговечность подшипника нижней головки шатуна коленчатого вала
ИЖ-Ю вполне достаточна и подшипник выдерживает свыше 30 тысяч километров пробега, известны случаи преждевременного выхода его из строя. Это объясняется превышением допустимых скоростей движения на каждой передаче или «прогазовкой» на холостом ходу при прогреве, когда обороты вала значительно превышают обороты максимальной мощности.
Измененная конструкция шатуна улучшила теперь смазку роликоподшипника нижней головни. Это в свою очередь в несколько раз повысило стойкость при работе двигателя на высоких оборотах. Изменены червячный вал и вилки переключения передач. Сделано это для более четкой и долговечной работы механизма переключения.
Рис. 1. Сальники, защищающие подшипники колес: а) фетровый сальник, применяемый на мотоцикле «ИЖ-Планета», б) резиновый сальник мотоцикла
Важным новшеством, повысившим межремонтный пробег «Планеты» и «Юпитера», является новая конструкция сальников для защиты подшипников колес от пыли и влаги. Раньше для этой цели служил фетровый сальник (рис. 1, а) Он не обеспечивал достаточного уплотнения и к тому же требовал частой замены. Резиновые сальники (рис. 1, б), пришедшие на смену фетровым, увеличили срок службы подшипников почти вдвое.
Резиновые уплотнительные кольца установлены и в маятниковой вилке.
Они значительно улучшают защиту подшипников скольжения вилки и тем самым повышают срок их службы.
Рис. 2. Расположение включателя стоп-сигнала: а) включатель стоп-сигнала на раме ИЖ-Планеты, б) включатель стоп-сигнала ИЖ-Планеты-2 в инструментальном ящике.
Весной и осенью много хлопот доставлял мотолюбителям включатель стоп-сигнала (рис. 2, а), установленный на раме под тормозным рычагом. Он был недостаточно герметичен и часто выходил из строя из-за окисления контактов.
Новая конструкция включателя, показанная на рис. 2, б (он расположен о инструментальном ящике), обеспечивает надежность его в любых условиях.
На обеих моделях установлены новые реле-регуляторы. Их отличает лучшая виброустойчивость и стабильность регулировок, а это немаловажно для надежной работы двигателя.
На ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2 под аккумулятор подводится специальный полиэтиленовый поддон. Он предохранит инструментальный ящик от коррозии, возникающей из-за попадания электролита.
Модернизация мотоциклов коснулась и таких важных узлов, как тормоза. Анализируя опыт эксплуатации десятков тысяч машин, конструкторы пришли к выводу, что при большом пробеге тормоза иногда теряют надежность. Причем не помогает и регулировка тормозной системы — изнашиваются накладки и торцы колодок. В результате при полном повороте кулачка колодки слабо прижимаются к тормозному барабану. При ремонте в таких случаях для компенсации износа приваривали на торец колодок стальные полоски. В новой конструкции алюминиевых литых тормозных колодок предусмотрен специальный компенсатор. Теперь при большом износе под стальную пяту, расположенную на торце колодки, достаточно лишь поставить шайбу, которая войдет в комплектный набор мотоцикла. Сравнивая старые штампо-сварные и новые — литые - колодки, можно отметить, что конструкция последних значительно жестче. Запрессовка стальной втулки в посадочное место под кулачок тормоза должна сделать более надежной работу привода тормозной системы.
Рис. 3. Разборный глушитель ИЖ-Планеты 2 и ИЖ-Юпитер 2
Стала иной и система выпуска. И раньше ИЖ не считался «громкой» машиной. Однако звук выхлопа и конструкция глушителей не удовлетворяли конструкторов. Для новых моделей были разработаны и испытаны новые глушители выпуска (рис. 3). Разборная конструкция их позволяет, не снимая корпуса глушителя, отсоединить наконечник, вынуть, прочистить «начинку» и снова собрать глушитель. Кроме того, увеличение объема глушителя и оптимально подобранные проходные сечения выпускного тракта делают мотоцикл совсем тихим.
Вместе взятые конструктивные изменения, о которых мы рассказали, позволят повысить гарантийный пробег мотоциклов ИЖ-Планета 2 и ИЖ-Юпитер 2 по сравнению с ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер на 25 процентов.
К каждому мотоциклу прилагается комплект запасных частей. Теперь он увеличился: в него дополнительно входят трос сцепления и шинный манометр, который даст возможность поддерживать в камерах нужное давление. Это в конечном итоге скажется на сроках службы шин. Для мотоциклов ИЖ-Юпитер с боковым прицепом дается звездочка с девятнадцатью зубьями. Она необходима при езде без прицепа.
И в заключение — просьба к мотолюбителям. На завод приходит много писем от владельцев ижевских мотоциклов с замечаниями, предложениями, вопросами, советами. Хотелось бы получать а этих письмах и данные о сроках службы узлов и деталей, с указанием модели мотоцикла, года выпуска, характера неисправности, пробега, условий эксплуатации, нагрузки.
Анализ материалов, рассказывающих об эксплуатации машин в различных дорожных и климатических условиях, поможет заводу быстрее решать задачи по дальнейшему их совершенствованию.
Г. ПИСАРЕВ, В. АБРАМЯН, инженеры
г. Ижевск
1965N08P10-11
Новая модель В магазинах, торгующих мотоциклами, в нынешнем году появилась ЯВА-634 7.00. Эта машина представляет собой дальнейшую модернизацию базовой модели ЯВА-634 («За рулем». 1974, № 8). которая после усовершенствований в 1977 году получила индекс ЯВА-634.8.00 («За рулем», 1977, № 3). Новый блок контрольных приборов: слева — спидометр, справа — тахометр, в центре — сигнальные лампы. Мотоцикл ЯВА образца 1981 года отличается от предшествующих модификаций прежде всего новым блоком контрольных приборов (тахометр, спидометр, четыре сигнальные лампы), эластично укрепленным на передней вилке. Тахометр (новинка на дорожных машинах этой марки) имеет механический привод. Кроме того, изменена форма переключателей (производства завода «Пирна» в ГДР) и рычагов управления, расположенных на руле. Бензобак, переключатели и рычаги на руле. Среди других нововведений — увеличенная с 16,2 до 17 л емкость и измененное...
Читать далее >>JAWA 210 AUTOMATIC Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...
Читать далее >>Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...
Читать далее >>Новый привычный Урал Так уж случилось, что при всей популярности тяжелых мотоциклов ирбитского завода ни один из них до сих пор не попадал к нам на редакционные испытания. Между тем читатели не раз настойчиво рекомендовали нам познакомиться с ними поближе. И вот минувшей весной мы наконец получили новый «Урал».Впрочем, сначала была поездка на завод. Стоял январь. Но когда один из нас сошел с поезда, был поражен, увидев на привокзальной площади около десятка мотоциклов. Мороз около 30 градусов, ветер — а люди ездят на мотоциклах как ни в чем не бывало! В Москве, да и в других крупных городах европейкой части страны зимой такого не увидишь. После трех дней пребывания в Ирбите мотоцикл на улицах примелькался, стал привычен для глаза.Ирбитский мотоциклетный завод, выросший на голом месте в годы войны из эвакуированного московского предприятия, сейчас представляется довольно крупней фирмой, мощности которой позволяют выпускать до 130 тысяч машин в год. Однако оборудовани...
Читать далее >>По восходящей от 3 к 3М Ковровский завод имени В. А. Дегтярева с 1983 года перешел на выпуск модернизированного мотоцикла «Восход— ЗМ». Изменения, направленные на повышение безопасности, надежности и долговечности машины, в том или ином объеме затронули практически все узлы и системы. Покажем важнейшие отличия новой машины от «Восхода — 3» («За рулем», 1979, N11). ДВИГАТЕЛЬ. В верхней головке шатуна установлен игольчатый подшипник, горловина цилиндра на картере имеет теперь ребра с увеличенной поверхностью охлаждения. Тем самым улучшены условия работы деталей, повышен моторесурс. В результате срок гарантии на мотоцикл увеличен с 18 до 20 месяцев. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. На «Восходе — ЗМ» напряжение 12 В. Это позволило облегчить пуск двигателя, применить световые приборы с улучшенными характеристиками, отвечающие требованиям пассивной и активной безопасности: фару ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейски...
Читать далее >>