Типы мотоциклов

Многоликий современный мотоцикл

 

Активная механизация всех отраслей промышленности, сельского хозяйства естественным образом подготовила внедрение разнообразных средств механизации быта человека. И, так как удовлетворение общественных и личных потребностей ныне все теснее связано с постоянными перемещениями, во всех странах все чаще возникает вопрос о перспективности мотоцикла как индивидуального транспортного средства на фоне резкого увеличения выпуска легковых автомобилей.

Действительно, уровни спроса на мотоциклы и легковые автомобили всегда были тесно связаны. Поэтому, когда два десятилетия назад за рубежом заметно упало производство мотоциклов, а ряд некогда знаменитых фирм («Ройал-Энфильд», «Ариель», «Велосетт» в Англии, НСУ и ДКВ в ФРГ, «Индиан» в США и др.) полностью прекратили их выпуск, то и специалисты, и неспециалисты уверенно сочли причиной этого явления резкий рост производства автомобилей и появление на рынках в значительных количествах относительно дешевых малогабаритных моделей. Возможность обзавестись «автомобильной крышей» над головой словно загипнотизировала многих мотоциклистов и привела к мысли о том, что прекращение производства и потребления одноколейных машин — дело ближайшего будущего.

Однако в этот же период довольно неожиданно для европейских фирм начало активно развиваться японское мотоциклостроение. Его продукция буквально наводнила традиционные рынки. В связи с возобновлением спроса «Харлей-Давидсон» в США, «Мотобекан» во Франции, БМВ в ФРГ, «Бенелли» в Италии восстановили или расширили выпуск мотоциклов, и в настоящее время мировое производство их в классах свыше 50 см3 превышает 3—4 миллиона в год. В чем причины таких трансформаций?

Если внимательно познакомиться с проспектами и каталогами двадцати-тридцатилетней давности, можно заметить одну характерную черту — мотоциклы различались тогда практически только рабочим объемом двигателей. Использовались все модели весьма универсально, не существовало специализированных типов для шоссейных дорог или сельской местности. Даже в соревнованиях по кроссу и кольцевым гонкам нередко стартовали машины, принципиально мало отличавшиеся от серийных.

Видимо, первыми оценили все недостатки универсальности японские фирмы. Специалисты «Хонды», «Сузуки», «Ямахи», «Кавасаки», изучая спрос, убедились, что в условиях увеличенного выпуска автомобилей мотоциклы должны не конкурировать с ними, как это было прежде, а дополнять их. Они пришли к выводу, что, конструируя перспективные модели мотоциклов, невозможно, да и не нужно удовлетворять все, часто весьма противоречивые требования потребителя, — надо создавать специализированные разновидности. Такой подход, как показала практика, позволил не только гибко приспособиться к требованиям рынка, но и расширить во многих случаях круг интересов потребителей, предложив им модели, ранее не известные по сфере применения.

В настоящее время сформировался широкий ассортимент мотоциклов (см. таблицу на вкладке). Каждая из разновидностей имеет свое назначение, обеспечивая в целом мотоциклу прочное место в системе транспортных средств.

Рассмотрим конструктивные особенности различных категорий и условия эксплуатации, для которых предназначены современные мотоциклы, чтобы сформировать общее представление о путях их дальнейшего развития.

«Универсал». Как показывает само название, такой мотоцикл предназначен для удовлетворения повседневных нужд в разнообразных дорожных условиях. Имеет наилучшую защиту от грязи: развитые щитки колес и облицовку. Двигатель низкофорсированный, удельная мощность не превосходит 80 л.с/л.

Универсальность применения означает наиболее массовое распространение этих машин, следовательно, они должны быть технически просты и надежны, пригодны к многолетней интенсивной эксплуатации, а капитальный ремонт их — доступен практически каждому владельцу. Распространение «универсалы» получили не только в СССР, но и в ряде стран со сходными дорожными условиями. В результате многие заводы, в том числе и японские, в последнее время расширили их выпуск.

«Универсал» с боковым прицепом. Эта разновидность охватывает модели класса с 350 см3 и выше (пока в мотоциклетной технике классификация идет по рабочему объему двигателей). Широкого распространения в большинстве стран она сегодня не имеет. В СССР с его разнообразием дорожных условий на «универсалы» с коляской сохраняется хороший спрос в сельских районах, так как по проходимости там эти машины предпочтительней автомобилей. К особенностям, отличающим мотоцикл с коляской от одиночки, относится более прочная и тяжелая рама, передняя вилка повышенной поперечной жесткости (в ряде случаев встречались и рычажные передние вилки, имеющие уже определенное распространение за рубежом).

Стрит — по-англииски уличньй , дорожный. Так называют мотоцикл для дорог с улучшенным покрытием и для дальних туристских поездок. Это наиболее мощная (свыше 100 л.с./л) и динамичная разновидность. Взаимное расположение седла, руля, подножек таково, что позволяет водителю принять посадку с сильным наклоном вперед (для снижения лобового сопротивления). Езда по шоссе, по автострадам допускает наименьший ход подвески: передней — 140—160 мм, задней — 100—120 мм. В этих условиях шины могут иметь специальный, «шоссейный» рисунок протектора, который обеспечивает хорошие устойчивость и управляемость на больших скоростях и минимальные потери на качение. Широко применяются дисковые тормоза, причем в классах 350— 500 см и выше — самых быстроходных — не редкость двухдисковый передний тормоз. В связи с тем, что на ровных шоссейных дорогах с небольшим количеством крутых поворотов масса мотоцикла в отношении управляемости не имеет первостепенного значения, в конструкции моделей этой категории применяется много решений, повышающих комфортабельность и динамические качества, но значительно утяжеляющих машину. Это прежде всего система электропуска, обтекатели, многоцилиндровые двигатели. Мотоциклы типа «стрит» наиболее сложны и дороги (в ряде случаев их цена соразмерна с ценой легковых автомобилей) и немногочисленны.

Эндуро — по-испански выносливый. Эти мотоциклы хорошо приспособлены для эксплуатации в сельской местности, на проселках. Поэтому у протектора их шин развитые грунтозацепы, а ход подвесок больше: передней — до 160— 180 мм, задней — до 120—140 мм. Посадка водителя — классическая, с небольшим наклоном вперед. Дисковые тормоза на «эндуро» еще редки — чаще применяются барабанные, хорошо герметизированные. Электростартер ставят в основном на моделях классов 350— 500 см4. Двигатели в классах до 250 см3 обычно одноцилиндровые, свыше 250 см3 — двухцилиндровые. Их удельная мощность не превышает 100 л.с.ул. Глушитель для повышения проходимости обычно приподнят, хотя бы в задней части.

Трайел — по-английски состязание. Так называют разновидность мотоцикла категории «эндуро», который еще более приспособлен к сложным дорожным условиям. У него шины и колеса кроссового типа с очень развитыми грунтозацепами, причем их размер, как правило, 21 (спереди) и 18 или 19 (сзади) дюймов. Седло одно- или полутораместное. Глушитель поднят над коробкой передач или даже над двигателем. Внешне «трайел» очень похож на кроссовый мотоцикл и отличается от него наличием фары, светосигнальных приборов и меньшей шумностью. Двигатель, как правило, двухтактный с одним цилиндром, двухцилиндровый встречается крайне редко. Электростартера нет. Литровая мощность такая же или немного выше, чем у «эндуро».

«Эндуро» и «трайел» служат не для повседневной езды, а в основном, как сейчас принято говорить, в развлекательных целях, для моторизации отдыха и для спорта.

Сферы и особенности эксплуатации мотоциклов «стрит», «эндуро» и «трайел» определяют довольно небольшую ее интенсивность, и машины обычно не успевают изнашиваться. Как следствие, дело до капитального ремонта не доходит, а владельцы сменяют мотоциклы по престижным соображениям с появлением более модных новинок.

Для удовлетворения же чисто хозяйственных и транспортных нужд служат следующие три разновидности машин.

Внедорожный мотоцикл. Стал входить в обиход лишь недавно и пока во всем мире представлен несколькими моделями. Двигатель менее форсирован, чем у «эндуро» или «трайела» (ниже 70 л.с./л), но более «гибок», а крутящий момент в среднем диапазоне чисел оборотов довольно высок. Сочетание такой характеристики со сверхширокими шинами и пониженным передаточным числом вторичной передачи обеспечивает повышенную проходимость.

Пока еще не сложился определенный в социально-экономическом отношении контингент владельцев внедорожных мотоциклов. Заводы ориентируются сейчас на таких потребителей, как фермеры, охотники, геологоразведчики, строители, лесорубы. Учитывая это, можно предположить, что у нас в сельской местности подобные машины были бы встречены с большим интересом как индивидуальное средство транспорта для ежедневных поездок.

Мотоцикл высокой проходимости. Выпускают их всего несколько фирм. Наиболее известны американские машины «Рокон», по внешнему виду ассоциирующиеся с двухколесным трактором, хотя для сельскохозяйственных работ они непригодны.

Шины у мотоциклов этой категории, как и у внедорожных, сверхширокого профиля с очень низким удельным давлением на грунт. На них можно передвигаться даже по болотистой местности. Есть и модели с приводом на оба колеса. Системы подрессоривания нет. Скорость мотоциклов высокой проходимости не более 40 км/ч.

Пока такие машины (аналогичные джипам среди автомобилей) еще не привлекли стабильного интереса потребителей. Тем не менее они могут найти в будущем свой круг приверженцев.

Мотороллер. Он появился и получил широкое распространение в период, когда автомобиль был еще относительно недоступен. Компромиссом между ним и мотоциклом и явилась одноколейная машина повышенной комфортабельности — мотороллер. С ростом производства сравнительно дешевых малогабаритных автомобилей интерес к мотороллеру упал. Сейчас пользуются спросом лишь модели с двигателем ма-лого рабочего объема, являющиеся хорошим подспорьем там, где еще плохо развит коммунальный транспорт, а бензин дорог.

Грузовой мотороллер. Название несколько условное, поскольку под ним разумеются также грузовые мотоциклы и трехколесные сверхлегкие грузовики (с рулем мотоциклетного типа). Особенности, объединяющие их, — три колеса, грузовая платформа и «мотоциклетное» происхождение. Широкое распространение эти машины получили одновременно с легковыми мотороллерами. В ряде стран с мягким климатом (Италия, Япония, Индия, Таиланд) они популярны и сегодня.

Мопед. Этот термин образовался от сокращения словосочетания «моторный велосипед». Попытки создать облегченные и упрощенные конструкции легкого мотоцикла с вспомогательным педальным приводом велосипедного типа предпринимались неоднократно. Однако лишь в 50-е годы мопеды получили широкое распространение, чему способствовало принятое во многих странах разрешение ездить на них с 16 лет без специальных документов («прав»). Одновременно для мопедов был введен лимит максимальной скорости — 40—50 км ч. Такое ограничение должно быть заложено в конструкции мопеда и контролируется специальными государственными службами при аттестации к продаже каждой новой модели.

Поначалу мопеды имели двух- и трехступенчатую коробку передач, а для торможения служил специальный механизм велосипедного типа во втулке заднего колеса. В последние 10 лет за рубежом определилось преобладание конструкций с автоматическим клиноременным вариатором. Он привел к некоторому удорожанию машины, но управлять ей стало настолько просто, что практически каждый умеющий ездить на велосипеде за полчаса овладевает мопедом. Сейчас мопеды производят более ста фирм, а их общий выпуск исчисляется десятками миллионов. Интересно, что мопеды не только получили со временем широкое признание, но и стали родоначальником еще трех разновидностей машин, о которых речь пойдет ниже.

Мофа. И внешне и по существу это упрощенный мопед. Причина его появления проста. В ряде стран детям с 14 лет разрешено ездить на простейших мопедах, у которых наибольшая скорость 25—30 км/ч. Эти машины получили признание и среди пожилых людей.

Конструктивно мофа проще мопеда. Меньшая скорость упростила требования к трансмиссии, и не нужна стала коробка передач; широкое применение нашло автоматическое сцепление. Очень часто заднее колесо не имеет подвески. Весит мофа на 10—15 кг меньше мопеда.

Мокик. Мопед с кик-стартером — так можно расшифровать это название. Из других отличий следует отметить большее, чем у мопеда, число передач, обусловленное отсутствием педального привода и необходимостью иметь дополнительную передачу для преодоления крутых подъемов.

Минибайк. Это микромотоцикл, задуманный как транспортное средство для крупных городов. Уменьшение внешних размеров — результат более плотной компоновки всей машины и применения малых колес. В большинстве случаев некоторые элементы (руль, седло) складные или убирающиеся. Благодаря всему этому минибайк занимает очень мало места при маневрировании, на стоянке, в хранении (немаловажное обстоятельство для городской квартиры), его можно перевозить в багажнике легкового автомобиля. Минибайки изготовляют на базе узлов мопедов и моф, но чаще мокиков. Благодаря малому размеру колес центр тяжести у минибайка расположен очень низко, поэтому машина очень устойчива и маневренна.
Мы рассмотрели все известные сегодня категории мотоциклов. Большое их разнообразие говорит о стремлении конструкторов найти в изменившихся условиях новые сферы применения одноколейных транспортных средств, где специфические особенности мотоциклов дали бы им преимущество перед автомобилями. Таким образом, сейчас речь идет не о вытеснении легковыми автомобилями мотоциклов вообще, а о рациональном распределении между ними «сфер влияния».

Такой вывод справедлив и для нашей страны, где обширные пространства и большое разнообразие дорожных и климатических факторов создают особо выгодные условия для гармоничного сочетания всех разновидностей перечисленных выше категорий мотоциклов с автомобилями. И сейчас, когда заканчивается разработка планов развития народного хозяйства в одиннадцатой пятилетке, мы должны особенно тщательно проанализировать перспективный спрос и типаж мотоциклов, мотороллеров и мопедов.

Ставя перед собой цель улучшить ассортимент мотоциклетной техники и увеличить ее выпуск, наша промышленность уже сейчас должна учесть изменения, происходящие в характере спроса и, не теряя времени, заняться подготовкой новых моделей. Бесспорно, переход на выпуск машин незнакомых еще разновидностей повлечет болезненную ломку производства на заводах, привыкших выпускать одну-две традиционные модели большим тиражом. И тем не менее он необходим, ибо послужит более полному удовлетворению спроса потребителей и обеспечению надежного сбыта продукции.

Сразу дать конкретный рецепт, какие категории мотоциклов уже следует развивать и в каких количествах, трудно — для этого нужно тесное сотрудничество заводов с торговыми организациями на основе экспериментальных поставок партий мотоциклов (новых разновидностей) в различные зоны страны. Можно лишь сказать, что, по всей видимости, еще долго наибольший интерес к себе сохранят мотоциклы типа «универсал». Однако уже сейчас видна перспективность для наших условий мотоциклов типов «эндуро» и высокой проходимости.

Очень интересен и заслуживает самого пристального внимания зарубежный опыт ограничения скоростей и введения возрастного ценза для мопедов и мокиков.

Благодаря средствам массовой информации довольно хорошую известность получил у нас минибайк. И не только получил, но и имеет уже своих твердых приверженцев. Видимо, и в этом направлении следует ждать от промышленности конкретных предложений.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что мотоцикл нужен и должен существовать, но не всякий, а только в тех конкретных разновидностях, которые соответствуют специфическим условиям эксплуатации и потребностям людей.

 

Типы мотоциклов - Стрит, Эндуро, Трайел, Универсал, Мофа, Мокик, Мотороллер, Мотороллер, Минибайк

 

А. ЮДИН, инженер


 

1980N02P6-7

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Первые километры

Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...

Читать далее >>

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Экипажная часть. Испытания

Появление новой модели мотоцикла всегда вызывает интерес. А если к тому же эта модель означает веху в отечественном мотоциклостроении, то такой интерес тем более понятен и оправдан. У мы вовсе не удивились, когда сразу же после выхода на дороги мотоцикла ИЖ Планета спорт (о нем рассказывалось в № 1 журнала за 1974 год - Новинка. ИЖ Планета Спорт и № 9 за 1975 год - Двигатель ИЖ Планета Спорт ) в редакцию стали приходить многочисленные письма. Чтобы ответить на такие письма, мы проводим испытания, для которых заводы предоставляют нам машины. Оговоримся сразу: редакционные испытания не дублируют заводские, а имеют целью оценить мотоцикл с точки зрения рядового потребителя, запросы которого вырисовываются из читательских писем. Здесь мы расскажем, как проходил у нас опытную эксплуатацию новый ижевский мотоцикл. «ИЖ—Планета-спорт». Это многообещающее название заранее сулило встречу с мотоциклом, сочетающим в себе надежность и простоту дорожной «Планеты» с со...

Читать далее >>

ИЖ Планета 3-01, ИЖ Юпитер 3-01 (3К-01)

Комфортабельнее, мощнее, безопаснее С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются? Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага. Модификация «ИЖ&m...

Читать далее >>

Защита свечей на мотоцикле ИЖ

Защита свечи При езде на мотоцикле по мокрой дороге с большой скоростью вода от переднего колеса попадает под колпачок провода высокого напряжения, и тогда исчезает искра на свече — двигатель останавливается. Защита свечи на мотоцикле ИЖ: 1 — колпачок провода высокого напряжения; 2 — изолятор свечи: 3 — шайба из резины толщиной 1 мм. Однажды в дождь из-за «того я потерял очень много времени, пробуя разные варианты защиты свечей. Самым простым и абсолютно надежным оказался способ, существо которого ясно из рисунка. Резиновая шайба 3. плотно надевающаяся на изолятор свечи и входящая внутрь колпачка, ие пропускает воду, даже когда вы моете мотоцикл из Шланга.А. ДАГАЕВ60311, Г. Горький, ул. Белинского, 35, ив. 1 1974N07P38

Читать далее >>