Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим.
Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут, что тоже немаловажно. Часто приходилось ездить с детьми, поэтому на коляску сделал простейший ветрозащитный фартук по типу «явского». Двое детей дошкольного возраста размещаются там с достаточным комфортом.
Однако по прицепу есть и замечания. Во-первых, не устраивает работа амортизатора. Неплохо бы иметь его с переменной жесткостью, чтобы она соответствовала загрузке. Во-вторых, заводское стекло практически не защищает от ветра, если не сказать обратное. А самодельный вариант решает эту задачу превосходно. В-третьих, плохо сливается вода, попавшая в прицеп. И даже дополнительные отверстия не всегда помогают. Виной тому резиновые коврики (кстати, под ними довольно быстро ржавеет днище). Может его следовало бы делать рифленым? Даже фигурная решетка улучшает вентиляцию и слив воды из коляски. За три года у прицепа была всего одна поломка. От вибрации раскрутился нижний болт, крепящий амортизатор. Поставил более длинный и законтрил двумя гайками.
Теперь о самом мотоцикле. Обкатку проводил, придерживаясь инструкции, и сразу с боковым прицепом. Уже в тот период у мотоцикла были довольно тяжелые режимы работы. На Северном Кавказе это немудрено. Правда, основные правила я соблюдал всегда: верное соотношение топливной смеси, обязательный начальный прогрев двигателя на минимальных оборотах, рекомендуемый скоростной режим на всех передачах. Советы бывалых по вопросам эксплуатации и ремонта я отодвинул на второй план. Полностью положился на инструкцию по эксплуатации. Старался в срок проводить все виды обслуживания, но не больше. Летом только ездил, а разные работы планировал на зиму.
Первые две тысячи двигатель быстро перегревался. Отмечался и незначительный прихват поршня. Однако не пришлось даже снимать цилиндр. Хочу отметить, что такие случаи нередки в период обкатки. Просто их иногда не замечают. После же прихвата лучше сразу снять с зеркала цилиндра алюминиевый налет.
Во время обкатки почти после каждой поездки приходилось что-нибудь подтягивать, подкручивать. Первые мелкие ремонты были прямым следствием вибрации. Пришлось ставить новые винты в спидометр взамен утерянных. Разломилось пластмассовое основание прерывателя указателей поворота, несколько позже отломились ножки транзистора КТ837Е в том же прерывателе. Потом из-за вибрации транзистор окончательно вышел из строя. За три года его пришлось поменять трижды. Многие же после первой поломки ставят обычное термомагнитное реле взамен электронного.
За покрышками старался следить постоянно. Поддерживал нужное давление, вовремя переставлял колеса. Здесь многие владельцы «планет» этой модификации мне посочувствуют. Ведь чтобы снять заднее колесо, надо снять еще и глушитель.
Подвели меня спицы. Особого внимания я им в какой-то момент не уделил и потом об этом жалел. Работы прибавилось втрое. Некоторые из них пришлось даже перекусывать, чтобы заменить. Старые прикипели так, что предложенным в инструменте устройством подтянуть их не удалось. Теперь с завистью смотрю на фотографии иностранных моделей с литыми колесами.
За зиму предпринял кое-что для улучшения работы двигателя. Сделал фаски на выпускных окнах цилиндра. Отполировал поршень, внутреннюю поверхность головки цилиндра, впускной и выпускной тракты. Полностью перебрал карбюратор. Тщательно его отрегулировал на более экономичную работу. Особое внимание уделил регулировке уровня топлива. Выставил опережение зажигания, увеличив его в сторону более раннего, но укладывающегося в паспортный интервал. Это делалось с учетом того, что к середине сезона на поршне будет слой нагара. К зажиганию на «Планете» надо относиться всегда внимательно. Мотоциклы с поршнем такого большого диаметра сильнее склонны к детонации. Однако чаще надо проверять не само опережение, а зазор между контактами прерывателя. Выставлять опережение зажигания чаще раза в год нет смысла.
После всех работ я не узнал свою «Планету». Легкий пуск, хорошая динамика, скорость выше паспортной, малошумность двигателя меня просто поразили. Расход топлива уменьшился на 1 литр и составил 5,0—5,5 литра (с боковым прицепом за городом) на 100 километров. Я еще раз убедился, что любая мелочь в конечном итоге влияет на работу всех систем мотоцикла. Хорошо отлаженный карбюратор не принесет заметных результатов без тщательно отрегулированного зажигания. И наоборот. Хочу отметить, что на протяжении трех лет очень мало ездил по городу.
После 7000 километров двигатель полностью «притерся». Все работает как надо.
Несколько слов об электрооборудовании. Кроме прерывателя указателей поворота,, серьезных замечаний нет. Менял несколько раз лампочки. В незадействованную ячейку приборного щитка поставил дублирующую лампочку стоп-сигнала, лучше бы, правда, делать это прямо на заводе. Оказалось очень удобно. После этого ни разу не пытался сдвинуться с места на стояночном тормозе. Да и в дороге неплохо контролировать работу светового сигнала торможения. Заменил выключатель стоп-сигнала переднего тормоза самодельным (из стандартного микровыключателя МП-5). Собираюсь аналогичным образом переделать задний тормоз.
Через 22000 двигатель стал плохо заводиться. Нарушился контакт высоковольтного провода в катушке зажигания. Пришлось на сантиметр укоротить провод и промыть бензином иглу на катушке. Аккумуляторная батарея все еще «родная». Ежегодно устраиваю несколько специальных зарядно-разрядных циклов. Зимой хорошо вымытую, закрытую и полностью заряженную батарею храню в нижнем поддоне бытового холодильника.
Обязательно два-три раза в сезон промываю воздухоочиститель. Один раз меняю в нем масло. Необходимо также следить за уровнем масла в фильтре. Небольшое превышение (при езде на низких скоростях) уже влияет на рабочую смесь. Так что это тоже не мелочь.
Часто прожигаю глушители паяльной лампой. После каждой такой чистки мотоцикл становится заметно резвее.
В итоге за три года ни разу мой ИЖ меня не подводил. Уверенность в его безотказности позволяет ездить одному на большие расстояния в любое время суток без боязни преждевременно закончить поездку с инструментом в руках.
Но только ли от своевременного и правильного ухода зависит надежность машины? Утвердительный ответ я не тороплюсь дать. Известно много случаев, когда довольно грамотные мотоциклисты мучаются и с «Планетой». И тут уж становятся очевидны грехи изготовления.
Со временем начинаешь понимать, что мощности 20-сильного двигателя не всегда хватает. Особенно это заметно, когда отцепляешь прицеп. Насколько уверенней себя чувствуешь в сложной дорожной обстановке, если в запасе еще полхода рукоятки газа. И не надо заводам бояться делать мощные мотоциклы. В конечном итоге это скажется на их безопасности. Когда догоняешь на загруженной трассе грузовик, у которого скорость восемьдесят, то один выход — пристроиться сзади на долгое время. А это опасней, чем прибавить газу до 90—100 км/ч и обогнать. Но в запасе у «Планеты» только 80.
И еще вот о чем. Мотоцикл существует более 100 лет. Но чем «Планета-4» отличается от первых прародителей? Никаких революционных изменений практически не увидишь. Многие мотолюбители хотели бы задать вопрос: когда наконец мы избавимся от спиц, когда будут хорошие обтекатели в комплекте с мотоциклом, пятая передача, когда будут новые амортизаторы? И таких «когда» — десятки. Почему конструкторы мототехники помогают чистить улицы от грязи при помощи мотоцикла? Наш мотоцикл задуман так, что через полгода эксплуатации его вымыть уже невозможно, столько там всяких потайных мест, куда ничем не забраться. А чистота машины — залог надежной работы. И этой стороне дизайна надо уделять внимание.
Если бы список продолжить, в нем было бы и пожелание использовать больше пластика (где это конструктивно возможно) и лучше располагать узлы и детали мотоцикла. Если бы конструктор чаще ездил в дождь, то уж грязезащитные отражатели существенно отличались бы от нынешних. Так давайте же изменим взгляды на мототехнику и создадим для начала хотя бы просто добротный конкурентоспособный мотоцикл, приближающийся к аналогам мирового класса.
г. Нальчик
В. ТАРАСОВ
1989N11P8
С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...
Читать далее >>«На мотоцикле ИЖ при трогании с места стали ощущаться рывки в трансмиссии. В чем может быть причина?» — спрашивает Л. Кольцовский из г. Шахты.Подобное явление на ИЖе, как и на других мотоциклах с многодисковым сцеплением, указывает на неисправность этого узла.Обычно рывки при включении сцепления (то есть при трогании с места) возникают из-за того, что его диски соприкасаются не одновременно и не всей площадью. Чаще всего причина в короблении дисков или образовании вмятин в пазах барабанов. Чтобы устранить неисправность, надо разобрать сцепление и заменить поврежденные детали. Если вмятины в пазах неглубоки, можно выровнять их поверхности при помощи напильника, причем так, чтобы зубцы дисков касались всех пазов одновременно. Следует иметь в виду, что в чрезмерно широких пазах зубцы дисков будут стучать об их края при включении и выключении сцепления во время движения мотоцикла. Это приведет к интенсивному износу пазов барабана.В некоторых случаях сцепление включается н...
Читать далее >>Ответы на вопросы владельцев Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов. НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ? Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Отзыв владельца Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...
Читать далее >>