Тула. 5.951 - Тульский вездеход. Взгляд потребителей и конструкторов

Тульский вездеходТула 5.951

 

 

О разработке специального мотоцикла повышенной проходимости ТМЗ—5.951 «Тула» читатели уже могли узнать из журнала (1985, № 7 и 11). Сделав пробную партию машин для накопления опыта эксплуатации, тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова приступил теперь к их серийному выпуску. В нынешнем году намечено сделать пять тысяч мотоциклов. Мы хотим ознакомить с этой моделью, принципиально новой и по конструкции и по методу подготовки к производству, тоже не совсем обычным способом, предоставив слово конструктору — одному из ее создателей, потребителям и сопроводив все редакционным комментарием.

ВЗГЛЯД КОНСТРУКТОРА

Завод имени В. М. Рябикова многие годы выпускал мотороллеры. Хороший спрос на грузовую модель «Муравей» лишний раз доказал, что сегодня ключи к устойчивому сбыту нашей мотоциклетной техники — в руках сельских покупателей. Это побудило заняться разработкой машины, предназначенной прежде всего для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. В результате на нашем конвейере появился уже не мотороллер, а мотоцикл, притом не имеющий аналогов среди отечественных образцов: впервые на нем применен двигатель с принудительным воздушным охлаждением и электростартером, а также колеса с широкопрофильными шинами.

Для этой машины мы модернизировали известный двигатель «Тулицы», снабдив его несложным, но весьма эффективным устройством — лепестковым клапаном на впуске, который препятствует выбросу несгоревшей смеси при перепуске. Тем самым удалось не только снизить расход топлива (примерно на 0,4 л/100 км), но и сделать характеристику двигателя более приемлемой для сельских дорог. Увеличен крутящий момент, а обороты, при которых он достигается, сдвинуты в зону более умеренных. Словом, обеспечена лучшая приспособляемость к изменению нагрузки. Отметим, что двигатель работает на смеси с уменьшенной долей масла (1:33 после обкатки).

Устойчивой работе мотора на малых и средних оборотах способствует массивный маховик, роль которого играет династартер. А принудительное охлаждение цилиндра и его головки позволяет избежать перегрева и падения мощности при продолжительной езде с малыми скоростями.

Тяжелым условиям движения должна соответствовать и ходовая часть. Дуплексная (из двух разнесенных ветвей) рама обладает высокой жесткостью на кручение, благодаря чему ощутимо лучше стала управляемость машины. Применив колеса небольшого диаметра, мы смогли понизить центр масс, чтобы добиться лучшей устойчивости. А сами по себе широкопрофильные шины обеспечивают малое удельное давление на грунт, лучшее сцепление, хорошо смягчают толчки от небольших неровностей и, что немаловажно, не оказывают разрушительного воздействия на почву. Передняя вилка и амортизаторы задней подвески — от мотоциклов «Восход».

Электрооборудование — 12-вольтовое, с династартером, позволяющим пускать двигатель поворотом ключа. Такое удобство издавна отличало наши мотороллеры, а вот на отечественном мотоцикле появилось впервые. Разумеется, предусмотрен и пуск кик-стартером. Световые и контрольные приборы, переключатели унифицированы с применяемыми на других машинах. В частности, щиток приборов — такой же, как на ИЖах.

Хотя мотоцикл и рассчитан на использование преимущественно вне дорог, он оснащен общепринятыми элементами безопасности — от двух зеркал заднего вида до указателей поворота и световозвращателей. Передняя вилка — с противоугонным замком.

Конечно, мы сознаем, что наш мотоцикл вряд ли до конца удачен, поскольку некоторые технические решения вынужденные. Многие электроприборы, да и силовой агрегат тяжеловаты — в идеале хотелось бы облегчить мотоцикл килограммов на пятнадцать. Но для этого, понятно, нужны не только наши усилия, но и смежников.

Таков в главных чертах наш мотоцикл повышенной проходимости ТМЗ—5.951. У нас в стране это первая модель в подобном классе. И, конечно, мы с волнением ожидаем, как примет ее потребитель

В. ПУДОВЕЕВ,
г. Тулаглавный конструктор

 

ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ

Что ж, сейчас, когда нашим мотоциклетным заводам предстоит резко ускорить темпы обновления продукции, поднять ее качество, реакция покупателей на новинку волнует завод. Получить представление о ней мы смогли в новом фирменном магазине «Зенит»: за первый месяц его работы (заметим, это январь, середина зимы и к тому же магазин находится в Москве) продано около 30 мотоциклов «Тула», в то время как других известных моделей — лишь единицы. У стенда с новинкой всегда людно. Высказываются разные мнения, но никто не остается равнодушным. Тульский мотоцикл привлек, например, внимание Д. Кузнецова, приехавшего из г. Ново-алтайска Алтайского края. По профессии он инженер-технолог, все свободное время посвящает мототуризму.

«Пожалуй, это первый отечественный мотоцикл, приспособленный для путешествий, — говорит он. — Те, кто ездит на рыбалку, в лес, по делам без большой поклажи, им тоже заинтересуются. Конечно, кое-что придется дорабатывать, но основа есть!»

Потребители, естественно, соотносят возможности новой машины, особенности ее устройства с ценой (680 рублей). Покупатели, посетители магазина с этих позиций признали ее вполне приемлемой.

В оценке бывалого мотоциклиста С. Амелина из Тулы, приславшего письмо в редакцию, преобладают эмоции: «Этот мотоцикл я видел на дорогах Тульской области и, кроме восторга, ничего не испытывал».

Местный патриотизм? Свободные от него, работники редакции попытались оценить машину более придирчиво.

ВЗГЛЯД РЕДАКЦИИ

Вслед за первым впечатлением («не такой, как все») приходит естественное желание разобраться: чем же, собственно, не такой? Можно ответить так: собранностью облика, слитностью деталей, объединенных замыслом дизайнера в довольно гармоничное целое. Это вызывает ощущение компактности, скрадывает размеры; мотоцикл кажется маленьким, хотя на самом деле он не короче «Восхода». Почти нет случайных, «пристроенных» элементов. Почти, но все-таки есть. Если унифицированный фонарь удачно вписался в задний щиток, то фара и щиток приборов, на наш взгляд, крупноваты. Надежное, но архаичное реле не удалось полностью упрятать в отведенное ему место; клеммы и соединения проводов торчат наружу, наводя на невеселые мысли: а ну как попадет вода, грязь. Об этом же думаешь, глядя на штеккеры и пестрый пучок проводов под фарой, — они нуждаются в лучшей защите.

Приходится пожалеть об отсутствии маленького обтекателя, который был на экспериментальных образцах. Скрывая некоторые неудачные по виду детали, он придавал облику машины необходимую завершенность.

Но многое сразу привлекает. Седло и боковые щитки легко снимаются — и тогда, как видно на фото, мотоцикл полностью доступен для обслуживания и ремонта. Отрадно, что такие крупные детали, как основание седла, щитки колес, корпус фильтра, сделаны наконец-то из пластмассы. Надеемся, со временем перечень таких деталей расширится, что поможет мотоциклу «похудеть».

Объективности ради отметим, что для крепления седла и боковых щитков, видимо, можно найти лучшее инженерное решение: негоже, что передние концы щитков царапают покрытие баков. Думаем, эти мелочи будут устранены.

Не будем повторять того, что сказал конструктор. Приведенные им данные должны, на наш взгляд, привлечь внимание сельских мотоциклистов, для которых предназначена машина.

Отметим лишь, подытоживая разговор, что в целом попытка тульских конструкторов показывает, как можно, сочетая серийные и оригинальные узлы, получить машину с совершенно новыми качествами. Надеемся, нам представится случай оценить их глубже.

Придавая большое значение дебюту специального мотоцикла для села, мы обращаемся к его владельцам с просьбой: когда спидометры ваших машин отсчитают первые тысячи километров, найдите время, чтобы поделиться с редакцией, а значит, с тысячами мотоциклистов, вашими впечатлениями. Уверены, что они сослужат немалую пользу.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»

 

Мотоцикл Тула 5.951

Облик нового мотоцикла (он разработан при участии дизайнеров ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики) довольно необычен. Широкое седло, боковые щитки и бензобаки (их два) выглядят как компактное целое.

Привлекают внимание дисковые колеса с широкопрофильными шинами. Щитки подняты высоко, чтобы между ними и колесами не набивалась грязь.

 

Тула 5.951

ТМЗ 5-951

 

Седло и декоративные боковины легко снимаются, открывая доступ ко всем узлам, Под седлом достаточно места для инструмента и необходимых мелочей. Основание седла и задний щиток составляют единую деталь.

Тульский мотоцикл Тула 5 951

Глушитель хорошо защищен от повреждений. Видны воздушный фильтр с двумя бумажными элементами (крышка снята), реле-регулятор, герметично закрытая цепь в резиновых чехлах.

 

Техническая характеристика мотоцикла ТМЗ-5.951


Общие данные: сухая масса — 129 кг; максимальная нагрузка — 170 кг; наибольшая скорость — 85 км/ч; тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м, со скорости 60 км/ч — не более 25 м; контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,6 л/100 км, без клапана на впуске — 4,0 л/100 км; запас топлива — 11 л, резерв — 0,5 л.

Двигатель: тип — двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением; число цилиндров — 1; рабочий объем — 199 см3; степень сжатия — 8,5; мощность — 12,5 л. с./9,2 кВт при 5300— 5800 об/мин; максимальный крутящий момент — 1,8 кгс*м при 4900—5500 об/мин; карбюратор — К—62; топливо — смесь бензина А-76 с маслом (33:1).

Электрооборудование: номинальное напряжение — 12 В; аккумуляторная батарея — ЗМТР10 (2 шт.); дина-стартер — ДС1Б; мощность — 87,5 Вт; реле-регулятор — РР-121 или РР-121А;
реле указателей поворота — РС57В или РС491; фара (оптический элемент) — ФГ137В или ФГ140-200Б; свеча зажигания — А17В.

Трансмиссия: сцепление — многодисковое, в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая (I — 3,000; II — 1,644; III — 1,235; IV — 0,900); моторная передача — цепная (2,353); главная передача — цепная (2,714).

Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная, дуплексная; передняя ;вилка — телескопическая, с гидравлическими амортизаторами; задняя подвеска — маятниковая, с гидравлическими амортизаторами; ход переднего колеса — 130 мм, заднего — 80 мм; колеса — дисковые, штампованные, с алюминиевыми ступицами, взаимозаменяемые; диаметр тормозов — 150 мм; шины — 6,70—10; давление в шине переднего колеса без пассажира — 1,0 кгс/см2, заднего — 1,5 кгс/см2, с пассажиром — соответственно 1,2 кгс/см2 и 2,0 кгс/см2.

Цена — 680 руб.

 



 

1986N05P8-9

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>

Минск М-106. Пересадка деталей

Многие владельцы минских мотоциклов старых моделей — М-1М, М-103, М-104 и М-105 хотят повысить мощность двигателей до 9 л. е., как у выпускаемого ныне М-106*. О том, что нужно для этого сделать, рассказывает начальник бюро двигателей Минского мотовелозавода Ю. В. УРУСОВ.Отметим прежде, что мощность 9 л. с. на М-106 достигнута благодаря новым цилиндру и его головке, глушителю с выпускной трубой, воздухофильтру и карбюратору К-36С с диффузором диаметром 24 мм (см. «За рулем», 1972, № 1). Вместе с этим для надежной передачи возросшего крутящего момента усилены шестерни коробки передач (вместо модуля 1,75 применен модуль 2). Подшипники 201 в ступицах колес заменены более выносливыми — 202. Чтобы двигатели прежних моделей обладали такими же параметрами, как М-106, надо позаимствовать у него все перечисленные новшества. Рис. 1. Развертки цилиндров М-105 (пунктир) и М-106 (сплошная линия).Переделать старые цилиндры невозможно, так как, во-первых, не удастся получи...

Читать далее >>

Возможные неисправности коробки передач минских мотоциклов и способы их устранения

Владельцам минских мотоциклов Легкие 125-кубовые машины минского мотовелозавода (ММВЗ) давно и прочно завоевали симпатии мотоциклистов. На них делают первые километры, овладевая азбукой вождения. Многие остаются верными этой марке долгие годы благодаря неприхотливости в эксплуатации и обслуживании, достаточной проходимости, и, конечно, невысокой цене.Ремонт этих мотоциклов несложен, и владельцы их в основном справляются с этим делом своими силами. В помощь им инженер Ю. ВРУБЕЛЬ рассказывает о возможных неисправностях коробки передач и их устранении.Передачи не включаются или не выключаются. Причиной может быть заедание собачки механизма переключения передач от сильного загрязнения масла или ослабление крепления основания механизма. В таких случаях масло заменяют чистым, предварительно промыв картер коробки керосином. Основание механизма переключения передач надежно закрепляют.Передачи включаются нечетко — иногда только после второй-третьей попытки, порой самовыключаются, а и...

Читать далее >>

Шины и колеса для мотоциклов

Страничка мотоциклиста Вряд ли найдется мотоциклист, который не замечал бы такие явления, как неравномерный износ шин по окружности, когда в одном месте рисунок протектора почти стерт, а с противоположной от оси стороны — будто новый; вибрация руля, совпадающая с тактом вращения колеса; странный «жвакающий» звук, издаваемый шиной, особенно хорошо различимый на мокром асфальте; неуверенное, неустойчивое движение мотоцикла, главным образом на повороте. Но не все знают, что причиной этих неприятностей является в большинстве случаев неуравновешенность колеса относительно оси вращения или продольной плоскости его симметрии (соответственно статический и динамический дисбаланс). Дисбаланс проявляется тем сильнее, чем выше скорость, и, вероятно, поэтому многие мотоциклисты не замечают его.Между тем статический дисбаланс легко обнаружить, если зажать ось крепления колеса в тиски и несколько раз раскрутить его. Большая часть колес останавливается в одном и том же положении...

Читать далее >>