Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро.
Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего.
Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка такая же, и рабочий объем двигателей обычный — 250 и 350 см3. Всех интриговала небольшая четкая надпись «automatic» на левой крышке картера. Обе машины были оснащены автоматическим центробежным механизмом включения сцепления.
Введение этого механизма свело до минимума действия водителя, связанные с работой сцепления. Для достижения нужной скорости после включения передачи достаточно поворачивать рукоятку управления дроссельным золотником. С увеличением оборотов мотоцикл плавно набирает скорость и достигает максимального разгона при полностью открытом дросселе. Такое сцепление особенно ценно для езды в городе, где постоянно меняется ритм движения.
Попытки создания подобных устройств делались и раньше, однако все конструкции страдали одним серьезным «недугом». Поскольку автомат должен помещаться на ведущей части сцепления, постоянно связанной с двигателем, то оно не позволяло пускать двигатель с хода или тормозить им. Конструкторы искали различные решения, либо дублирующие в таких случаях весь механизм, либо блокирующие центробежный автомат, все это усложняло и удорожало мотоцикл настолько, что подобные приспособления не нашли широкого применения. Заводу «Ява» удалось создать простой и эффективный механизм, который лишен недостатков, свойственных прежним конструкциям.
Рис. 1. Конструкция сцепления
Рассмотрим конструкцию автоматического сцепления «Ява» (рис. 1) более подробно. Оно состоит из наружного барабана 1, свободно вращающегося на первичном валу коробки передач и соединенного со звездочкой. На ее ступице установлены храповая шестерня пускового механизма и храповая пластина. В барабане шарнирно установлены три рычага с грузиками 3, соединенными между собой пружинами 2. Отклоняясь при вращении, они перемещают перед собой нажимной диск 7. Движение грузиков ограничено с двух сторон. С внутренней они опираются на диск звездочки, с наружной — на выступы нажимного диска.
Нажимной диск 7 сцепления, перемещаясь, сжимает пакет ведущих 11 и ведомых 10 дисков, ведущие — стальные — входят своими выступами в пазы барабана 1, а ведомые — фрикционные — в пазы ведомого барабана 8. Пакет заключает опорный диск 13 с отверстиями для стаканчиков пружин 14. С другой стороны пружины упираются в диск 15. Расстояние между дисками 13 и 15 регулируется болтами 17, зафиксированными при помощи проволоки. Оба диска вращаются вместе с наружным барабаном 1, связанные с ним своими выступами. Заканчивается сцепление запорным пружинным кольцом 16.
Разъемный, состоящий из двух половин поводок 9, соединенный с первичным валом коробки передач, имеет три выступа, которые входят в сегментные пазы внутреннего барабана 8. Таким образом, внутренний барабан может поворачиваться относительно первичного вала на длину сегментного паза. Чтобы смягчить жесткие удары в сегментных пазах, на выступы поводка надевают резиновые пальцы.
Для передачи крутящего момента в противоположном направлении сцепление снабжено кулачковой втулкой, состоящей из двух частей, с косыми плоскостями на торцах выступов и пазах. Одна часть 4 втулки жестко соединена с первичным валом через распорные втулки при помощи гайки, а другая — 5 — свободно насажена на втулку и от проворачивания относительно этой втулки фиксируется пружинной защелкой 6, насаженной на штифт нажимного диска 7.
Сцепление выключается ручным рычагом или педалью, передвигающей шток 12 с упором внутри первичного вала коробки передач. Упор посредством шарикоподшипника действует на опорный диск 13. Другой шарикоподшипник расположен между частью 4 кулачковой втулки и шайбой, запрессованной в звездочке.
Как работает автоматическое сцепление?
Рис. 2. Схема работы сцепления: а) холостой ход; б) движение; в) выключение сцепления в движении; г) пуск двигателя с хода и торможение двигателем; д) выключение сцепления при пуске двигателя с хода и торможении двигателем
Холостой ход (рис. 2, а). Грузики 3 (см. рис. 1) под действием пружин 2 оттянуты к внутреннему упору. Между нажимным диском 7, находящимся в состоянии покоя, и пакетом дисков образуется зазор V. Головки регулировочных болтов 17 опираются на диск 15, удерживая тем самым в основном положении опорный диск 13 и препятствуя его воздействию на пакет дисков. Ведомая часть сцепления не вращается и не передает крутящего момента.
Движение (рис. 2, б). С увеличением числа оборотов грузики 3 (см. рис. 1) под действием центробежных сил преодолевают сопротивление пружин 2 и двигают перед собой нажимной диск 7. После того как зазор V ликвидируется, пакет дисков сжимается. Ведущая часть сцепления захватывает ведомую, тем самым передавая крутящий момент, и мотоцикл начинает плавное движение. Пакет сжимается полностью, как только грузики дойдут до наружного упора. В то же время опорный диск 13 переместится на расстояние S, сжав пружинами 14 сцепления диски: этим обеспечивается передача максимального крутящего момента двигателя.
Выключение сцепления во время движения (рис. 2, в). Если у водителя возникла такая необходимость, делает он это при помощи рычага или педали. При этом перемещается шток переключения 12 с упором (см. рис. 1). Действуя на шарикоподшипник, он отжимает опорный диск 13. Образуется зазор V, диски получают свободу. Нажимной диск 7 не отжимается, так как грузики 3 опираются на наружный упор.
Пуск двигателя с хода и торможение двигателем (рис. 2, г). Двигатель работает на малых оборотах (или не работает). Грузики 3 (см. рис. 1) опираются на внутренний упор. Крутящий момент передается в этом случае в обратном направлении с ведомой части сцепления на ведущую. Часть 4 кулачковой втулки повернется вместе с валом коробки передач и при помощи косых выступов отодвинет от себя в осевом направлении другую часть 5, которая тормозится защелкой 6, соединенной при помощи нажимного диска 7 с ведущей частью сцепления. В результате этого часть 5 вместе с нажимным диском 7 переместится в осевом направлении и будет передвигать пакет дисков до тех пор, пока переместит опорный диск 13. В результате между диском 15 и головками болтов 17 образуется зазор. Таким образом, сцепление подготовлено к передаче максимального крутящего момента в обратном направлении, то есть от колеса мотоцикла на двигатель при помощи только пружин сцепления.
Если двигатель завелся или торможение им окончилось, то есть если изменилось направление крутящего момента, ведущая часть сцепления повернется по отношению к ведомой на длину сегментных пазов. Этого достаточно для того, чтобы часть кулачковой втулки, переместившись, освободила пакет дисков от сжатия.
Выключение сцепления при пуске двигателя с хода и при торможении двигателем (рис. 2, д). Кулачковая втулка при этом целиком раскрыта, ее часть 4 (см. рис. 1) упирается своими выступами в пазы части 5. Выключен механизм при помощи штока 12, отодвигающего опорный диск 13, образуя между ним и пакетом дисков зазор V. Сцепление не передает крутящий момент.
Итак, мы познакомились с устройством и работой автоматического сцепления. Остается добавить, что подобными механизмами оснащены небольшие серийные партии чешских машин.
В. Тимонин, инженер
1966N08P28-29
Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...
Читать далее >>Защита свечи При езде на мотоцикле по мокрой дороге с большой скоростью вода от переднего колеса попадает под колпачок провода высокого напряжения, и тогда исчезает искра на свече — двигатель останавливается. Защита свечи на мотоцикле ИЖ: 1 — колпачок провода высокого напряжения; 2 — изолятор свечи: 3 — шайба из резины толщиной 1 мм. Однажды в дождь из-за «того я потерял очень много времени, пробуя разные варианты защиты свечей. Самым простым и абсолютно надежным оказался способ, существо которого ясно из рисунка. Резиновая шайба 3. плотно надевающаяся на изолятор свечи и входящая внутрь колпачка, ие пропускает воду, даже когда вы моете мотоцикл из Шланга.А. ДАГАЕВ60311, Г. Горький, ул. Белинского, 35, ив. 1 1974N07P38
Читать далее >>Урал примеряет электронику Вторжение электроники в автомобиль было стремительным. Даже самые закоренелые скептики быстро уяснили, что новое зажигание, а именно оно вызывало наибольшие сомнения, резко улучшило пуск, отразилось благоприятно на топливной экономичности.Последнее обстоятельство для тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем также имеет особую актуальность. И потому мы, начиная с модели «Урала» ИМЗ-8.103-10, стали часть мотоциклов оснащать системой бесконтактного электронного зажигания (БСЗ).Система эта спроектирована таким образом, что взаимозаменяема с существующей классической — это упрощает ее монтаж. В процессе эксплуатации после наладки (установки момента опережения зажигания) она не нуждается в уходе. На режиме холостого хода потребляемый ею ток в два раза, а при неработающем моторе — в 40 раз меньше, чем в классической. Бесперебойное искрообразование БСЗ обеспечивает даже тогда, когда аккумуляторная батарея наполовину разряжена и напряжени...
Читать далее >>Увеличены надежность и долговечность узлов и деталей Более семи лет выпускает киевский мотоциклетный завод верхнеклапанные четырехтактные двигатели рабочим объемом 650 см3 для мотоциклов «Днепр». За это время их конструкция непрерывно совершенствовалась. На смену первому мотору — МТ8 пришел МТ9 с коробкой передач, снабженной передачей заднего хода, а затем МТ10 с более совершенным генератором Г424 переменного тока,напряжением 12 вольт.Постоянную заботу проявляли конструкторы и производственники об увеличении надежности и долговечности узлов и деталей, об улучшении эксплуатационных качеств мотоцикла.С этой целью была утолщена стенка поршневого пальца (с 2,5 до 3,5 мм), в верхнюю канавку поршня стали устанавливать более долговечное хромированное кольцо, в коромыслах привода клапанов — монтировать бронзовую втулку, исключающую их заедание при длительной работе с большой нагрузкой.Одна из основных особенностей двигателей «днепров» — это тонкос...
Читать далее >>