Электроника на ИЖевских машинах. Основные неисправности, методы обнаружения и устранения

Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения.

 

Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.

Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.

На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяет прерыватели типа ИЖ РП-1С, ИЖ РП-1СК на мотоциклах ИЖ П3, ИЖ Ю3 с номинальным напряжением 6 В, а также прерыватели РП-2СМ с номинальным напряжением 12 В.

Электронный прерыватель помогает следить и за исправностью двух сигнальных ламп. Если перегорела одна из них, частота прерывания тока в цепи контрольной и оставшейся исправной сигнальной лампы увеличивается вдвое. Если перегорели обе, контрольная лампа вообще не горит. При коротком замыкании в цепи сигнальных ламп контрольная будет гореть постоянно. Кроме этого, прибор защищен от короткого замыкания в цепи сигнальных ламп и обеспечивает их работу в «аварийном» (без аккумуляторной батареи) режиме.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРЕРЫВАТЕЛЯ ИЖ РП 2СМ-10.

Номинальное напряжение питания — 6 (12) В. Частота прерывания тока в цепи сигнальных ламп при температуре окружающей среды 20±5°, при напряжении питания 6 В — 80+18 / - 7; при напряжении питания 12 В — 90_+18 -7 имп/мин. Время срабатывания — не более 0,8 с. Время первого цикла — не более 1,3 с. Масса прерывателя — не более 0,155 кг.

При номинальном напряжении питания 6 В прерыватель используют с сигнальными лампами А6-6 и контрольной А6-0,25, а при 12 В — с сигнальными лампами А12-21-3 и контрольной типа А12-1, А12-1.5, А12-4 или АМН-12-3. Сигнальные лампы других типов могут привести к нарушению сигнализации, извещающей о перегорании одной из них.


КОНСТРУКЦИЯ. Прерыватель выполнен на одной печатной плате, где размещены шесть транзисторов, три диода, один стабилитрон, 15 резисторов, два помехоподавительных конденсатора, два времязадающих конденсатора и геркон с двумя обмотками. Печатная плата помещена в пластмассовый корпус с крышкой из листового алюминия, использующейся для отвода тепла от выходного транзистора. К схеме электрооборудования прерыватель подсоединен тремя выводами: провод красного или оранжевого цвета — положительный полюс источника питания; провод розового или желтого цвета — нагрузка через переключатель указателей поворота; провод коричневого или черного цвета — «масса» мотоцикла.

 

Основные неисправности, методы их обнаружения и устранения.

Прежде чем приступать к ремонту прерывателя. надо убедиться, что именно он виноват в нарушении работы системы указателей поворота. Для этого замкните между собой красный и розовый провода прерывателя, исключив таким образом его из схемы. При положении 1 замка зажигания включите указатель поворота. Если лампы не загораются или перегорает предохранитель, значит они неисправны или нарушена электрическая цепь их питания из-за обрыва проводов, отсутствия контакта в местах их соединений или короткого замыкания. Если лампы горят — отказал прерыватель. Неисправность в нем можно найти и устранить, пользуясь приведенными здесь схемой и указаниями.

1.Лампы не горят при подключении к прерывателю

1.1.Замкнуть временно выводы коллектора и эмиттер транзистора V10 между собой. Проверить целостность цепи от коллектора V10 до сигнальных ламп (L1 — питающие провода — наконечники). Если лампы загорелись, перейти к следующей проверке.

1.2.Замкнуть временно выводы коллектора и эмиттера транзистора V9 между собой. При исправных транзисторе У8, обмотке L2 и резисторе R13 заменить транзистор V10. Лампы горят — перейти к следующему этапу проверки.

1.3.Замкнуть временно выводы коллектора и эмиттера транзистора V7 между собой. При исправных резисторах R10, R11 и R12 заменить V9. Лампы горят — перейти к следующему этапу проверки.
Принципиальная схема прерывателя ИЖ РП 2СМ-10 указателей поворота и схема его подсоединения.
1.4.Замкнуть временно выводы базы и эмиттера транзистора V6 между собой. Лампы загорелись — перейти к следующей проверке. Если не загорелись, при исправном резисторе R8 отсоединить эмиттер транзистора V6. Если лампы загорелись, заменить V6, если не загорелись — заменить V7.

1.5.Замкнуть временно точку соединения резисторов К4 и К5 с «плюсом» источника питания. При исправных резисторах R1 и R5, конденсаторах С2 и СЗ заменить V2 и V3. Если сигнальные лампы. один раз загораются и гаснут, заменить транзисторы V2 и VЗ при исправных резисторах R2 и R4. конденсаторе С1. диоде V1.

2.Лампы при подключении к прерывателю одии раз загораются, гаснут и больше не загораются

2.1.Кратковременно (на 0,5—1 с) замкнуть точку соединения диода VII с резистором R6 на «плюс» источника питания. Если ничего не изменилось — заменить диод VII. Если лампы не загораются — заменить резистор R6.

3.При подключении к прерывателю лампы горят постоянно

3.1.Замкнуть временно выводы базы и эмиттера транзистора V10. Если лампа продолжает гореть, заменить транзистор V10, гаснут — перейти к следующему этапу проверки.

3.2.Замкнуть временно вывод базы транзистора V9 с «плюсом» питания. Следует заменить транзистор V9, если лампы горят постоянно, и перейти к следующему этапу проверки, если они гаснут.

3.3.Замкнуть временно вывод базы транзистора V7 с «плюсом» питания. Лампы горят — заменить транзистор V7, гаснут — заменить транзистор V6 при исправном резисторе R7.

4.При отключении от прерывателя одной сигнальной лампы частота импульсов прерывателя не удваивается

4.1.Временно отпаять один вывод диода V5. Если частота удвоилась — заменить диод V5, если нет — перейти к следующему этапу проверки.

4.2.Отпаять один вывод геркона В1. Частота удвоилась — заменить геркон В1 при исправных обмотках L и L2.

В случае, когда нет радиодетали, указанной в схеме, ее можно заменить другой, с аналогичными параметрами, пользуясь справочниками по радиотехнике.

 

Принципиальная схема прерывателя ИЖ РП 2СМ-10 указателей поворота и схема его подсоединения.

Принципиальная схема прерывателя ИЖ РП 2СМ-10 указателей поворота и схема его подсоединения.

 

 

1984N05P14

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...

Читать далее >>

Кроссовые CZ - Чезет 980, 981, 984

Чезет 980, 981, 984 Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состоят на вооружении многих спортивных клубов.Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользуются самой широкой известностью. На них выступают многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В нынешнем году намечено изготовить более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей. Сегодня предприятие выпускает машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имеют соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две ...

Читать далее >>

Установка генератора переменного тока Г421 на ИЖ-49 и ИЖ-350. Чертеж переходного фланца и измененная схема электрооборудования

Вместо постоянного переменный Мотоциклы ИЖ-49, как известно, давно сняты с производства. Но многие еще не хотят с ними расставаться, потому что эти надежные неприхотливые машины хорошо приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации. Серьезные трудности создает, пожалуй, лишь система электрооборудования постоянного тока, включающая несколько сложных приборов. требующих особого ухода.Я упростил эту систему, переведя ее на переменный ток по образцу мотоцикла «Восход», то есть использовал его электрическую схему, генератор Г-421 и катушку Б-300.Единственная сложность переделки заключается в установке генератора. Для него надо выточить показанный на рисунке фланец-переходник из любой стали. который винтами М6—15 через отверстия диаметром 6,5 мм крепим на правой половине картера вместо прежнего генератора. На правую полуось коленчатого вала ставим ротор генератора и приворачиваем его укороченным на 15 мм старым болтом. Затем устанавливаем поршень так. чтобы он на 4 мм н...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Планета Спорт

 На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...

Читать далее >>

Новинка. ИЖ Планета-Спорт

Открытие новой планетыКороткие сообщения в печати о создании нового мотоцикла на знаменитом Ижевском машиностроительном заводе — крупнейшем в стране производителе двухколесных машин вызвали естественный интерес мотолюбителей. Свидетельство тому — многочисленные письма в редакцию с просьбой подробно рассказать о новом ИЖе на страницах журнала.Пока шли испытания и доводка конструкции машины, завод готовился к ее производству. И в конце минувшего (1973) года уже появились первые мотоциклы ИЖ Планета-спорт. Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. От первой он унаследовал оборудование, необходимое при движении в потоке транспорта, удобства для водителя и пассажира в длительных поездках, экономичность, простоту обслуживания и ремонта, р...

Читать далее >>