Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями.
Рис. ИЖ М12
Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответственно 62, 76 и 77,3 мм). При этом ход поршня сохраняется постоянным — 75 мм. Более совершенные фазы газораспределения, увеличенная до 10—11 единиц степень сжатия позволили поднять литровую мощность с 57 (у ИЖ-64М) до 95—110 л. с.
Двигатель новой машины снабжен современным карбюратором К-194 с центральной поплавковой камерой, диаметр которой 30 (модификация 250 см3) или 32 мм. Для лучшей очистки воздуха на карбюраторе установлен фильтр с бумажным элементом.
Электрооборудование мотоцикла включает четырехполюсный генератор переменного тока, изготовленный ОЗАТЭ. Заводом испытана также бесконтактная тиристорная система зажигания. Цепь зажигания для большей надежности сдублирована; в случае отказа одного из приборов зажигания можно на ходу переключиться на запасной.
У мотоциклов ИЖ-М12 всех трех модификаций общая экипажная часть. Естественно поэтому, что машина класса 250 см3 оказалась несколько тяжелее такого же мотоцикла Ковровского завода. Однако в интересах повышения надежности и удешевления производства такое решение вполне оправдано.
Рама ИЖ-М12 одинарная, замкнутая, она сварена из стальных легированных труб и подвергнута термообработке. Передняя телескопическая вилка соединяется с траверсами рамы при помощи клемм. Благодаря этому можно регулировать высоту расположения рамы относительно вилки, то есть дорожной просвет. И передняя и задняя подвески обеспечивают достаточно большой ход колеса (соответственно 170 и 90 мм) и снабжены мощными гидравлическими амортизаторами. Маятниковый рычаг задней подвески, как и у модели ИЖ-М10, качается на двух радиальных сферических подшипниках, но отличается повышенной жесткостью.
На ИЖ-64М завод применил колеса, пригодные для установки шин широко распространенных размеров — 3,25—19 на переднем и 3,75—19 на заднем. Модель же ИЖ-М12 снабжена колесами, на которые монтируются кроссовые шины размером соответственно 3,00—21 и 4,00—18.
В интересах сокращения веса передние и задние щитки, основание седла, корпус воздушного фильтра, номерные знаки сделаны из стеклопластика.
Мотоцикл ИЖ-М12 в 1968 году хорошо зарекомендовал себя во многих ответственных соревнованиях в нашей стране и за рубежом, в частности на чемпионате Европы и первенстве СССР.
Сравнительные параметры спортивных мотоциклов ИЖ для многодневки
Модель |
Рабочий объем, смЗ
|
Мощность,
л. с. |
Число передач
|
Вес, кг
|
Скорость, км/час
|
Время разгона на 150 м, |
ИЖ-64М |
346
|
20
|
4
|
140
|
120
|
9,0
|
ИЖ-М12-250 |
227
|
25
|
6
|
124
|
125
|
8,3
|
ИЖ-М12-350 |
339
|
33
|
6
|
130
|
135
|
8,0
|
ИЖ-М12-500 |
351
|
33
|
6
|
130
|
135
|
8,0
|
г. ИжевскВ. УМНЯШКИН, В. ПАНОВ, инженеры
1969N08P10
В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...
Читать далее >>Переделка кроссового CZ-250 в многодневный Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...
Читать далее >>Надежный запор У мотоциклов CZ инструментальные ящики запираются винтом (см. рисунок), который во время движения иногда отворачивается (этот недостаток отмечен в редакционном тесте — «За рулем», 1981 №1). Чтобы избавиться от него, я переделал фиксатор. С винта 3 удалил резьбу и просверлил насквозь отверстие в кронштейне 4 крышки. На винт надел подходящие шайбы 5 и пружину 6, ограничив ее ход шплинтом 7, для которого в винте просверлил отверстие. Фиксация крышки инструментального ящика: а — до переделки; б — после переделки; 1 — крышка ящика; 2 — корпус глушителя впуска; 3 — винт; 4 — кронштейн крышки; 5 — шайбы; б — пружина; 7 — шплинт. Теперь, чтобы открыть ящик, достаточно оттянуть винт за головку. За два года эксплуатации пружинный фиксатор доказал свои преимущества перед винтовым.В. ВАСИЛЬЕВ Донецкая область, г. Краматорск 1981N08P41
Читать далее >>Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения. Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...
Читать далее >>«Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения) I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...
Читать далее >>