Jawa 638-5-00

Мотоцикл Ява 638 модель 5-00

 

 

Jawa 638-5-00

Со второй половины 1984 года в СССР стали поступать чехословацкие мотоциклы Jawa 638-5-00. Это модель переходная между хорошо известной машиной Ява-634 и новой конструкцией Ява-638-0-00 («За рулем», 1984, №10). Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель 638-5-00.

Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат — более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°.

 

Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634

1. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634. Это позволило в интересах повышения долговечности установить среднюю шейку коленчатого вала на двух шарикоподшипниках.

 

Благоприятные условия для отвода тепла позволили поднять мощность повышением степени сжатия и изменением фаз газораспределения, улучшением продувки. Так, увеличение на 12 мм межцентрового расстояния у цилиндров дало место четырем более широким перепускным каналам вместо двух и второму шарикоподшипнику в средней опоре коленчатого вала. Поэтому половины картера двигателя и его крышки имеют другую форму и размеры. Два шарикоподшипника средней опоры коленчатого вала, разделенные лабиринтным уплотнением, теперь лучше смазываются маслом от поступающей в картер горючей смеси.

 

Теперь цилиндры не чугунные: они отлиты из алюминиевого сплава и имеют не два, а четыре продувочных канала. Поршень работает по чугунной гильзе, запрессованной в цилиндр

2.Теперь цилиндры не чугунные: они отлиты из алюминиевого сплава и имеют не два, а четыре продувочных канала. Поршень работает по чугунной гильзе, запрессованной в цилиндр.

 

Из других изменений назовем уменьшение со 148 до 144 мм диаметра маховиков, что улучшило приемистость двигателя.

 

На мотоциклах Jawa 638 кардинально пересмотренная конструкция двигателя с 12-вольтовым электрооборудованием.

На мотоциклах Jawa 638 кардинально пересмотренная конструкция двигателя с 12-вольтовым электрооборудованием.

 

Чтобы полнее использовать все преимущества нового двигателя, надо применять только указанную в заводской инструкции топливную смесь бензина, имеющего октановое число 90—93, с маслом в пропорции 33:1 для периода обкатки и 40:1 после обкатки.

Электрооборудование полностью обновлено, поскольку напряжение бортовой сети выросло с 6 до 12 В. Сердце нового электрооборудования — асинхронный генератор, который стал в 2,8 раза мощнее, хотя практически не изменился по габариту благодаря переходу с постоянного тока на переменный.

Новый генератор работает в паре с выпрямителем на шести кремниевых диодах и вибрационным регулятором напряжения — оба размещены под седлом рядом с аккумулятором. Теперь эти приборы обеспечивают зарядку батареи уже при 1000 об/мин двигателя, в то время как у прежней модели она начиналась лишь с 1700—1800 об/мин. Таким образом, даже при движении с небольшой скоростью (в грязь, дождь, ночью) аккумулятор может надежно получать зарядку.

ЯВА-638-0-00 комплектуется новым задним фонарем с большей поверхностью свечения и встроенными боковыми световозвращателями, новыми аккумулятором (с прозрачным корпусом) и звуковым сигналом. В указателях поворота и приборах водителя изменились только лампы. Что касается фары, то она имеет мощность 45/40 Вт и обеспечивает так называемый асимметричный свет. Это новшество содействует повышению активной безопасности. Еще одно, не столь заметное на первый взгляд, но полезное нововведение. В целях соответствия международным нормам изменен размер штеккеров в электропроводке. Они теперь имеют номинальный размер 6,3 мм и более надежны.

Трансмиссия. Если коробка передач осталась практически такой же, как у модели «634», то сцепление подверглось реконструкции. Это вызвано тем, что теперь передаваемые им мощность и крутящий момент выросли и, чтобы повысить долговечность, особенно в тяжелых дорожных условиях, увеличены наружный и внутренний диаметры фрикционных дисков, а следовательно, поверхность их трения. Общее усилие пружин понижено на 15%.

Соответственно характеристике двигателя изменено передаточное число задней передачи: ее ведущая звездочка имеет теперь не 18, а 17 зубьев.

Ходовая часть также претерпела ряд изменений. Прежде всего — передняя вилка, заимствованная от мотоцикла ЧЗ-472. У нее увеличен до 36 мм диаметр несущих труб, улучшено уплотнение штоков. Новая вилка обеспечивает более эффективное гашение колебаний, повышенную жесткость, меньшие неподрессоренные массы. Ход ее составляет теперь 175 мм.

 

3.Новые передняя вилка и тормоз заимствованы от мотоцикла CZ-472.

3.Новые передняя вилка и тормоз заимствованы от мотоцикла CZ-472.

 

Для эксплуатации с боковым прицепом машина комплектуется звездочкой задней передачи, обеспечивающей большее передаточное число, а также амортизатором, гасящим угловые колебания передней вилки, которая снабжена пружинами с увеличенным предварительным натягом. Кроме того, у этой модификации (ее индекс «638-5-01») неоткидывающаяся левая подножка и нет защитных дуг.

Оформление. Новая передняя вилка, иная форма деталей двигателя, а также измененные задний фонарь и оформление бензобака вместе с панелями подседельного отсека значительно изменили облик мотоцикла. Из важных, но невидимых на первый взгляд деталей назовем эластичное крепление топливного бака, удлиненную переднюю часть глушителя, которая способствовала увеличению мощности.

В. ГРОСМАН

От редакции. О дальнейшей модернизации мотоциклов ЯВА, совершенствовании их эксплуатационных показателей, повышении качества и надежности в соответствии с пожеланиями советских потребителей журнал расскажет в одном из ближайших номеров, где будет опубликован материал о посещении заводов Jawa и CZ нашим корреспондентом.

 

Техническая характеристика мотоцикла ЯВА-638-5-00

(в скобках — отличающиеся данные прежней модели)

Общие данные: масса в снаряженном состоянии — 170 (167) кг; наибольшая скорость при вертикальной посадке водителя — 120 (110) км/ч.

Размеры: длина — 2110 (2080) мм; ширина — 750 (710) мм; высота — 1070 (1065) мм; высота седла — 810 мм; дорожный просвет — 130 мм; база — 1335 (1390) мм; шины: передние — 3,25 — 18", задние — 3,50—18". Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый; диаметр цилиндра — 58 мм; ход поршня — 65 мм; рабочий объем — 343 см3; степень сжатия — 10,2 (9,2); октановое число бензина — 90 по исследовательскому методу; мощность — 26 (20) л. с./19 (14,7) кВт при 5500 (5250) об/ мин; наибольший крутящий момент — 3,3 (3) кгс*м при 5250 (4250) об/мин; карбюратор — модели «2928ЦК» («2926»).

Электрооборудование: напряжение бортовой сети — 12 (6) В; емкость аккумулятора — 5 (14) А*ч; генератор — переменного тока, трехфазный, мощностью 210 (75) Вт; опережение зажигания — 2,7 (2,8) мм.

Трансмиссия: сцепление — многодисковое в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая; передаточные числа: передней передачи — 1,62; коробки передач — 3,166; 1,88; 1,333; 1,00; задней, цепной передачи — 3,06 (2,89).

Ходовая часть: рама — дуплексная из труб прямоугольного сечения; передняя вилка — телескопическая; задняя вилка — маятниковая; подвеска колес — пружинная; амортизаторы — гидравлические, телескопические; тормоза — барабанные диаметром 160 мм впереди и сзади.


 

1986N03P16-17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 634-01. Подробное описание новинки

Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв  Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...

Читать далее >>

Выпуск мотоциклов ИЖ после войны. Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986

Сколько и каких ИЖей изготовлено на 1.01.1986  Мотоциклист О. Колесниченко из Алтайского края просит назвать все послевоенные модели мотоцилов ИЖ и сообщть годы их выпуска и количество изготовленных машин каждой модели. За справочными данными мы обратились в объединение «Ижмаш». Ниже приведены сведения на 1 январе 1986 года. Модель Годы выпуска Количество изготовленных машин Год, номер, страница «За рулем» с описанием мотоцикла 350«49» «56» «Юпитера «Планета» «Планета-2» « Юпитер-2» «Планета-3» «Юпитер-3» «Планета-спорт» «Планета-3-01» «Планета-3-02« «Юпитер-3-01» «Юпитер-3 02» «Планета-4» «Юпитер-4» «Юпитер-5» 1946 — 19511951 — 19581955 — 19621961 — 19661962 — 19671965 — 19711965 — 19711970 — 19771971 — 19771973 &mda...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Экипажная часть. Испытания

Появление новой модели мотоцикла всегда вызывает интерес. А если к тому же эта модель означает веху в отечественном мотоциклостроении, то такой интерес тем более понятен и оправдан. У мы вовсе не удивились, когда сразу же после выхода на дороги мотоцикла ИЖ Планета спорт (о нем рассказывалось в № 1 журнала за 1974 год - Новинка. ИЖ Планета Спорт и № 9 за 1975 год - Двигатель ИЖ Планета Спорт ) в редакцию стали приходить многочисленные письма. Чтобы ответить на такие письма, мы проводим испытания, для которых заводы предоставляют нам машины. Оговоримся сразу: редакционные испытания не дублируют заводские, а имеют целью оценить мотоцикл с точки зрения рядового потребителя, запросы которого вырисовываются из читательских писем. Здесь мы расскажем, как проходил у нас опытную эксплуатацию новый ижевский мотоцикл. «ИЖ—Планета-спорт». Это многообещающее название заранее сулило встречу с мотоциклом, сочетающим в себе надежность и простоту дорожной «Планеты» с со...

Читать далее >>

Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета

Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...

Читать далее >>