Конструкции мотоциклетных шин

Низкопрофильные, радиальные, бескамерные

 

Важнейшие параметры мотоцикла — устойчивость и управляемость, тормозные качества и проходимость, расход топлива, максимальная скорость, комфортабельность и безопасность езды — все это во многом зависит от шин. Мотоциклетная шина, так же как и автомобильная, представляет собой упругую резино-тканевую оболочку, заполненную сжатым воздухом и способную воспринимать внешние нагрузки. Принципиальных различий в конструкции автомобильных и мотоциклетных шин нет. Однако мотоциклетные работают в более жестких условиях.

Существуют значительные различия в работе шин переднего и заднего колес. Начать с того, что автомобиль имеет четыре колеса, а мотоцикл только два. Ширина колеса мотоцикла по меньшей мере в два раза меньше автомобильного. Следовательно, условия сцепления с поверхностью дороги и условия передачи крутящего момента ведущим колесом мотоцикла в четыре раза труднее, чем у автомобиля. Кроме того, при выполнении поворота, чтобы обеспечить устойчивость мотоцикла-одиночки, водитель должен наклонить его к центру поворота на некоторый угол, вследствие чего возникают дополнительные боковые силы в месте контакта шины с дорогой. Для того, чтобы сцепление было удовлетворительным при любых маневрах, величина пятна контакта всегда должна оставаться достаточно большой. Это обеспечивается специально подобранным профилем сечения шины, имеющим определенную кривизну рабочей части протектора, отличающейся от автомобильной. Передняя шина должна обеспечивать устойчивое движение мотоцикла по прямой, хорошую управляемость при поворотах, оказывать возможно меньшее сопротивление качению. Поэтому она относительно уже, диаметр ее больше, рисунок протектора направленный с кольцевыми продольными выступами-ребрами.

Шина заднего колеса, кроме того, должна наиболее полно использовать крутящий момент и обеспечивать эффективное торможение. Эти качества лучше проявляют шины малого диаметра, имеющие протектор с выступами.

Рассмотрим требования, которые предъявляют к шинам различные дорожные условия. Для шоссе нужны шины, обеспечивающие езду с высокой скоростью по прямой и на поворотах, малое сопротивление качению, хороший отвод воды из зоны контакта с дорогой на случай мокрого шоссе. Шина должна быть легкой, с рисунком протектора большой насыщенности. Передняя может быть ребристой с поперечными каналами для отвода воды, задняя — с протектором, имеющим зигзагообразный рисунок. Чтобы такие шины обеспечивали лучшее сцепление, их делают из вязких резиновых смесей. На рисунке (а) изображен отпечаток протектора дорожной шины Л-170, которую устанавливали на переднее колесо «ИЖ-Планеты-спорт». Она хорошо зарекомендовала себя на дорогах с усовершенствованным покрытием.

Для мотоцикла, эксплуатируемого на неровных грунтовых, часто мокрых дорогах и на пересеченной местности, лучше шины повышенной проходимости — широкие, обеспечивающие надежную передачу крутящего момента, с рисунком протектора, имеющим массивные, редко расположенные грунтозацепы. Такая шина хорошо самоочищается от налипающей грязи. Отпечаток протектора шины повышенной проходимости размером 3,50—19 модели Л-175 изображен на рисунке (б).

Пока же практически шины, выпускаемые нашей промышленностью для дорожных мотоциклов, имеют универсальный рисунок протектора. В качестве примера мы приводим отпечаток протектора такой шины размером 3,25— 19 модели Л-130 (см. рисунок, в). Казалось бы, само слово «универсальная» означает, что эта шина хороша для любых дорог. Но испытания и опыт эксплуатации показывают, что и на шоссе и на проселке она работает недостаточно эффективно в экстремальных условиях.

Универсальные шины, как и универсальные мотоциклы, пользуются спросом. Но с каждым годом растет интерес к мотоциклам, наиболее пригодным к конкретным условиям эксплуатации. Соответственно и шины для новых мотоциклов по конструктивному исполнению и по рисунку протектора должны соответствовать вполне определенным сферам использования, и прежде всего дорожным условиям. Появилась первая ласточка — тульский завод приступил к выпуску мотоциклов повышенной проходимости на широкопрофильных шинах для сельской местности. Разрабатываются модели повышенной проходимости и на других заводах.

Рассмотрим некоторые тенденции изменения традиционной конструкции шины.

 

Отпечатки протектора шин

Отпечатки протектора шин: а — дорожной; б — повышенной проходимости; в — универсальной.

 

Низкопрофильные шины. У шины нормального профиля высота и ширина его примерно равны. Если высота меньше, а ширина больше, шину принято называть низкопрофильной. Ленинградский завод выпускает низкопрофильные шины размером 2,50/85—16 модели Л-264, у которых отношение высоты к ширине равно 0,85.

Уменьшение высоты профиля позволяет развить ширину беговой дорожки и тем самым увеличить площадь контакта ее с дорогой. Отсюда повышение срока службы шины, лучшие сцепление, боковая устойчивость. Значительное снижение массы шины улучшает управляемость мотоцикла. Но низкопрофильные шины пригодны лишь для хороших дорог, так как из-за малого объема воздуха не могут обеспечить достаточного гашения колебаний, вызываемых неровностями.

Радиальные шины. В настоящее время большое распространение получили шины типа Р (радиальные). Принципиальное их отличие — меридиональное расположение нитей корда в слоях каркаса, когда нити в соседних слоях параллельны. Каркас опоясан практически нерастяжимым брекером. Основные преимущества этих шин — большой срок службы, меньшее сопротивление качению, меньшая масса, хорошее сцепление с мокрой и скользкой дорогой. Но на мотоциклах радиальные шины не нашли широкого применения, поскольку у них низкая боковая жесткость и невысокая прочность боковины. В тяжелых условиях, в которых работает мотоциклетная шина, велика вероятность их повреждения.

Бескамерные шины. Преимуществ у них для мотоцикла много. Они легче обычных, меньше образуют тепла, более долговечны, оказывают меньшее сопротивление качению, обеспечивают постоянство давления в течение продолжительного времени, наконец, медленнее выпускают воздух при проколе. Отсутствие камеры удешевляет шину. Но для эксплуатации бескамерной шины необходим специальный герметичный обод колеса с усиленными закраинами. У нас ведутся работы по созданию бескамерной шины для мотоциклов.

Итак, какими должны быть шины для современного мотоцикла?

Во-первых, разнообразными по назначению. Каждый мотоциклист должен иметь возможность выбрать шину в соответствии с типом своего мотоцикла, стилем езды и дорожными условиями. Во-вторых, шина должна обладать высокими эксплуатационными характеристиками, надежностью и качествами, обеспечивающими безопасность.

Как видим, предстоит многое сделать для совершенствования мотоциклетных шин. И здесь нужно тесное сотрудничество предприятий шинной и мотоциклетной промышленности, расширение научных исследований на основе самых современных методов.

Н. ФАТТАХОВА, инженер отдела мотоциклов ВНИИмотопрома
г. Серпухов

.

 

1986N12P8

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов

Три предложения  На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл...

Читать далее >>

Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...

Читать далее >>

Двигатели мотоциклов ИЖ Планета - 3 / Юпитер - 3

Моторы новых ИЖей Отвечая на многочисленные письма читателей, интересующихся более подробными сведениями о новых ижевских мотоциклах «Юпитер-З» и «Планета-3» («За рулем», 1970, N 4), работники Ижевского завода Л. КИСЕЛЕВ и Н. ЗАРОЖЕВСКИЙ рассказывают сегодня о двигателях этих машин и способах увеличения мощности прежних моделей. Рис. 1. Новые двигатели ИЖ: «Юпитер-3» (слева) и «Планета-3» (справа). На первый взгляд их можно отличить по измененной левой крышке картера (ИЖ-Планета 3) и «косому» расположению ребер на головке (ИЖ-Юпитер 3). При конструировании новых, более мощных моторов для мотоциклов ИЖ Юпитер З и ИЖ Планета З мы стремились обеспечить максимально возможную взаимозаменяемость их узлов и деталей не только между собой, но и с прежними моделями. Поэтому за основу были взяты выпускавшиеся в последнее время двигатели ИЖ-П2, которые располагали возможностями форсировки. В результате больших конструктор...

Читать далее >>

Берегите генератор

Владельцам мотоциклов ИЖ Если на мотоцикле ИЖ во время движения загорелась контрольная лампа работы генератора, немедленно остановитесь, даже когда вы почти у цели. Дело в том, что чаще всего генератор отказывает из-за неплотного прилегания щеток к коллектору. Электрическое сопротивление на этом участке цепи растет, сильно повышается температура, что быстро приводит к обугливанию и межвитковому замыканию обмотки якоря (установлено на горьком опыте).Чтобы избежать этого, восстановите контакт щеток с коллектором, очистив щеткодержатель (из-за скопившейся грязи щетки теряют подвижность) зачистите кольца на коллекторе либо замените чрезмерно изношенные щетки или ослабшие пружинки.Случается, что в пути устранить неполадку не удается, тогда отключите генератор, отсоединив одну щетку Добраться до дома можно «на аккумуляторе». Днем его емкости хватает не на одну сотню километров.В. АЛЕКСЕЕВ347927 г. Таганрог,ул. Ново-Ватутина, 17, кв. 8.1980N06P33

Читать далее >>

Ремонт глушителя. Урал М63 и подобных.

О ремонте глушителей   На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...

Читать далее >>