Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 глазами владельца

Тульский мотоцикл глазами владельца

 

В прошлогоднем майском номере «За рулем» представил читателям новый мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени в, М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ре должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели?

Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его товарищей из г. Новгорода). Конечно, важнейшим критерием для ее оценки стала проходимость. Любопытно, что в первых откликах людей на помещенное в журнале описание мотоцикла встречались на сей счет скептические, а порой и безапелляционные суждения и оценки. Но мотоциклисты, наездившие на «Туле» не одну тысячу километров преимущественно вне дорог («по вороньему следу»г как метко сказано в одном письме), оценивают проходимость высоко. «Мотоцикл показал себя более совершенным, чем все другие, — именно на сельских дорогах!» (И. Ильичев, г. Весьегонск). «Вряд ли можно проехать на другом мотоцикле там, где проедет «Тула» (О, Псчесьев, г. Тула) «Я со своим «кентавром» оказался в выигрыше по сравнению с владельцами легких и средних мотоциклов благодаря именно повышенной проходимости» (В. Гончаренкс, г. Друж-ковка). Впрочем, в некоторых ситуациях — на раскисшем от дождя проселке пространство вокруг заднего колеса порой забивается грязью настолько, что колесо перестаем вращаться, как пишет А. Чекулов из г.Сарапула. И здесь, считает он, преимущества «Тулы» сходят не нет.

К сожалению, мы не располагаем собственным,, опытом езды на «Туле», который помог бы скорректировать опенки. Но. видимо, слово «вездеход» применительно к этой машине не следует понимать буквально и требовать, чтобы она могла пройти повсюду.

Таково общее впечатление о возможностях мотоцикла. Немало внимания читатели уделили особенностям и качеству его узлов и агрегатов. На конструкцию и работу деигателя нареканий немного. «Ложкой дегтя» стало письмо И. Ильичева: на его мотоцикле двигатель заклинило в период обкатки (при пробеге 633 километра). Отправленный на завод мотор восстановили в счет гарантии, Автор признателен за ремонт, однако справедливо сетует, что ему ничего не сообщили о причинах дефекта. Думаем, приятнее было бы узнать, что заводчане сумели ликвидировать саму возможность появления таких неисправностей (если, конечно, они не вызваны неграмотной эксплуатацией).

А. Матисонса из г. Гробння Латвийской ССР беспокоят сильные вибрации, присущие, по его мнению, всем тульским моторам «От этого. — пишет он, — появилась первая неисправность — течь бака. Ушки для крепления баков (их два — ред.) к раме начинают обламываться, оставляя в баках дырки». Впрочем, виновата в этом, как считает автор письма, и не вполне удачная конструкция крепления. А коль уж речь зашла о баках, упомянем о малом диаметре заливных горловин, что создает неудобства при заправке, и о недостаточной вместимости.

Говоря о трансмиссии, мотоциклисты отмечают завышенное передаточное число третьей передачи, предлагая «сблизить» третью и четвертую ступени.

Вызывает нарекания низкое качество изготовления некоторых узлов и деталей: «При пуске кик-стартером дважды из крышки выскакивала возвратная пружина. Пришлось снимать глушитель, сливать масло, убирать аккумуляторы, снимать крышку» (Г. Лузин из г. Перми). «Кик-стартер при пуске часто цепляет за рычаг переключения передач. Мне кажется, можно обойтись рычагом для включения передач носком» (А. Матисонс). «Уже писали о качестве цепей, но нельзя не повториться: цепь пришлось заменить после 5 тысяч километров пробега» (И. Ильичев).

В письмах — жалобы на неаккуратную сварку глушителя («из швов гонит дым»), плохое гальваническое покрытие передних амортизаторов, заусенцы, задиры на деталях карбюраторов. И все это, по верной оценке В. Гончаренко, «только качество работы». Низкий его уровень тут и там обесценивает удачные конструкторские решения: «Сидень^ удобное, ничего не скажешь, но по всему нижнему периметру обивка лопнула, в месте соединения с баком потерлась очень сильно». «Не выдержала и одного сезона обивка сиденья, она просто треснула, — прочли мы в другом письме. — Передний пластмассовый щиток буквально изрубил острыми кромками резиновые чехлы вилки. Я сам, сняв щиток, сделал края округлыми... Ход вилки большой, мягко работает, но очень быстро изнашиваются втулки».

Выявились и такие недостатки, в которых читатели винят только конструкторов. Чаще всего упоминают неудобное и ненадежное крепление аккумуляторов: «Резиновые жгуты — не лучшее решение вопроса... На неровностях дороги батареи трясет, и в одной из них образовалась дыра — протерло о поддон». «Испытываю трудности с установкой и демонтажем батарей» - таковы типичные отклики.

Многие, подобно И. Исаеву из г. Ростова-на-Дону, вообще считают, что «для села больше подошел бы мотоцикл без аккумуляторной батареи». Эту точку зрения разделяют и в редакции.

Обращают внимание, что отдельные детали мотоцикла, а главное, его водитель плохо защищены от грязи. Просят устанавливать брызговики для ног, опустить щиток переднего колеса или увеличить его размеры, прежде всего длину. Не слишком удобна и, как показал первый опыт, ненадежна (ломается!) центральная подставка, поэтому просят заменить ее боковой.

И, конечно, почти в каждом письме настойчивая просьба комплектовать мотоцикл багажником (некоторые пишут и о боковых кронштейнах для багажа). Очевидно, настало время освободить покупателя от необходимости (именно необходимости) самому конструировать, изготовлять и монтировать багажник. Ведь он нужен порой и для того, чтобы приподнять, вытащить застрявшую машину. Сейчас при попытке сделать это нередко ломают задний фонарь. Надо полагать, задача вписать багажник в законченный облик машины не так проста. Тем больше оснований решать ее профессионалам, а не владельцам машин, каждый из которых сделает это лишь в меру своего умения и вкуса.

Последнее, о чем необходимо сказать. Как видно из писем, в продаже нет шин 6,70-10 для новых мотоциклов и камер к ним. Мотоциклисты просят прикладывать к мотоциклу хотя бы одну запасную камеру, интересуются, когда их обеспечат шинами.

Таковы основные пожелания наших читателей, ставших владельцами новых мотоциклов. Уверены, что вскоре специалисты тульского машзавода, Миннефтехимпрома и Минторга СССР расскажут, как и когда они будут удовлетворены. Ведь от этого во многом зависит репутация «Тулы», а значит, и спрос на нее.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»


 

1987N10P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как укоротить кожух цепи на Ява 634 для предотвращения быстрого износа (перетирания)

   В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19

Читать далее >>

Разъем в фаре Явы. Установка разъёма в фару старушки

 Сравнительно часто приходится снимать верхний кожух фары для смены масла в амортизаторах передней вилки, при подтягивании гаек колонки руля, для смазки подшипников рулевой колонки и т. д. При этом легко повредить провода, идущие к замку зажигания, да и работать при висящем на проводах кожухе неудобно. А если у мотоцикла «спортивный» руль, кожух снимать вообще очень трудно — мешает поперечная распорка.Для удобства можно сделать электрические соединения с верхним кожухом через штепсельный разъем, например, типа РША-14 или РША-20. Эти детали продаются в магазинах радиотоваров.Провода, идущие к верхнему кожуху фары, последовательно по одному отсоединяют от центрального переключателя (два — от лампочек спидометра) и припаивают к контактам гнездовой части разъема. При этом записывают номера контактов и адреса проводов от обеих частей разъема. Затем к вилочной части разъема припаивают провода сечением не меньше 1,5 мм2 и соединяют их с контактами центрального пер...

Читать далее >>

Переделка электрооборудования Явы 6В в 12В

Переделка электрооборудования Явы   В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер-3 регулировка для достижения полной мощности

Выполните регулировку  «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...

Читать далее >>

Об эксплуатации мотоциклов ИЖ. Ответы на вопросы владельцев (1965 г.)

Ответы на вопросы владельцев     Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов.   НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ?   Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...

Читать далее >>