Не спешите улучшать свой мотоцикл

Не спешите улучшать

 

Не спешите улучшать

На протяжении многих лет читаю регулярно нашу страничку, сам не раз выступал под этой рубрикой с рекомендациями, касающимися минских мотоциклов. Большая часть статей (и это понятно) - о том, что и как следует делать. Но очень редки такие, в которых опытный человек предостерегает: а вот так делать не следует! Мои размышления — как раз на эту тему. Чем они вызваны?

Многочисленное беспокойное племя мотоциклистов несет в себе заряд энтузиазма, выдумки, дух эксперимента. Велико их желание сделать личный мотоцикл оригинальным, непохожим на другой. Нередко этот путь приносит подлинные удачи, рождает маленькие шедевры. Но гораздо чаще из-под неумелых рук выходят уродцы, своего рода мутанты эволюции, не только внешне безвкусные, но и в силу ряда причин опасные, в том числе для окружающих.

Далеко ходить за примерами не надо. Самые простые варианты таких изменений - всевозможные накладки, козырьки и даже фигурки (среди которых почетное место занимает задиристый черт). Более сложные — загнутые выше плеч глушители, седла, поднятые на такую высоту, что пассажиру впору опираться настремена, попоны с фестончиками, и еще многое.

Стоит однако задуматься, что при создании каждой модели конструкторы и дизайнеры пытаются воплотить в металле определенный замысел; например сделать силуэт неповторимым, или наоборот, в новом мотоцикле подчеркнуть преемственность линии, уходящей в прошлое. Они стремятся сделать небольшую двухколесную машину легкой и надежной в управлении, заметной в транспортном потоке, наделить ее требуемыми элементами пассивной и активной безопасности. И притом максимально облегчить. Уменьшить размеры. Обеспечить легкость обслуживания. И сохранить взаимозаменяемость с предыдущими сериями... Словом, решают комплекс задач нередко противоречащих одна другой.

Мне могут возразить, что по нашим мотоциклам это не очень заметно. Пожалуй, так. Но тут действуют другие факторы - технологические и экономические. Не о них сейчас речь, а о том, целом гармонична и доведена на профессиональном уровне. С этим надо считаться при любой попытке что-то улучшить в ней или изменить. Ну а коль уж такое желание овладело вами, то прежде, чем "гнуть железку», имеет смысл на бумаге проработать не один и не два варианта, потом сделать макет, и лишь после этого приступить к самой работе. Такой подход — и вы в этом непременно убедитесь — сэкономит массу времени, труда и материалов. Да еще и принесет настоящее удовлетворение от сделанного.

Понятно, что наиболее осмотрительно следует подходить к изменениям в двигателе и его системах, в сцеплении, коробке передач. Здесь каждый параметр или характеристика одного узла или детали тесно связаны с функциями сопряженных деталей и узлов. Цепную реакцию изменений в их работе не всегда прогнозируют до конца. Например, простая замена жиклера в карбюраторе или увеличение окна в юбке поршня, приводящее к изменению фаз газораспределения, потребуют, вероятно, скорректировать опережение зажигания. Возможно, придется заменить свечу, поскольку может измениться температурный режим двигателя; не исключено, что понадобится иной воздушный фильтр. А компенсировать нарушение настройки выпускной системы вообще вряд ли удастся.

Глушителям мотоциклисты всех поколений всегда уделяли самое пристальное внимание. Большинству казалось, что именно тут кроется самый простой способ увеличить мощность: достаточно выпотрошить глушитель - и мотоцикл становится «зверем». И сколько бы ни писали разные авторы, что, укорачивая вставки, удаляя акустические фильтры и пробивая перегородки, вы только ухудшите наполнение цилиндров, увеличите шум, снизите мощность - все безрезультатно. Психологический гипноз сильнее: громче рычит - лучше тянет.

Хочу безоговорочно присоединиться к тем, кто уважает науку, и еще раз предостеречь: избегайте такого рода экспериментов. Слишком непростое и хлопотное дело — настройка системы выпуска. Резонансные явления в конусах глушителя надо согласовать с фазами газораспределения и характеристиками двигателя. При этом учесть его назначение или экономичность. Бездумное уменьшение сопротивления на выпуске (прежде всего двухтактных двигателей) не дает прибавки мощности, но заметно увеличивает расход топлива и ухудшает экологические показатели. К ним относится и шум — вовсе не безобидный компонент.

Приведу еще пример «простого» вмешательства, о последствиях которого тоже редко задумываются. Мотоциклисту показалось, что двигатель стал работать хуже, появились перебои. Недолго думая, он снял металлический экран с колпачка свечи, посчитав, что дело именно в нем: тут-де происходит утечка высокого напряжения на «массу». Не помогло. Тогда удалил и колпачок, а высоковольтный провод закрепил на свече гайкой. Теперь, понятно, перебои исчезли. Но мотоцикл превратился в мощный генератор помех: при работающем двигателе никто вокруг не мог пользоваться радиоприемниками, изображение на экранах телевизоров прыгало и срывалось. А вышло-то из строя помехоподавительное сопротивление в колпачке, который и требовалось заменить.

Очень модны стали мотоциклы с нелепо задранной задней частью, о чем я уже упомянул в самом начале. Делают это, удлиняя корпус амортизатора и применив более длинные пружины от других моделей. Такая переделка красоты не прибавляет, в этом я убежден. Но красота — понятие в значительной мере субъективное. А вот ухудшение устойчивости как следствие изменения центра тяжести мотоцикла — это объективно и опасно. Кроме того, при использовании нештатных пружин происходит рассогласование характеристик передней и задней подвесок, что отрицательно сказывается на ездовых качествах. К этим же последствиям приводит и установка спинки сиденья для пассажира - уменьшается нагрузка на переднее колесо, резко ухудшается управляемость.

Последнее замечание — о вычурных рулях, причудливо изогнутых, придающих мотоциклу экзотический вид. Так ли уж они безобидны?

С точки зрения конструктора, наиболее практичен такой руль, рукоятки которого находятся примерно на уровне локтей водителя: это обеспечивает максимальные усилия и удобства, создает благоприятные условия для мышц, снижает утомляемость. Кроме того, рукоятки руля должны еще обеспечить надежный хват — иными словами, кисти рук не должны соскальзывать ни при каких ударах, передающихся от подвески. Заводские рули в общем этим требованиям удовлетворяют. Но опыт дальних туристских поездок подсказывает, что спортивный руль предпочтительнее: он несколько шире, а это увеличивает плечо приложения силы, делает управление более надежным.

Кому-то может показаться, что все сказанное не так уж важно, что тема мелковата. Я убежден в другом. У молодых мотоциклистов надо воспитывать вкус, формировать понимание технической грамотности и целесообразности. В конце концов просто передавать опыт накопленный старшими поколениями. предостерегать от повторения ошибок и рождения новых. Что я и попытался сделать.

 

г. Минск
В. ЗАХАРИН, мастер спорта, инженер

 


1991N05P14

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Установка генератора переменного тока Г421 на ИЖ-49 и ИЖ-350. Чертеж переходного фланца и измененная схема электрооборудования

Вместо постоянного переменный Мотоциклы ИЖ-49, как известно, давно сняты с производства. Но многие еще не хотят с ними расставаться, потому что эти надежные неприхотливые машины хорошо приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации. Серьезные трудности создает, пожалуй, лишь система электрооборудования постоянного тока, включающая несколько сложных приборов. требующих особого ухода.Я упростил эту систему, переведя ее на переменный ток по образцу мотоцикла «Восход», то есть использовал его электрическую схему, генератор Г-421 и катушку Б-300.Единственная сложность переделки заключается в установке генератора. Для него надо выточить показанный на рисунке фланец-переходник из любой стали. который винтами М6—15 через отверстия диаметром 6,5 мм крепим на правой половине картера вместо прежнего генератора. На правую полуось коленчатого вала ставим ротор генератора и приворачиваем его укороченным на 15 мм старым болтом. Затем устанавливаем поршень так. чтобы он на 4 мм н...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер 5К 01. Испытания

Экзаменуем Юпитер   О новом «Юпитере» модели «5-01», который редакция сравнительно недавно получила для испытаний, журнал уже рассказывал (1988, № 8). Сейчас, когда на спидометре мотоцикла более 10 тысяч километров, можно с уверенностью сказать: положительные впечатления, оставшиеся после первого знакомства, подтверждаются. Особенно радуют у нового «Юпитера» комфортабельность и тяговитость. По первому параметру ИЖ нисколько не уступает теперь ЯВЕ, в этом мы убедились. У него удобное широкое седло, достаточно эластичная подвеска, высокий и широкий руль связан с мостиком рулевой колонки не жестко, а через резинометаллические втулки, и потому на него не передаются вибрации ходовой части. О моторе, думаем, надо сказать чуть подробнее. Минувшим летом, а все помнят, конечно, что было оно на редкость жарким, мы провели отпуск в мотоциклетном путешествии. В нашей группе, кроме редакционного Юпитер-5К-01, был еще один «Юпитер» — четвер...

Читать далее >>

Три сезона на ИЖ Планета 4. Отзыв владельца

Отзыв владельца   Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...

Читать далее >>

Схема электрооборудования Днепр МТ-10

 Рис. 1 — фонарь левого указателя поворота 2 — лампа А12-21; 3 — фара;- 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 - прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — бл...

Читать далее >>

Днепр МТ-10-36

Модернизированный мотоцикл Днепр Мотоцикл «Днепр» МТ10 —36. Внешне его можно отличить от прежних моделей по рычагам с шариками на концах, накидным гайкам на выпускных трубах, откидывающейся вверх — назад подножке для пассажира. В минувшем, 1976 году киевский мотоциклетный завод провел серьезную модернизацию выпускаемого им мотоцикла «Днепр» МТ10. Сначала была увеличена мощность двигателя — с 32 до 36 л. с. (см. «За рулем», 1976, № 10), а затем изменены некоторые узлы экипажной части. Это этап широкой программы совершенствования и повышения качества изготовления мотоцикла, намеченной на текущую пятилетку. Модернизированная модель получила обозначение МТ10—36.Основные направления проведенных работ были определены требованиями новых, более строгих ГОСТов в части повышения активной и пассивной безопасности мотоцикла и снижения внешнего шума. Рис. 1. Двухкулачковый тормоз переднего колеса: 1 — ведомый рычаг; 2 ...

Читать далее >>