За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.
Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от мотоцикла, предназначенного для гонок по гаревой дорожке, также шинами, оснащенными 225 шипами длиной 28 миллиметров, и предохранительными щитками колес. При возможных столкновениях, падениях они защищают гонщиков от травм. Все эти отличия, между прочим, сказались на массе мотоцикла: «ледовая» ЯВА тяжелее «гаревой» на 27 килограммов.
Поскольку при прохождении поворотов во время гонок по льду спортсмены наклоняют машины влево на большой угол, трансмиссия ЯВЫ-891.5 размещена довольно высоко, чтобы барабан сцепления не мог задеть за лед.
Топливом для двигателя ЯВА-891.5 служит метанол (метиловый спирт), который позволяет поднять степень сжатия и повысить мощность. Однако зимой запуск мотора, работающего ча спиртовом топливе, затруднен. Неудивительно поэтому, что при морозе в перерывах между заездами механики прогревают цилиндр двигателя паяльной лампой. Большая степень сжатия в нем обеспечивает и высокую эффективность торможения двигателем. Это позволяет в условиях гонок по льду вообще отказаться от тормозов.
В системе смазки используется касторовое масло, которое, сгорая, дает легкий специфический запах, так хорошо знакомый зрителям. Интересно, что масло не возвращается в систему после смазки деталей, оно выбрасывается наружу.
Поскольку ЯВА-891.5 для гонок по льду имеет шины с шипами, у нее очень хорошее сцепление с дорогой. С учетом этого пружины в механизме сцепления сделаны очень жесткими, чтобы уменьшить его пробуксовку. И когда на старте гонщик слишком быстро отпускает рычаг сцепления, резкая подача довольно большого крутящего момента к заднему колесу может поставить машину «на дыбы». Противодействуя этому, гонщик стремится перенести часть своего веса на переднее колесо — для этого рулю ЯВЫ-891.5 придана специальная конфигурация и низко опущены его рукоятки.
Общее количество мотоциклов ЯВА-891.5 в клубах СССР достигает нескольких сотен. На них стартуют и признанные мастера с мировым именем, такие, как С. Тарабанько, А. Бондаренко, В. Любич, и гонщики, которым еще предстоит стать чемпионами.
Л. ЧЕКАЛ
Двигатель: рабочий объем — 495 см3; распределительный механизм — OHV; степень сжатия — 14,0; мощность — 53 л. с./39 кВт при 7000 об/мин; карбюратор — «Бинг» со смесительной камерой диаметром 36 мм; запас топлива — 2,5 л.
Трансмиссия: сцепление — сухое многодисковое; коробка передач — двухступенчатая; передняя и задняя передачи — цепные.
Ходовая часть: рама — одинарная трубчатая; передняя вилка — телескопическая (ход 85 мм) с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — жесткая; размер шин: передней — 2,75—23, задней — 3,00—21; число шипов на шинах: впереди — 95, сзади — 130; тормоза — отсутствуют.
Габарит и масса: длина — 2320 мм; ширина — 750 мм; высота — 1050 мм; база — 1430 мм; масса в снаряженном состоянии — 110 кг; масса двигателя — 33 кг.
1982N03P7
Причина в сцеплении «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...
Читать далее >>«. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18
Читать далее >>Ответы на вопросы владельцев Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов. НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ? Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...
Читать далее >>Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...
Читать далее >>Реле ИЖРП-1С На мотоциклах «ИЖ— Планета-3» и «ИЖ-Юпитер-3» реле указателей поворота ИЖРП-1С постоянно включено одновременно с зажиганием. Чтобы оно работало только при пользовании указателями поворота, некоторые мотоциклисты переделывают переключатели, как об этом рассказывалось в журнале «За рулем».Мотолюбители, которые знакомы с основами электро- и радиотехники, могут достичь той же цели незначительной переделкой реле. Достаточно ввести в схему два диода типа Д208 (или Д7) и изменить цепи коммутации, как показано на рисунке.Переделанное таким образом реле безотказно работает уже в течение трех лет.Б. РОГОЖИН141300, Московская область, г. Загорск, 4, кв. 4 Схема переделанного реле ИЖРП-1С(изменения выделены жирными линиями). 1976N06P37
Читать далее >>