Яве 60 лет !

Яве шестьдесят!

 

Мотоциклам Jawa 60 лет

Много это или мало для мотоциклетной марки? Если сравнивать с первым чешским мотоциклом «Лаурин и Клемент», который появился на тридцать лет раньше, у ЯВЫ не столь уж солидный возраст. Но в данном случае следует принимать во внимание не дату рождения. Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в «Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов» (есть такая на Западе), едва наберется десяток таких, как ЯВА, — со столь богатой историей.

Началась она в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы «Вандерер» (из начальных слогов этих фамилий, как известно, родилось название ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 498,7 см3 и мощностью 18 л. с./13 кВт, не имевшая коммерческого успеха. Этот успех пришел двумя годами позже, когда Янечек сделал другой выбор — легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Последний выпускали по английской лицензии «Вилльерса». Он имел рабочий объем 172,6 см3 и мощность 5,5 л. с./ 3,6 кВт.

Сегодня такой шаг можно было назвать покупкой «ноу-хау», поскольку в не оправившейся еще от кризиса Чехословакии именно в это время остро ощущалась нужда в неприхотливом и недорогом мотоцикле. Этим требованиям тогда полностью удовлетворяла ЯВА-175. Но может быть не менее важно и то, что «виллиерка» определила направление, характерные черты для всех поколений этой марки: простоту и надежность, элегантность и доступность в цене.

Такой была и появившаяся в 1934 году ЯВА-350 — первый мотоцикл, полностью сконструированный на «янечкарне» (так называли предприятие Янечека), и созданная годом позже ЯВА-250, и мопед ЯВА-100 «Робот» 1937 года — первое детище известного впоследствии конструктора Йозефа Йозифа. Эти же принципы простоты и надежности были заложены в послевоенных «явских» моделях, вызвавших сенсацию в мотоциклетном мире и на несколько лет определивших в Европе развитие конструкции мотоциклов.

Всего было выпущено 27 535 штук ЯВЫ-175 — по тем временам очень большое количество. Они сохранялись в программе завода до 1946 года, исключая, конечно, время войны. К 1937 году с чехословацкого рынка были почти полностью вытеснены мотоциклы зарубежных марок: их осталось всего 6% против 94 в 1931 году.

Ява 500 1929

ЯВА-500 - 1929 г.

 

Здесь не представляется возможным хотя бы перечислить созданные за 60 лет на ЯВЕ типы, модели, модификации дорожных и спортивных машин с их характеристиками. Да и вряд ли это нужно. Отмечая юбилей марки, лучше вспомним отдельные страницы ее истории.

Советские мотоциклисты знают модели ЯВЫ более чем за тридцать лет. Как-никак в это время к нам поступило без малого 2 миллиона машин. Достаточно информированы они и о спортивных успехах ЯВЫ, с которыми связаны многие победы советских гонщиков. Но, можно полагать, мало кто слышал, что на заводах Янечека (он, кстати, в 1938 году был одним из главных кандидатов на пост президента республики) стали с 1934 года строить автомобили. Первый из них, лицензионный ЯВА-700, оснащался двухцилиндровым двухтактным двигателем 684 см3 мощностью 20 л. с./ 14,7 кВт. Это был автомобиль с передним приводом. Масса его составляла 690 кг, а скорость достигала 90 км/ч. Сборка ЯВЫ-700 производилась на новом заводе, построенном в городе Тынец-над-Сазавой — там, где сегодня собирают мотоциклы ЯВА.

 

Ява 175 виллиерка 1931

ЯВА-175 — 1931 г. («виллиерка»)

 

Тремя годами позже увидели свет кабриолет и родстер «ЯВА-Минор-1» — автомобиль уже собственной конструкции (ее предложил инженер Рудольф Выкоукал), который имел несколько лучшие характеристики. Автомобили ЯВА успешно стартовали в крупных соревнованиях, а «Минор-1» даже в труднейшем ралли «Монте-Карло».

В юбилей ЯВЫ можно вспомнить и о том, что в 1936 году был создан авиационный двигатель этой марки. Четырехтактный, двухцилиндровый, он развивал мощность 36 л. с./26,5 кВт при 4000 об/мин и весил всего 39 кг. И хотя серийное производство его не было развернуто, конструкторы ЯВЫ доказали и здесь свои возможности.

Предприятие Янечека по тем временам было технически передовым. Оно располагало лучшим в стране литейным производством (тут впервые ввели рентгеновский контроль отливок), хорошей экспериментальной базой, квалифицированными кадрами. ЯВА для своих покупателей выпускала на двух языках журнал такого же названия тиражом почти в 20 тысяч экземпляров.

Одна из самых ярких страниц в истории завода — годы войны, когда десятки сотрудников ЯВЫ вывезли и спрятали подлежавшие уничтожению по приказу гитлеровцев заготовки и детали для сборки 8500 мотоциклов и 700 автомобилей. Сейчас трудно все это оценить — а в то время к смертной казни приговаривали и не за такие проступки.

Не меньшим гражданским подвигом было и создание в нелегальных условиях (всякие конструкторские работы оккупантами были запрещены, а предприятие переориентировано на выпуск деталей самолетов) ЯВЫ-250 нового поколения, которую после войны ожидал невиданный успех — экспорт в 112 стран. Работу эту возглавил Й. Йозиф — впоследствии лауреат Государственной премии, руководитель научно-технического центра ЯВЫ. Конструкторское бюро размещалось на складе базы по обслуживанию немецких мотоциклов — за дощатым забором. Там же находился и «цех» опытных образцов, а все это вместе называлось «хитринкой». В 1944 году были закончены испытания мотоцикла, окрашенного в серый военный цвет, с военным номером и эмблемой ДКВ — это была новая ЯВА. Удалось даже сделать несколько опытных образцов и спрятать в разобранном виде в ящики.

 

ЯВА-250 — 1947 г. («перак»)

ЯВА-250 — 1947 г. («перак»)

 

Послевоенную ЯВУ отличала прежде всего совершенная по тому времени подвеска, за что мотоцикл получил название «перак» — пружинящий. Эта комфортабельная машина сохранила традиционный двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 248,8 см3, но с рядом новшеств, в частности плоским днищем поршня. Мощность достигала 9 л. с./ 6,5 кВт, а расход топлива находился в пределах 3 л/100 км. Мотоцикл привлекал рациональным и в то же время изящным дизайном, в его передней телескопической вилке была встроена мощная фара с утопленным спидометром. Премьера «перака» в Парижском салоне 1946 года ознаменовалась золотой медалью.

С середины 50-х годов ЯВА пришла в Советский Союз, и вскоре мы стали крупнейшим импортером этих известных мотоциклов. В наших условиях они открыли доступ прежде всего городской молодежи к совершенной мототехнике и, что особенно важно, дали толчок мототуризму, дальним путешествиям, где можно было и познавать страну и испытать себя. Десятки тысяч ныне умудренных и убеленных автомобилистов с благодарностью вспоминают ЯВУ, которая дала им полезные уроки в освоении моторного дела, оставила незабываемые воспоминания молодости.

ЯВА для многих является символом мотоспорта, и не без оснований. Нет, пожалуй, ни одного вида мотоциклетных соревнований, получивших распространение в послевоенные годы, где достижения лучших не были бы связаны и с этой известной маркой. И прежде всего это относится к трековым гонкам — 1000-метровым, спидвею, травяному треку, где мотоциклы ЯВА, созданные на одном из заводов предприятия в Дивишове, не имеют себе равных в мире. Ну и, конечно, впечатляющи успехи ЯВЫ в розыгрыше Всемирного трофея, которым чехословацкие спортсмены владели пятнадцать раз.

С приходом ЯВЫ наш мотоспорт получил невиданные ранее возможности для развития и выхода на международную арену. Гаревые гонки, гонки на льду, шестидневные соревнования — все это стало возможным у нас благодаря ЯВЕ. С ней советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами мира в личных гонках на льду, завоевывали золотые и серебряные медали «шестидневок», одерживали победы в «Золотом шлеме» — одном из самых престижных в мире соревнований на гаревой дорожке. И сегодня, поздравляя конструкторов, испытателей, рабочих — всех творцов этих машин, хочется от всех наших явистов сказать им сердечное спасибо за неустанный труд, за любовь к мотоциклетному делу, которое объединяет миллионы людей.

М. ГРИГОРЬЕВ

 

 

1989N07P6-7

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Проблемы Явы - 638 (характерные "болячки")

Что болит у Явы 638 - наиболее часто встречающиеся проблемы у владельцев Jawa 638: Для того чтобы оценить новую модель ЯВЫ ( Jawa 638 ), надо вспомнить недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом 638. Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. Вообще же на сегодняшний день среди мотоциклистов принято считать лучшим двигатель ЧЗ-350 ( CZ-350) модели «472-6», который сочетает в себе надежность Jawa 634 и 12V- генератор. Двигатель Явы 638 хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охл...

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв  Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...

Читать далее >>

Надежная фиксация крышки инструментального ящика на мотоцикле CZ

Надежный запор У мотоциклов CZ инструментальные ящики запираются винтом (см. рисунок), который во время движения иногда отворачивается (этот недостаток отмечен в редакционном тесте — «За рулем», 1981 №1). Чтобы избавиться от него, я переделал фиксатор. С винта 3 удалил резьбу и просверлил насквозь отверстие в кронштейне 4 крышки. На винт надел подходящие шайбы 5 и пружину 6, ограничив ее ход шплинтом 7, для которого в винте просверлил отверстие. Фиксация крышки инструментального ящика: а — до переделки; б — после переделки; 1 — крышка ящика; 2 — корпус глушителя впуска; 3 — винт; 4 — кронштейн крышки; 5 — шайбы; б — пружина; 7 — шплинт. Теперь, чтобы открыть ящик, достаточно оттянуть винт за головку. За два года эксплуатации пружинный фиксатор доказал свои преимущества перед винтовым.В. ВАСИЛЬЕВ Донецкая область, г. Краматорск  1981N08P41

Читать далее >>

Сложности при переключении передач на мотоцикле ИЖ Юпитер

Причина в сцеплении   «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>