Глушители для старых мотоциклов ИЖ

Акустический фильтр своими руками

 

Я задался целью переделать глушители своего мотоцикла ИЖ-56. Они разборные, с трубами большего диаметра, чем делают сейчас (мотоцикл выпущен в 1958 году). Элементы их изготовлены по типу глушения звука трением, что, естественно, не является наилучшим методом. Я хочу изготовить новые элементы типа «акустический фильтр». Как это сделать? Прошу также указать наивыгоднейший для двигателя ИЖ-56 объем глушителя шума впуска в воздухоочистителе,

Е. СПИРИДОНОВ.

Увеличение количества мотоциклов, естественно, выдвигает перед конструкторами задачу снижения их шумности. Нетерпимо, что рядом с современными машинами «тарахтят» старые модели. Очевидно, скоро наступит время, когда автоинспекция не будет допускать их к эксплуатации. Поэтому мотозаводы уже сейчас должны подумать о том, чтобы наряду с запчастями выпустить достаточное количество систем глушения шума (глушителей выпуска и впуска) для своих более ранних моделей.

А пока мотолюбители пытаются ставить на свои ИЖи глушители шума выпуска мотоцикла Ява и, кроме снижения мощности (порядка 1,5 л.с.), ничего не получают. Правда, наблюдалось некоторое улучшение «тональности», но уровень шума по-прежнему был высок.

У мотоцикла в основном три источника шума: шум выпуска; шум впуска; шум, вызываемый плохим уплотнением в местах крепления выхлопной трубы к двигателю, а также к глушителю.

Чтобы машина вела себя тихо, необходимо уделить внимание всем этим источникам шума.

В настоящее время на Ижевском заводе изготовляют глушители шума выпуска, которые превосходят устанавливавшиеся на моделях 1958 года. Шум впуска ИЖей сейчас частично глушится масляным воздухоочистителем. Но объем его именно для целей глушения все же недостаточен.

У глушителя шума выпуска другой дефект — он неразборный. Кроме этого, желательно увеличение его диаметра до 80 мм.

Что же делать мотолюбителям, желающим снизить шум старого мотоцикла ИЖ-56, если они не могут купить глушитель в магазине или просто хотят сделать его своими силами?

На рис. 1 изображен глушитель типа «акустический фильтр». Он в основном повторяет схему глушителя, устанавливаемого сейчас на «ИЖ-Юпитере» и «ИЖ-Планете», отличаясь лишь тем, что разборный и имеет другие размеры.

Корпус 1 глушителя (рис. 2) изготовляется из листовой стали толщиной 4+1.2 мм.

Все остальные детали можно делать из листа толщиной 0,8 мм: при меньшей толщине глушитель из-за вибрации корпуса при его недостаточной жесткости может начать «звенеть» на малых оборотах. Внутри корпуса жестко (сваркой или пайкой медью) крепится конус 2 с 24 отверстиями диаметром 6 мм, а к вершине его — шпилька 3 из стального прутка диаметром 6 или 8 мм с резьбой на конце. На шпильке имеется упор 4. Изнутри к корпусу глушителя приварены (или припаяны) три кольца 5. Они облегчают разборку глушителя, когда на его стенках отложится нагар, и, кроме того, увеличивают жесткость корпуса, а тем самым и его стойкость против вибрации.

Три первые перегородки с трубками, образующие так называемые резонаторы, жестко связаны между собой, создавая блок перегородок 6. Перегородки выполняются в виде чашек с длиной цилиндрической части 4—5 мм. При чистке блок перегородок извлекают из глушителя. В это время следует прочищать (проволокой с загнутым концом) и отверстия в конусе. Срок чистки глушителя в основном определяется загрязненностью этих отверстий. Как правило, он нуждается в чистке через 6—8 тысяч километров пробега.

Внутренний диаметр трубок первой и третьей перегородок 20 мм, центральной соединяющей трубки — 25 мм; на обоих ее концах сверлят по четыре отверстия диаметром 20 мм.

Блок перегородок в глушителе с одной стороны упирается в упор 4, с другой — поджимается наконечником 7, в котором также есть перегородка с трубкой диаметром 20 мм. В задней части наконечника имеется упор (сечение А—А на рис. 1), образуемый двумя пластинками. Крепится наконечник гайкой и контргайкой, наворачиваемыми на шпильку 3 (см. рис. 2).

 

 

Цилиндрическую часть наконечника, входящую в корпус глушителя, завальцовывают внутрь, чтобы она не упиралась в кольцо 5, а нажимала на блок перегородок. Кроме того, кольцевое пространство используется для размещения уплотнения из асбестового шнура. Уплотнение нужно потому, что несгоревшее топливо, движущееся по глушителю, может выступить наружу и, загрязнившись, испортить внешний вид глушителя.

Если глушителям шума выпуска уделяется должное внимание, то создание глушителей шума впуска до последнего времени считалось делом второстепенным, хотя доля шума впуска весьма значительна.

Характерно, что шум впуска в большой мере зависит от степени открытия дроссельной заслонки и достигает максимума при ее полном открытии.

Поэтому наиболее важно глушение шума впуска для мотоциклов малого литража, двигатели которых большую часть времени работают на полном дросселе. Для мотоцикла ИЖ-56 это время несколько меньше.

Объем глушителей шума впуска современных мотоциклов должен быть в 10—12 раз больше рабочего объема двигателя, и тем больше, чем выше литровая мощность двигателя.

Для ИЖ-56 объем глушителя шума впуска (рис. 3) следует принять равным 2,5—3 литра. Правда, это в из-

вестной степени затрудняется наличием алюминиевых шторок, закрывающих карбюратор.

Форма глушителя может быть разной. Однако он должен представлять собой резонатор, то есть иметь входную трубку диаметром 40—45 мм и длиной 100—150 мм. Эту трубку можно поместить в любом месте, а также внутри самого объема, так, чтобы через нее поступал воздух из наименее запыленной зоны — сверху, из-под седла.

В нижней части корпуса глушителя шума впуска образуется неглубокая ванна, в которую заливают немного масла (излишек его будет унесен потоком воздуха в двигатель).

В процессе работы двигателя часть топлива, в состав которого входит и масло, попадает в масляную ванну глушителя, вспенивается там потоком воздуха и частично поступает на воздухоочищающий элемент, тем самым в какой-то степени увлажняя его.

Воздухоочищающий элемент можно сделать из специальной металлической сетки, а еще лучше — из капроновой путанки. Толщина фильтра 15—20 мм.

Итак, два источника шума нейтрализованы. Остается убедиться в герметичности крепления выхлопной трубы.

В. ИВАНОВ, г. Серпухов,инженер





1964N09P24-25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Паннония. Особенности эксплуатации и способы устранения неполадок

Особенности эксплуатации и способы устранения неполадок   Венгерский мотоцикл «Паннония» можно встретить на многих наших шоссе и дорогах. В своих письмах в редакцию водители просят рассказать об особенностях эксплуатации этого мотоцикла и способах устранения неполадок. Советы тем, кто ездит на «Паннониях», дает инженер Ю. Торгов. Топливо и масло. Двигатель мотоцикла «Паннония» имеет степень сжатия 7,2 и рассчитан на применение бензина Б-70, А-72, А-74. Если же использовать бензин А-66, то легко возникает детонация, двигатель теряет мощность, перегревается и быстро изнашивается. Правильно составленная топливная смесь избавит мотоциклиста от многих неприятностей. На хорошо обкатанном мотоцикле (после 5000 км пробега) при температуре окружающего воздуха до 25 градусов тепла следует соблюдать пропорцию бензина и масла 25: 1. При меньшем пробеге или более высокой температуре содержание масла следует увеличить (20:1). Из отечественных сортов масел дл...

Читать далее >>

Беседа восьмая. Что может послужить причиной уменьшения мощности двигателя

Когда двигатель теряет мощность   Первую свою статью в журнале «За рулем» М. Г. Гинцбург опубликовал 25 лет назад — в 1938 году. С тех пор творческое содружество автора и журнала не прекращается. Имя М. Гинцбурга известно не только среди мотоциклистов нашей страны, но и за рубежом. Он — автор многих книг, учебных пособий, таких, как «Эксплуатация и ремонт мотоциклов», «Мотоциклетные кроссы», «Устройство и обслуживание мотоциклов», неоднократно переиздававшихся в СССР и переведенных на иностранные языки. Полный творческих замыслов, Матвей Григорьевич работает над новыми пособиями для мотоциклистов.   Водитель замечает, что у его мотоцикла двигатель теряет мощность. Он стал, как говорят, менее приемистым, то есть число оборотов под нагрузкой возрастает медленнее, машина слабее тянет на подъемах, песчаной дороге. Ускорение и максимальная скорость мотоцикла уменьшились. Не удается преодолеть подъем, который раньше не вы...

Читать далее >>

Мотороллер Турист. Повышение надежности реле РР-121

 Надежность реле РР-121, применяемого на мотороллерах «Турист», можно намного повысить, если вместо контактного реле обратного тока установить в нем диод Д214Л (допустима замена его диодами Д215Л. Д224Л. Д244В. Д3051. Для этого удаляем прибор и обрезаем выводы его катушки. В освободившемся отверстии на его основании крепим диод и соединяем его корпус с клеммой «В», а второй вывод — с клеммой «ЯШ» (см. схему). Схема соединения диода (выделена жирной линией) в реле РР-121 С переделанным таким образом реле я проехал более 10 000 километров и убедился, что оно работает лучше прежнего.В. НОВИКОВ672009. г. Чита, ул. Бабушкина. 85  1974N07P38

Читать далее >>

Лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки. О лакокрасочных материалах

О лакокрасочных материалах Все детали автомобиля, подверженные коррозии, имеют защитное покрытие. Оно есть на болтах и гайках, на деталях двигателя и шасси, на кузове. Но везде оно разное. Мелкие детали защищают гальваническими покрытиями, крупные — красят. При этом используют множество различных лакокрасочных материалов, разобраться в которых без специальных знаний непросто. У них разное назначение, они совместимы или, наоборот, несовместимы, нуждаются каждый в особом методе нанесения и сушки, имеют свою систему буквенных и цифровых обозначений. Как разобраться в многообразии лакокрасочных материалов, необходимых для ремонтных работ автолюбителю? Об этом и пойдет речь в статье кандидата химических наук В. БАЕНКЕВИЧА. Главное свойство лакокрасочных материалов — способность при нанесении их на окрашиваемые поверхности и последующей сушке образовывать защитные или декоративные пленки, называемые покрытиями. Именно поэтому основу таких материалов составляют пленкообразующие ...

Читать далее >>

Урал ИМЗ - 8.103-30

В традициях уральской марки   Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха.   Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал».  В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы.  Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...

Читать далее >>