Как и чем красят мотоциклы

Как и чем окрашивают мотоциклы

 

О любой двухколесной машине не скажешь, что она слишком заметна на дороге своей окрашенной поверхностью. Да и более солидные трехколесные выделяются из всего движущегося по земле больше формой, чем цветом. И дело, конечно, не в том, что мотоциклы, мотороллеры, мопеды покрывают неброскими красками — просто окрашенных поверхностей у них немного. Рама, крылья, бензобак и еще несколько небольших деталей — вот и все, что красят на заводе. Но ведь красят. Чтобы машина была красивой, не ржавела, долго сохраняла привлекательный вид.

Как и чем окрашивают мотоциклы — об этом рассказывает кандидат химических наук В. БАЕНКЕВИЧ.

Человеку, впервые наблюдающему за окраской мотоциклетных деталей на современном заводе, вся процедура может показаться большим техническим фокусом. Картина для непосвященного действительно непонятна.

Медленно движется конвейер с подвешенными на нем деталями. Вот они входят в окрасочную камеру, и, поравнявшись с роботом, который совершает ритмичные движения вверх-вниз, детали «сами по себе» начинают менять цвет. Никаких привычных факелов краски, пульверизаторов и других малярных атрибутов, нет поблизости и человека в знакомом респираторе. Наконец краска на деталях становится совсем яркой, и детали на том же конвейере въезжают в печь горячей сушки. Так работает современная система окраски в электростатическом поле.

Весь «фокус» такого метода нанесения лакокрасочного покрытия заключается в том, что мельчайшие частицы краски переносятся от распылителя к окрашиваемой поверхности не струей воздуха, а постоянным электрическим полем. Для этого робот-«маляр» перемещает вверх-вниз вдоль окрашиваемой детали небольшую вращающуюся с высокой скоростью чашу. На нее постоянно подается напряжение до 100 000 В, а в момент прохода окрашиваемой детали — струя грунтовки, эмали или лака, в зависимости от этапа обработки. Разбиваясь о вращающуюся чашу в мельчайшую, не видимую глазу пыль, которая моментально получает электрический заряд, краска под действием поля устремляется к другому полюсу — деталям, подвешенным на конвейере, — и оседает на них.

Понятно, что окраска в электростатическом поле создана не для внешнего эффекта. Прежде всего она позволяет почти наполовину уменьшить расход лакокрасочных материалов, так как распылять их воздухом вокруг столь нетехнологичных для нанесения внешних покрытий деталей, как рама из труб, подвески, крылья и тому подобные небольшие части мотоцикла, крайне неэкономно. Второе преимущество такого метода — высокая степень автоматизации, что очень выгодно для массового производства. Немаловажен и третий фактор — уменьшение количества летучих растворителей, которые при пневмораспылении краски попадают в окружающую среду, загрязняя ее вредными для человека веществами.

Однако, чтобы электроокраска полностью оправдывала себя, она требует качественно более высокой культуры производства. Чистота окрасочных камер, дозаторов и шлангов, по которым подаются материалы, точнейшее соблюдение режимов движения конвейера, напряжения в сети и других технологических параметров — обязательные условия для безопасности и высокой производительности этого метода.

Значительную часть мотоциклов окрашивают теми же алкидно-меламиновыми эмалями, что и автомобили. Это МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110 и другие. О том, как подновить их в эксплуатации и подкрасить поврежденные участки или целые детали, подробно, со всеми необходимыми рекомендациями, рассказано в августовском номере «За рулем» 1981 года.

В последнее время для придания мотоциклам и их меньшим собратьям более заметного вида и улучшения декоративных качеств окраски в промышленности разработан так называемый лессирующий комплекс, представляющий собой специальную систему нанесения покрытий.

Сначала на окрашиваемую поверхность наносят грунтовку МЛ-064, в состав которой включен алюминиевый пигмент. После горячей сушки при температуре 120—130° С детали выглядят окрашенными «под алюминий». Затем поверх грунтовки наносят лессирующую (прозрачную) эмаль МЛ-169 яркого цвета, после чего, если есть необходимость усилить блеск, наносят покрывной лак. В результате получается яркая, более красивая, чем при обычной окраске, поверхность деталей, похожая на те, что в автомобилестроении получают применением специальных эмалей с металлическим эффектом.

Надо сказать, что такое богатство отделки сопровождается удорожанием окраски в производстве и более высокой стоимостью ее ремонта в эксплуатации На заводе из-за наличия токопроводящего алюминия в грунтовке нельзя на первом этапе обработки деталей применить экономичный метод окраски в электростатическом поле. Значит, налицо перерасход материалов и труда. И в производстве, и в эксплуатации для подкраски поврежденных мест необходим весь набор материалов: грунтовка, прозрачная эмаль, покрывной лак.

Специалистами лакокрасочной промышленности уже разработана новая специальная эмаль с металлическим эффектом МЛ-1214. При высоких декоративных свойствах она позволяет в отделке мотоциклетных деталей использовать только один лакокрасочный материал, который к тому же можно наносить в электростатическом поле высокого напряжения.

В меньшей степени, чем автомобилистов, владельцев мототехники волнует вопрос о долговечности лакокрасочных покрытий. Конечно, на мотоцикле они уступают автомобильным по защитным и физико-механическим свойствам, по атмосферостойкосости. Но не намного. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 37.004.001-81, лакокрасочные покрытия мотоциклов, мотороллеров, мопедов должны сохранять свои защитные и декоративные качестве при эксплуатации в условиях умеренного и холодного климата в течение трех лет, не менее. В тропическом климате этот срок сокращается вдвое.

Мотоциклистам, наверное, будет интересно узнать и еще об одном прогрессивном методе окраски их машин, который стали внедрять в отечественной промышленности, — о нанесении порошковых красок. Они представляют собой однородную смесь смол (как правило, эпоксидных), не содержащих растворителей и цветных пигментов. Эта смесь выпускается и применяется на мотозаводах в виде порошка, отчего и появилось название «порошковая краска», хотя в традиционном представлении понятие «краска» здесь относительно.

У порошковых красок много преимуществ перед обычными. При их помощи можно получать покрытия с большой толщиной — до 100 мкм только для одного слоя. У обычных алкидно-меламиновых эмалей толщина одного слоя равна всего 15—20 мкм. Способность порошковой краски прилипать (адгезия) к металлу настолько велика, что ее можно наносить без грунтовки, а срок службы покрытия таков, что мотоцикл не потребует перекраски практически за весь ресурс.

На заводах порошковые краски наносят посредством специального оборудования в электростатическом поле, после чего детали сушат в печах с гораздо более высокой температурой (180° С), чем окрашенные обычными синтетическими эмалями. Плюсом этих красок является и то, что они не содержат растворителей, а значит не загрязняют окружающую среду и их применение не требует дополнительных капитальных вложений для строительства очистных сооружений.

Но у них есть и минус — невозможность подобрать колер смешиванием красок разного цвета. Порошок — не жидкий продукт, и получить краску точного оттенка практически невозможно. Однако этот минус с лихвой оправдывается долговечностью покрытия, и порошковые краски все шире находят применение в мотоциклостроении.

Выпуск лаков и красок для мотоциклетного производства не стоит на месте. На ближайшую перспективу уже разрабатываются водоразбавляемые грунтовки и эмали. По защитным, декоративным и физико-механическим свойствам они не уступают обычным лакокрасочным материалам, а применение воды вместо ацетона или других вредных для человека растворителей существенно уменьшает загрязнение окружающей среды.


 

1984N10P25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мокик Дельта. РМЗ 2.124

Первенцы семейства Дельта     На заводе «Саркана Звайгзне» в последнее время созданы образцы целого семейства мопедов для различных категорий покупателей. Общим их признаком стал единый, фирменный стиль, основой которого мы стремились сделать лаконичность формы, элегантность.Первую модель нового семейства завод предлагает уже в нынешнем году. Это мокик «Дельта», модель РМЗ-2.124. Учитывая, что основной потребитель нашей продукции — молодые люди, конструкторы постарались создать мокик с легкими, стремительными линиями спортивного мотоцикла. Он будет выпускаться в нескольких исполнениях: « стандарт», «турист», «спорт», «люкс», которые различаются оснащением и отделкой. Так, на «туристе» и «спорте» предусмотрены указатели поворота. «Турист», кроме того, оборудован ветровым щитком и багажником, рассчитанным на боковые сумки. «Спорт» не имеет багажника, но ...

Читать далее >>

Оборудование мастерской в гараже

Домашняя мастерская     Почти все мотоциклисты самостоятельно ремонтируют свои машины. Понятно, почему: сеть мастерских по ремонту мотоциклов невелика, а основная масса их, примерно 70—80%, находится в сельской местности. Автор утверждает, что оборудование мастерской в гараже — в основном дело вкуса. Вполне согласны с ним, если только вкус будет не таким, какой представил нам на своем рисунке наш постоянный автор Э. Коноп. Мотоцикл — машина сложная, для его ремонта нужны и немалые знания, и слесарные навыки, и, конечно, соответствующий инструмент. Вот о нем и рассказывает сегодня опытный мотоциклист В. СЕКРЕТОВ. Приступая к ремонту, нельзя полагаться лишь на заводской комплект инструмента, прикладываемый к каждому мотоциклу. Он предназначен для оказания первой помощи — устранения простейших неисправностей в дороге. Бывалый мотоциклист обязательно дополнит и его. Чем? Давайте посмотрим. Наиболее частая дорожная неисправность — прокол шин...

Читать далее >>

Мотоцикл Восход. Отличия от Ковровца-175В

Новый дорожный мотоцикл   На дорогах появился новый дорожный мотоцикл класса 175 см3, названный «Восходом». Это еще одна модель в ряду «Ковровцев». Чем же она отличается от хорошо знакомого нам К-175В? Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить более элегантную и солидную внешность. Однако приглядимся пристальней, «разложим все по полочкам». Хорошо, что завод отказался от прежней формы бензобака, которая зрительно утяжеляла машину. Белая горизонтальная полоса у бака «Восхода» гармонически связана с хромированными глушителями и подчеркивает единство компоновки мотоцикла. Бак вмещает 14 литров.Машина снабжена ветровым и грязевыми щитками, зеркалом обратного вида, багажником — тем, чего ждали многие мотолюбители. Мотоцикл окрашен в черный цвет. Надо заметить, что эмали стали более стойкими к воздействию солнца и влаги. А если учесть, что технология окраски и хромирования изменилась в лучшую сторону, то станет ясным — п...

Читать далее >>

Минск ММВЗ-3.112.1 и ММВЗ-3.112.11 ( Универсал и Эндуро )

Универсал и Эндуро     Сфера применения мотоциклов за последнее время смещается с автомагистралей, с улиц крупных городов и все более тяготеет к сельским районам, небольшим городам и поселкам. «За рулем» не раз обращался к этой проблеме (1985, № 7; 1986, № 4 и № 8) и адресовал ее мотоциклетной промышленности. Со своей стороны, мы, работники минского мотоциклетного и велосипедного завода, по откликам потребителей, проживающих в сельских районах, чувствовали, что пришло время разработать для них специальную модификацию, называемую эндуро.   Универсальный мотоцикл ММВЗ—3.112.1.   Сейчас наш завод наряду с базовой моделью универсального назначения (ММВЗ—3.112.1) стал выпускать и ее «сельскую» модификацию (ММВЗ—3.112.11). Обе они сохранили традиционные для марки достоинства — простоту конструкции и обслуживания, неприхотливость в эксплуатации и во многом сходны по устройству. Двухтактный двигатель работает на смеси низкоок...

Читать далее >>

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

 «Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения)  I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...

Читать далее >>