В мотоциклетных двигателях для облегчения условий производства и эксплуатации размеры некоторых наиболее ответственных деталей разбиты на три группы. Многие владельцы мотоциклов не знают об этом и испытывают затруднения при замене основных деталей запасными.
О том, как правильно подобрать новый коленчатый вал, поршни и поршневые пальцы к мотоциклу «ИЖ-Юпитер» рассказывает инженер А. Наговицын.
На мотоциклах Ижевского машиностроительного завода с одноцилиндровыми двигателями роль маховика выполняют щеки коленчатого вала. В новом двигателе «ИЖ-Юпитер», имеющем два цилиндра, масса этих щек недостаточна для обеспечения требуемых динамических характеристик, поэтому в конструкцию включен выносной маховик (см. рисунок). Помимо «обычной работы», маховик двигателя обеспечивает передачу крутящего момента правого коленчатого вала на левый, следовательно, через муфту трансмиссии на ведущую звездочку.
Расположение коленчатых валов и маховика двигателя мотоцикла «ИЖ Юпитер»: 1 — левый коленчатый вал; 2 — шпонки; 3 — маховик; 4 — правый коленчатый вал; 5 — стяжной болт. Маховик условно повернут.
Ошибочно мнение тех, кто думает, что передача крутящего момента происходит через две шпонки. На шейках коленчатых валов при обжатии их ступицей маховика и затяжке болта возникают силы трения; они-то и обеспечивают передачу момента. Роль же шпонок при этом сводится только лишь к установлению необходимого взаимного расположения валов относительно друг друга (это нужно для того, чтобы при нахождении одного поршня в верхней мертвой точке, другой в это время находился в нижней мертвой точке).
Отсюда ясно, какое значение имеет тщательный подбор диаметров шеек для работы двигателя. Ведь при их разнице ступица маховика плотно обжимает только шейку, имеющую больший диаметр, и при непродолжительной эксплуатации двигателя шпоночный паз маховика и шейки меньшего размера непоправимо разнашивается. Опыты показали, что надежная эксплуатация двигателя обеспечивается, если разность диаметров шеек составляет не более двух микрон. Однако в производственных условиях такая точность экономически невыгодна; поэтому завод установил допуск 0,01 мм.
Впоследствии уже у изготовленных полностью валов производится замер диаметров шеек, и по этому признаку все они разбиваются на 5 групп (1; 2; 3; 4; 5). Номер группы клеймится на поверхности наружного диаметра щек.
Этим достигается то, что пара одного индекса группы имеет разности диаметров шеек не более 0,002 мм.
Поэтому при приобретении нового коленчатого вала обязательно следует следить за тем, чтобы индекс его группы был тот же самый, что и у имеющегося. В случае приобретения двух валов их индексы групп также должны быть одинаковы. Кроме того, собирая двигатель, необходимо как можно туже затягивать стяжной болт маховика и при профилактическом осмотре делать то же самое.
Цилиндры и поршни двигателя в зависимости от диаметров рабочих поверхностей также разбиты на три группы: 0, 1, 2. Разница в размерах соседних групп как для поршня, так и для цилиндра составляет 0,01 мм, при этом цилиндр и поршень нулевой группы имеют больший диаметр, чем цилиндр и поршень первой группы. Цифры, обозначающие номер группы, ставятся на выхлопном патрубке цилиндра (приливе под выхлопную трубу) и на поверхности днища поршня. Комплектование двигателя на заводе цилиндрами и поршнями производится только группами одного индекса, то есть, если ставится цилиндр второй группы, то и поршень берегся такой же группы.
Вместе с тем необходимо заметить, что боковая поверхность поршня имеет специальный профиль, поэтому зазоры между стенками поршня и цилиндра меняются по длине, и наибольший при этом получается в области головки поршня. Начинающие мотоциклисты, производя профилактический осмотр двигателя и обнаружив этот зазор, часто делают необоснованные выводы о дальнейшей непригодности цилиндров и поршней ввиду кажущегося значительного износа.
В этом случае, даже если и имеется какой-то износ, не сказывающийся практически на мощностной характеристике двигателя (что бывает очень часто), совершенно нет необходимости производить замену цилиндров или поршней.
Но когда замена становится все же неизбежной, брать новый поршень ремонтного размера целесообразно только в том случае, если заменяемый был нулевой группы. При других вариантах можно ставить деталь большей группы, то есть вторую заменить первой. При этом цилиндр обычно остается старым. Если же дальнейшая эксплуатация цилиндров и поршней невозможна, то замену следует производить только группой одинакового индекса.
Существует неправильное мнение, что поршневой палец должен сидеть в бобышках туго и запрессовывать его следует только в предварительно нагретый поршень.
Для удобства сборки и уменьшения деформации поршня посадка пальца производится на заводе без нагрева. При этом палец в бобышки поршня вставляется свободно и может легко проворачиваться. Никакого ухудшения эксплуатации двигателя эта замена посадок не вызывает. Поэтому мотоциклисты, обнаружившие при профилактике свободную выпрессовку пальца, не должны производить замену его и поршня.
В зависимости от сопрягаемых размеров поршни и пальцы тоже делятся на группы. Клеймение групп производится у пальца на его торце или внутренней поверхности, у поршня — на внутренней полости зеленой, белой, черной красками. Зеленый палец имеет диаметр больше белого, белый — больше черного. То же относится и к поршню.
Клеймение поршней и пальцев первого ремонтного размера производится красной краской, второго — желтой.
Поэтому при замене поршня необходима замена и пальца. Обе детали должны быть отмечены краской одного цвета. Это свидетельствует об их принадлежности к одной группе размеров.
А. НАГОВИЦЫН, инженер.
г. Ижевск.
1963N12P14
Подготовка мотоцикла, запасные части, дополнительное оборудование Вначале нас было трое. Мы купили старый К-125 и по очереди ездили на нем. Со временем каждый из нас приобрел собственный мотоцикл, и мы начали путешествовать. Сперва по пригородам Москвы, а потом все дальше и дальше — на юг, на запад, на восток. Вскоре мы познакомились с энтузиастами мототуризма из других городов: организовался как бы самодеятельный мототуристский клуб. И вот уже в течение нескольких лет мы вместе проводим отпуск в путешествиях по родной стране. Наши машины «глотали» километры на магистрали Москва — Брест, преодолевали перевалы Карпат, мокли под дождями Прибалтики, карабкались на склоны Крымских и Кавказских гор. Общая протяженность наших маршрутов превысила 80 тыс. километров. Теперь у нас накопился солидный опыт подготовки мотоциклов к дальним пробегам. Нам кажется, что он сможет представить интерес не только для туристов, но и для всех тех, кто пользуется мотоциклом для ...
Читать далее >>"Тулица" сменяет "Туриста-М" Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место «Туриста—М» в производственной программе заняла «Тулица» (фото 1). Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч. 1. Внешне «Тулица» сохраняет много общих черт со своим предшественником, «Туристом —М». Отличия: дополнительные жалюзи на левой части капота для вентиляции подкапотного пространства, выведенная наружу педаль кик-стартера. Что же нового в конструкции «Тулицы» по сравнению с «Туристом—М»?Двигатель мотороллера прибавил в мощности 2 л. с. Это достигнуто повышением (с 7,8 до 9,3) степени сжатия и применением более совершенной, трех-канальной продувки цилиндра. Чтобы, несмотря на форсировку, у двигателя был нормальный тепловой р...
Читать далее >>Переходник для генератора Многие владельцы мотоциклов ИЖ старых моделей с 6-вольтовым электрооборудованием хотят переделать его на более совершенное — 12-вольтовое, применяемое ныне. Может быть им поможет мой опыт. Переходник для генератора Для установки на («Планету—3» генератора переменного тока 28 3701 мощностью 100 Вт я выточил переходник, показанный на рисунке, из днища отслужившего алюминиевого поршня. На генераторе снял 5 мм с торцевой поверхности, прилегающей к двигателю. Дополнительно применил блок БПВ14-10 (регулятор—выпрямитель), а катушку зажигания оставил старую (когда она выйдет из строя, поставлю 12-вольтовую от «Планеты-спорт»). Аккумуляторная батарея, разумеется, 12-вольтовая, 6МТС-9 Мотоцикл прошел уже 15 тысяч километров, и электрооборудование работает без замечаний. С. БУЛЬДА Полтавская область, г. Пирятин 1987N08P33
Читать далее >>Экзаменуем Юпитер О новом «Юпитере» модели «5-01», который редакция сравнительно недавно получила для испытаний, журнал уже рассказывал (1988, № 8). Сейчас, когда на спидометре мотоцикла более 10 тысяч километров, можно с уверенностью сказать: положительные впечатления, оставшиеся после первого знакомства, подтверждаются. Особенно радуют у нового «Юпитера» комфортабельность и тяговитость. По первому параметру ИЖ нисколько не уступает теперь ЯВЕ, в этом мы убедились. У него удобное широкое седло, достаточно эластичная подвеска, высокий и широкий руль связан с мостиком рулевой колонки не жестко, а через резинометаллические втулки, и потому на него не передаются вибрации ходовой части. О моторе, думаем, надо сказать чуть подробнее. Минувшим летом, а все помнят, конечно, что было оно на редкость жарким, мы провели отпуск в мотоциклетном путешествии. В нашей группе, кроме редакционного Юпитер-5К-01, был еще один «Юпитер» — четвер...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>