Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 глазами владельца

Тульский мотоцикл глазами владельца

 

В прошлогоднем майском номере «За рулем» представил читателям новый мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени в, М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ре должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели?

Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его товарищей из г. Новгорода). Конечно, важнейшим критерием для ее оценки стала проходимость. Любопытно, что в первых откликах людей на помещенное в журнале описание мотоцикла встречались на сей счет скептические, а порой и безапелляционные суждения и оценки. Но мотоциклисты, наездившие на «Туле» не одну тысячу километров преимущественно вне дорог («по вороньему следу»г как метко сказано в одном письме), оценивают проходимость высоко. «Мотоцикл показал себя более совершенным, чем все другие, — именно на сельских дорогах!» (И. Ильичев, г. Весьегонск). «Вряд ли можно проехать на другом мотоцикле там, где проедет «Тула» (О, Псчесьев, г. Тула) «Я со своим «кентавром» оказался в выигрыше по сравнению с владельцами легких и средних мотоциклов благодаря именно повышенной проходимости» (В. Гончаренкс, г. Друж-ковка). Впрочем, в некоторых ситуациях — на раскисшем от дождя проселке пространство вокруг заднего колеса порой забивается грязью настолько, что колесо перестаем вращаться, как пишет А. Чекулов из г.Сарапула. И здесь, считает он, преимущества «Тулы» сходят не нет.

К сожалению, мы не располагаем собственным,, опытом езды на «Туле», который помог бы скорректировать опенки. Но. видимо, слово «вездеход» применительно к этой машине не следует понимать буквально и требовать, чтобы она могла пройти повсюду.

Таково общее впечатление о возможностях мотоцикла. Немало внимания читатели уделили особенностям и качеству его узлов и агрегатов. На конструкцию и работу деигателя нареканий немного. «Ложкой дегтя» стало письмо И. Ильичева: на его мотоцикле двигатель заклинило в период обкатки (при пробеге 633 километра). Отправленный на завод мотор восстановили в счет гарантии, Автор признателен за ремонт, однако справедливо сетует, что ему ничего не сообщили о причинах дефекта. Думаем, приятнее было бы узнать, что заводчане сумели ликвидировать саму возможность появления таких неисправностей (если, конечно, они не вызваны неграмотной эксплуатацией).

А. Матисонса из г. Гробння Латвийской ССР беспокоят сильные вибрации, присущие, по его мнению, всем тульским моторам «От этого. — пишет он, — появилась первая неисправность — течь бака. Ушки для крепления баков (их два — ред.) к раме начинают обламываться, оставляя в баках дырки». Впрочем, виновата в этом, как считает автор письма, и не вполне удачная конструкция крепления. А коль уж речь зашла о баках, упомянем о малом диаметре заливных горловин, что создает неудобства при заправке, и о недостаточной вместимости.

Говоря о трансмиссии, мотоциклисты отмечают завышенное передаточное число третьей передачи, предлагая «сблизить» третью и четвертую ступени.

Вызывает нарекания низкое качество изготовления некоторых узлов и деталей: «При пуске кик-стартером дважды из крышки выскакивала возвратная пружина. Пришлось снимать глушитель, сливать масло, убирать аккумуляторы, снимать крышку» (Г. Лузин из г. Перми). «Кик-стартер при пуске часто цепляет за рычаг переключения передач. Мне кажется, можно обойтись рычагом для включения передач носком» (А. Матисонс). «Уже писали о качестве цепей, но нельзя не повториться: цепь пришлось заменить после 5 тысяч километров пробега» (И. Ильичев).

В письмах — жалобы на неаккуратную сварку глушителя («из швов гонит дым»), плохое гальваническое покрытие передних амортизаторов, заусенцы, задиры на деталях карбюраторов. И все это, по верной оценке В. Гончаренко, «только качество работы». Низкий его уровень тут и там обесценивает удачные конструкторские решения: «Сидень^ удобное, ничего не скажешь, но по всему нижнему периметру обивка лопнула, в месте соединения с баком потерлась очень сильно». «Не выдержала и одного сезона обивка сиденья, она просто треснула, — прочли мы в другом письме. — Передний пластмассовый щиток буквально изрубил острыми кромками резиновые чехлы вилки. Я сам, сняв щиток, сделал края округлыми... Ход вилки большой, мягко работает, но очень быстро изнашиваются втулки».

Выявились и такие недостатки, в которых читатели винят только конструкторов. Чаще всего упоминают неудобное и ненадежное крепление аккумуляторов: «Резиновые жгуты — не лучшее решение вопроса... На неровностях дороги батареи трясет, и в одной из них образовалась дыра — протерло о поддон». «Испытываю трудности с установкой и демонтажем батарей» - таковы типичные отклики.

Многие, подобно И. Исаеву из г. Ростова-на-Дону, вообще считают, что «для села больше подошел бы мотоцикл без аккумуляторной батареи». Эту точку зрения разделяют и в редакции.

Обращают внимание, что отдельные детали мотоцикла, а главное, его водитель плохо защищены от грязи. Просят устанавливать брызговики для ног, опустить щиток переднего колеса или увеличить его размеры, прежде всего длину. Не слишком удобна и, как показал первый опыт, ненадежна (ломается!) центральная подставка, поэтому просят заменить ее боковой.

И, конечно, почти в каждом письме настойчивая просьба комплектовать мотоцикл багажником (некоторые пишут и о боковых кронштейнах для багажа). Очевидно, настало время освободить покупателя от необходимости (именно необходимости) самому конструировать, изготовлять и монтировать багажник. Ведь он нужен порой и для того, чтобы приподнять, вытащить застрявшую машину. Сейчас при попытке сделать это нередко ломают задний фонарь. Надо полагать, задача вписать багажник в законченный облик машины не так проста. Тем больше оснований решать ее профессионалам, а не владельцам машин, каждый из которых сделает это лишь в меру своего умения и вкуса.

Последнее, о чем необходимо сказать. Как видно из писем, в продаже нет шин 6,70-10 для новых мотоциклов и камер к ним. Мотоциклисты просят прикладывать к мотоциклу хотя бы одну запасную камеру, интересуются, когда их обеспечат шинами.

Таковы основные пожелания наших читателей, ставших владельцами новых мотоциклов. Уверены, что вскоре специалисты тульского машзавода, Миннефтехимпрома и Минторга СССР расскажут, как и когда они будут удовлетворены. Ведь от этого во многом зависит репутация «Тулы», а значит, и спрос на нее.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»


 

1987N10P14-15

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Резиновая торсионная подвеска

Новая подвеска мотоцикла   Одна из наиболее актуальных пробелом, стоящих перед создателями новых мотоциклов, — совершенствование подвесок. Конструкция их о значительной мере предопределяет и комфортабельность мотоцикла, и его надежность. За последнее время все более широкое применение о качестве упругого элемента подвески на автомобилях и мотоциклах находит резина. Известны различные конструктивные варианты резиновых подвесок. Одни из них работают на растяжение, другие — на сжатие, третьи — на концентрическое кручение, четвертые — на сложные комбинированные нагрузки. Но наибольшее распространение нашла торсионная подвеска, работающая на круговой сдвиг.   Экспериментальный ирбитский мотоцикл с резиновой торсионной подвеской   Примером такой конструкции может служить независимая подвеска колеса одного из английских микролитражных автомобилей. Резиновый элемент ее, как это видно на рис. 1, состоит из внутреннего стального вала (сечение А —А), ...

Читать далее >>

Абрис устанавливается так. Что такое абрис, когда абрис нарушается ?

Что такое абрис, когда абрис нарушается ? Абрис это угол, определяющий положение полюсов ротора генератора относительно башмаков статора в момент размыкания контактов прерывателя.Для надежной работы двигателя всегда желательно подавать на свечу ток максимальной величины. Этот максимум соответствует отклонению ротора от нейтрального положения на 7—9 градусов по ходу вращения в момент разрыва контактов. В зависимости от установки момента размыкания контактов прерывателя абрис может быть ранним, нормальным и поздним. «Установите правильно абрис». Эту фразу часто можно встретить в книгах и наставлениях по эксплуатации мотоциклов. Но не все читатели с этим термином знакомы, и многие просят рассказать на страницах журналов о том, как правильно устанавливать абрис.Мы предоставляем слово инженеру Б. В. Базякину. Он расскажет о том, как это делать на мотоциклах «Ковровец-175» и «Восход». Когда абрис нарушается ?Мотоциклисты должны знать, что искрен...

Читать далее >>

Паннония - ремонт двигателя (сборка-разборка)

Ремонт мотора венгерских мотоциклов Венгерские мотоциклы «Паннония» модели ТЛФ-250 (14 л. с.) и сменившей ее Т5 (16 л. с.) зарекомендовали себя как выносливые, неприхотливые и простые в обслуживании машины. Прочная ходовая часть, колеса большого диаметра (19 дюймов), генератор переменного тока (маховнчная магдина) и, наконец, возможность присоединения боковой коляски «Дуна» обеспечили «Паннонии» широкое распространение в сельской местности. Однако мастерских, занимающихся этими мотоциклами, сравнительно немного, к тому же находятся они только в больших городах, и это вынуждает подчас владельцев ремонтировать машины своими силами. В помощь им мы публиковали некоторые материалы, в том числе статьи о коробке передач («За рулем», 1968, № 8) и о системе электрооборудования («За рулем», 1969, № 6). Сегодня по просьбе читателей рассказываем о разборке и сборке двигателя «Паннонии», а в одном из ближайших номеров буде...

Читать далее >>

Паннония - коробка передач

 В редакцию приходят письма от владельцев венгерских мотоциклов Паннония с вопросами об устройстве коробки передач, ее неисправностях и способах их устранения. Учитывая, что у нас в стране эксплуатируются десятки тысяч этих мотоциклов, мы отвечаем на вопросы читателей публикуемой ниже статьей.Немного об устройствеУ коробки передач «Паннонии» (рис. 1) два вала: первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). Нетрудно заметить, что четыре ведущих шестерни (1—4) первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями (5—8) вторичного вала. Включение той или иной передачи осуществляется передвижением пар II и III передач вдоль валов при помощи вилок механизма переключения. Рассмотрим этот процесс подробнее. Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача; 1 — шестерня I передачи (z=12); 2 — ше...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>
Мотоцикл BMW R 1200S 2008 фото Мотоцикл Honda XR 100 R 1993 фото Мотоцикл Kawasaki VN 1500 Vulcan Nomad FI 1998 фото Мотоцикл Honda CBR 150R 2008 фото
Мотоцикл Yamaha MT-03 2011 фото Мотоцикл Yamaha YZF-600 R6 1999 фото Мотоцикл Yamaha FZ1 2011 фото Мотоцикл KTM 390 Adventure 2020 фото