Мотоциклист на улицах города

На чем следует сосредоточиться, чтобы езда на мотоцикле была безопасной для вас и для окружающих

 

Мотоциклист на улицах города

Итак, исполнилось ваше заветное желание: сданы экзамены в Госавтоинспекции, в кармане лежит новенькая книжечка — удостоверение водителя мотоцикла. Вам известно, как нужно трогать машину с места, как тормозить, где нельзя стоять, а где — даже останавливаться; как надо поворачивать, разворачиваться. Уверенные в своих силах, вы смело направляете послушный мотоцикл по оживленной улице родного города и... сталкиваетесь с первыми трудностями.

На улице вы не один. Это особенно ощущается в тот момент, когда мимо вас, ускоряя и замедляя стремительный ход, маневрируя и останавливаясь, проносится лавина разнообразных машин.

Сразу же выясняется, что одной пары глаз, отпущенных вам природой, явно мало, что от вашего внимания не должно ускользать очень много различных явлений, а вся обстановка не имеет ничего общего с изъезженной вдоль и поперек учебной площадкой, где вам хорошо знакома каждая щербинка на асфальте.

Как же быть? На чем следует сосредоточиться, чтобы езда на мотоцикле была безопасной для вас и для окружающих?

Давайте проедемся вместе по городу. Вы — за рулем, я — на пассажирском седле.

Вы, конечно, прежде чем выехать на трассу, внимательно проверили техническое состояние машины, обратив особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, а также на состояние шин. Номерной знак у вас чистый, документы в кармане, а в ящике лежит комплект инструмента. Кажется, все? Нет. Раз вы едете с пассажиром, обязаны проинструктировать его. Пассажир должен знать, что на виражах и поворотах надо наклонять корпус в ту же сторону, куда наклоняется водитель, а на остановках ставить на землю ту же ногу, которую опускает водитель. Длинное пальто, платье или юбку пассажир должен подобрать, чтобы они случайно не попали в спицы заднего колеса.

Машина заведена. Вы сели сами и затем пригласили пассажира, предупредив, чтобы при посадке он не пользовался подножкой как стременем, а сначала перекинул правую ногу через седло и потом уже, когда мотоцикл тронется, быстро поставил обе ноги на подножки.

Сами же вы перед тем, как тронуться с места, уже выполнили одно из важнейших правил безопасности — посмотрели назад и пропустили быстро едущий транспорт.

На первых порах не следует ехать со скоростью более 35—40 км/час. Вы так и поступаете. Смотрим на спидометр, стрелка его подрагивает на цифре 40. Как будто все в порядке. Но вдруг слева вы видите недовольное лицо обгоняющего вас водителя такси. Левые колеса его «Волги» почти касаются осевой линии. Ясно. Вы уже нарушили одно из главнейших правил безопасности: «Не пользоваться левыми рядами, когда свободны правые ряды», и невольно помешали другим. Никогда в дальнейшем не забывайте об этом!

Однако едем дальше. Впереди большой перекресток. Здесь улица, по которой мы движемся, пересекается с магистралью.

Сразу же внимательно осмотрите перекресток. Во-первых, обратите внимание на тип светофора и его сигналы. Затем ваше внимание должно быть обращено на дорожно-сигнальные знаки и указатели, которые наверняка здесь имеются. Разделительные линии гостеприимно приглашают вас занять нужный вам ряд.

Но что это? Сзади резко скрипнули тормоза автомобиля. Вы невольно оглядываетесь. В опасной близости от вас стоит самосвал. Оказывается, вы забыли подать сигнал — знак перестроения в рядах и чуть не угодили под колеса МАЗа. Вот вторая серьезная ошибка. Учтите!

Почти касаясь линии «Стоп», вы стоите перед перекрестком в ожидании разрешающего движение сигнала. Зеленый свет. Вперед! Пусть скорее останется позади «опасный» перекресток. Уже пересечены обе его границы. Еще газку! Но тут вам самому приходится с силой нажимать на оба тормоза. Хорошо, что инструктор приучил вас пользоваться обоими тормозами. Иначе вы сами, забыв обратить внимание или попросту не заметив сигналов водителя, машина которого перестраивалась в левый ряд, врезались бы в ее задний бампер.

Вот видите, сколько ошибок вы уже сделали. А проехали по городу всего лишь 700—800 метров. И заметьте, что во всех этих случаях аварийную обстановку создавали вы сами, так сказать, без «помощи» других водителей.

А ведь очень часто бывает, что некоторые, еще неопытные водители, подобно вам, тоже создают опасную обстановку на проезжей части.

Вот вы, например, заметили, что У едущей впереди машины замигал правый указатель поворота и она замедлила ход.

Из правил движения вам известно, что нельзя обгонять впереди едущий транспорт, если его водитель подал сигнал остановки или поворота. Но ведь обгон производится с левой стороны, а машина, как об этом свидетельствует указатель, явно собирается повернуть направо. «Обгоню!» — решаете вы и резко увеличиваете скорость, чтобы... сейчас же услышать визг собственных тормозов. Что случилось? Почему вы были вынуждены резко затормозить? А потому, что едущий впереди водитель включил правую мигалку по ошибке.

Эту возможность учли составители правил, запретив в подобных случаях обгон до полного выяснения намерений обгоняемого водителя, а вы — не учли...

Еще пример. Вы едете в свободном правом ряду и вдруг у впереди едущей машины, находящейся в левом от вас ряду, загорается стоп-сигнал. Здесь надо немедленно тормозить, так как не исключено, что машина сразу метнется вправо к тротуару, лишь на мгновение сверкнув указателем поворота. У грузовиков некоторых марок указателей поворота нет вообще. Необходимо помнить, что их водители сигнализируют о поворотах и остановках рукой или открыванием дверцы кабины.

Многие мотоциклисты делают и такую ошибку. На большой скорости «протискиваются» между автомобилями, стоящими у перекрестка, чтобы очутиться как можно ближе к стоп-линии. Ну, а что, если в этот момент, в силу тех или иных причин, откроется дверца у одного из стоящих автомобилей? Правила движения рекомендуют оставлять между машинами интервал не менее метра и в движении, и на остановках.

Во время первых поездок не следует без крайней необходимости выезжать за пунктирную осевую линию при обгоне или объезде, хотя правила и разрешают это. Не надо также обгонять крупногабаритный транспорт: троллейбус, автобус или большой самосвал. Следует с предельной осторожностью проезжать мимо стоящих автобусов и троллейбусов, заглядывая при этом под кузов: не видны ли ноги идущего человека.

Если мостовая суха и протектор шин не изношен, даже малоопытный водитель может довольно быстро остановить мотоцикл. Иное дело, когда дорожное покрытие увлажнено или (еще хуже!) покрыто ледяной коркой.

В этих случаях торможение с выключением сцепления нередко приводит к боковому скольжению заднего колеса— заносу. Чтобы его избежать, останавливайте свой мотоцикл, нажимая на оба тормоза с обязательным опережением на тормоз заднего колеса и не выключайте муфты сцепления.

Если занос все же начался, немедленно прекращайте торможение и слегка поверните руль в сторону заноса. И лишь когда машина снова пойдет прямо, — тормозите опять.

Вообще на скользких дорогах надо особенно осторожно пользоваться и тормозами, и ручкой газа. Гораздо надежнее правильно рассчитывать расстояние и уменьшать скорость при приближении к местам остановки, повороту и т. п.

Однако для первой поездки довольно: над городом сгущаются сумерки. Теперь от вас потребуется особая осторожность, в особенности, если ваш путь пролегает по незнакомым и недостаточно освещенным улицам. В ряде городов пользование дальним светом запрещено, а ближний свет освещает дорогу впереди на сравнительно небольшое расстояние (30—40 метров). Следовательно, видимость сильно ухудшается.

Вообще ночью, даже на хорошо освещенных улицах, не следует развивать скорость, которой обычно пользуются в дневное время, и производить обгон без крайней к тому необходимости.

Самое лучшее — принять за правило при езде ночью сокращение скорости на 25—30 процентов против дневного времени. Лучше выбирать маршруты, проходящие по хорошо изученным улицам: это хоть и дольше, но безопаснее. Ночью избегайте подозрительных пятен на мостовой, наезд на масляное пятно может вызвать падение, а люк открытого колодца приведет к тяжелой аварии.

Если вас ослепит встречный транспорт, немедленно подайте знак перестроения правой рукой и осторожно приблизьтесь к тротуару. Заглушите двигатель и немного подождите, пока не отдохнут глаза. Вообще при появлении усталости глаз продолжать движение не следует. Защитные очки необходимы водителю мотоцикла всегда, но особенно нужны они при езде в непогоду. Не пренебрегайте очками!

Несколько слов о вождении мотоцикла с боковой коляской. У таких машин отсутствует маневренность, которая присуща одиночкам. Поэтому особую осторожность надо проявлять на поворотах и главным образом на поворотах в сторону коляски, так как на таком повороте, проходимом с большой скоростью, коляска может оторваться от земли, опрокидываясь вместе с мотоциклом.

В заключение хочется сказать, что можно и нужно уметь управлять всякими мотоциклами, но делать это надо с полной и высокой ответственностью перед самим собой и перед вашими пассажирами, доверившими вам свою жизнь.

Твердое знание правил уличного движения и неуклонное их соблюдение, точная и быстрая оценка складывающейся в каждый отдельный момент уличной обстановки, основательное знакомство со своей машиной и тщательный уход за ней — вот те три пункта, которые смогут гарантировать вам безопасность в пользовании таким прекрасным транспортным средством, как современный мотоцикл.

bezopasnaya-ezda-na-motocikle

 

Д. АБЕЗЬЯНИН, преподаватель, спортсмен 1-го разряда.




1961N05P22-23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Лодка-коляска. Мотоцикл с коляской лодкой

Для охотников и лыболовов     Наверное, среди мотолюбителей немало людей, увлекающихся охотой или рыбной ловлей, или, скажем, наоборот: среди охотников и рыболовов — владельцев двух- и трехколесного транспорта. Сочетание это удобно с чисто практической точки зрения. Мотоцикл доставляет своего хозяина до леса или водоема, а дальше он идет пешком или плывет на лодке. А нельзя ли для плавания по воде приспособить мотоцикл? Оригинальную попытку решить такую задачу предприняли конструкторы Киевского мотоциклетного завода. На верхнем фото вы видите серийный мотоцикл К-750 производства КМЗ. Он отличается от обычного лишь формой и видом коляски. У нее легко убирающийся ветровой щиток и обтекаемые формы, но без привычного выреза справа, а сзади находится выступ, напоминающий киль шлюпки. Нажим рычага, расположенного на раме коляски справа от водителя, — и лодочка легко отделяется от шасси, превращаясь в одноместный челнок. А вот он уже плавно покачивается на волнах (фото в...

Читать далее >>

Кик-стартер и новый фильтр мотороллера Тула

Как устроены и работают   За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков)   Рис. 1. Кик-стартер: 1— вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11— шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор.   Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной. Кик-стартер обеспечивает пуск двига...

Читать далее >>

Два новых Балкана. Мопед Балкан 50 и мотоцикл Балкан 175

Два новых Балкана     Болгарские конструкторы подготовили к производству две новых модели: мопед «Балкан-50» и мотоцикл «Балкан-175».   Мопед Балкан 50 Мопед (вы его видите на снимке) имеет двигатель рабочим объемом 50 см3, способный развивать 2,3 л. с. при 5500 об/мни. Диаметр цилиндра 40 мм. ход поршня — 39 мм. Степень сжатия 7 Охлаждение воздушное. Зажигание от магнето. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Коробка передач трехступенчатая. Трубчатая рама, заменившая штампованную, значительно повысила устойчивость мопеда и позволила, кроме того, установить небольшой багажник. Одной заправки 10-лнтрового топливного бака хватает на 500 км пути. Максимальная скорость, которую может развить мопед — 60 км/час. Вес его 56 кг.   Мотоцикл Балкан 175 Мотоцикл «Балкан-175» разработан на базе «Балкан-250». Мощность нового 175-кубового двухтактного двигателя достигает 10.5 л. с. при 4800 об/мин. Охлаждение воз...

Читать далее >>

Латка на поршне, или ответ мстителю

Было дело, я навьючил на свою 638 с коляской столько груза, что мотоцикла не было видно, и отправился в дальнюю дорогу. Мотоцикл терпел это издевательство довольно долго, но месть пришла неотвратимо: машина замерла. Когда снял головки цилиндров, в правом поршне увидел маленькое аккуратное отверстие. До человеческого жилья было так далеко, что даже помышлять о том, чтобы докатить до него мотоцикл, не имело смысла. Ответ мстителю был достойным. Я аккуратно расковырял отверстие до такого размера, чтобы в него вошел болт М8. Подложил под головку болта и под гайку шайбы так, как это показано на рисунке, и затянул этот "бутерброд". Подтолкнув мотоцикл с горки, я завел его и, представьте себе, благополучно добрался до цели путешествия. Мотоцикл, видимо, сообразил, что со мною ссориться - себе дороже, и рабо-тал так хорошо, что я потом еще полгода ездил с леченым поршнем.

Читать далее >>

Техническая характеристика МЦ ТС250/1 ( MZ TS250/1 )

Новинка из Цшопау Мотоциклы MZ из ГДР, название которых говорит о месте их рождения (Мотозавод в Цшопау), известны широко за пределами своей страны. Знают эту марку и наши мотолюбители. В 1957 году МЦ поставлялись в СССР и быстро завоевали признание. До сих пор многие из них надежно служат своим владельцам, демонстрируя пример «мотодолголетия». Известны они и спортсменам: мотоциклы модели МЦ-ГС для многодневных соревнований имеют некоторые наши нлубы. Успешные выступления на международной арене помогли конструкторам создать новую дорожную модель МЦ ТС-250/1, к выпуску которой завод приступил в конце 1976 года («За рулем», 1977, № 4). Закономерный интерес советских мотолюбителей к машинам, выпускаемым в братских социалистических странах, редакция «За рулем» стремится удовлетворить, проводя кратковременные тесты, позволяющие ближе познакомиться с их конструкцией и эксплуатационными качествами. По сложившейся традиции завод МЦ летом нынешнего год...

Читать далее >>
Мотоцикл Triumph Bonneville T100 50th Anniversary 2009 фото Мотоцикл Yamaha YZF-1000 R1 2004 фото Мотоцикл Honda XL 250 Degree 1991 фото Мотоцикл Aprilia Tuono 1000R 2006 фото
Мотоцикл Suzuki GSX 750E 1980 фото Мотоцикл Indian Chieftain Jack Daniels Limited Edition 2017 фото Мотоцикл Yamaha TZR 25 0 1988 фото Мотоцикл Piaggio MP3 500ie 2012 фото