Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет.
Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов.
Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.
Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников?
Первое, что бросается в глаза, — внешний вид. Новые машины больше отвечают требованиям современной технической эстетики. Мотоциклы окрашены в единый, фирменный цвет. Обода колес, корпуса глушителей покрыты слоем декоративной хромировки, а защитные кожухи карбюраторов и тормозные крышки — молотковой эмалью. Крышки картера благодаря полировке обрели зеркальный блеск. Вполне современным выглядит чехол седла из цветного текстовинита. Кстати, само сдвоенное седло несколько шире обычного и более удобной формы.
Мощность нового «Юпитера» осталась прежней, зато мотоцикл ИЖ Планета-2 стала сильнее на две с лишним лошадиных силы. Это позволило улучшить динамические качества мотоцикла и увеличить максимальную скорость до 105 км/час. Повышение мощности до 15,5 л. с. достигнуто уменьшением объема кривошипной камеры, небольшим повышением степени сжатия и применением карбюратора К-36Ж с увеличенным до 27 мм диаметром диффузора.
Не останавливаясь на конструктивных особенностях нового карбюратора, мы хотим коротко рассказать о его преимуществах по сравнению с ранее применявшимся К-28. Схема карбюратора К-36Ж с вынесенным из зоны диффузора топливным корректором обеспечивает более экономичный состав смеси и снижение расхода топлива на 4—6 процентов. Обогащение смеси в карбюраторе К-36Ж, в отличие от К-28, достигается вращением манетки корректора по часовой стрелке. Пользоваться корректором нужно при пуске двигателя в холодное время и при езде на максимальной скорости. Фланцевое крепление карбюратора К-36Ж к впускному патрубку двумя болтами прочнее крепления К-28, у которого часто ломались хомутики.
Претерпела изменение конструкция подшипника вторичного вала коробки передач. В новых роликоподшипниках длина роликов увеличена с 8 мм до 12 мм. Однако устанавливаются они без изменения посадочных мест в картере. Это особенно важно для ремонта двигателя и обеспечения запасными частями. Кроме того, бочкообразная форма роликов позволяет более равномерно распределять напряжения по длине. Удлиненные, бамбинированные ролики увеличат срок службы подшипника более чем в полтора раза.
Теперь несколько слов об изменениях в «ИЖ-Юпитере».
Хотя долговечность подшипника нижней головки шатуна коленчатого вала
ИЖ-Ю вполне достаточна и подшипник выдерживает свыше 30 тысяч километров пробега, известны случаи преждевременного выхода его из строя. Это объясняется превышением допустимых скоростей движения на каждой передаче или «прогазовкой» на холостом ходу при прогреве, когда обороты вала значительно превышают обороты максимальной мощности.
Измененная конструкция шатуна улучшила теперь смазку роликоподшипника нижней головни. Это в свою очередь в несколько раз повысило стойкость при работе двигателя на высоких оборотах. Изменены червячный вал и вилки переключения передач. Сделано это для более четкой и долговечной работы механизма переключения.
Рис. 1. Сальники, защищающие подшипники колес: а) фетровый сальник, применяемый на мотоцикле «ИЖ-Планета», б) резиновый сальник мотоцикла
Важным новшеством, повысившим межремонтный пробег «Планеты» и «Юпитера», является новая конструкция сальников для защиты подшипников колес от пыли и влаги. Раньше для этой цели служил фетровый сальник (рис. 1, а) Он не обеспечивал достаточного уплотнения и к тому же требовал частой замены. Резиновые сальники (рис. 1, б), пришедшие на смену фетровым, увеличили срок службы подшипников почти вдвое.
Резиновые уплотнительные кольца установлены и в маятниковой вилке.
Они значительно улучшают защиту подшипников скольжения вилки и тем самым повышают срок их службы.
Рис. 2. Расположение включателя стоп-сигнала: а) включатель стоп-сигнала на раме ИЖ-Планеты, б) включатель стоп-сигнала ИЖ-Планеты-2 в инструментальном ящике.
Весной и осенью много хлопот доставлял мотолюбителям включатель стоп-сигнала (рис. 2, а), установленный на раме под тормозным рычагом. Он был недостаточно герметичен и часто выходил из строя из-за окисления контактов.
Новая конструкция включателя, показанная на рис. 2, б (он расположен о инструментальном ящике), обеспечивает надежность его в любых условиях.
На обеих моделях установлены новые реле-регуляторы. Их отличает лучшая виброустойчивость и стабильность регулировок, а это немаловажно для надежной работы двигателя.
На ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2 под аккумулятор подводится специальный полиэтиленовый поддон. Он предохранит инструментальный ящик от коррозии, возникающей из-за попадания электролита.
Модернизация мотоциклов коснулась и таких важных узлов, как тормоза. Анализируя опыт эксплуатации десятков тысяч машин, конструкторы пришли к выводу, что при большом пробеге тормоза иногда теряют надежность. Причем не помогает и регулировка тормозной системы — изнашиваются накладки и торцы колодок. В результате при полном повороте кулачка колодки слабо прижимаются к тормозному барабану. При ремонте в таких случаях для компенсации износа приваривали на торец колодок стальные полоски. В новой конструкции алюминиевых литых тормозных колодок предусмотрен специальный компенсатор. Теперь при большом износе под стальную пяту, расположенную на торце колодки, достаточно лишь поставить шайбу, которая войдет в комплектный набор мотоцикла. Сравнивая старые штампо-сварные и новые — литые - колодки, можно отметить, что конструкция последних значительно жестче. Запрессовка стальной втулки в посадочное место под кулачок тормоза должна сделать более надежной работу привода тормозной системы.
Рис. 3. Разборный глушитель ИЖ-Планеты 2 и ИЖ-Юпитер 2
Стала иной и система выпуска. И раньше ИЖ не считался «громкой» машиной. Однако звук выхлопа и конструкция глушителей не удовлетворяли конструкторов. Для новых моделей были разработаны и испытаны новые глушители выпуска (рис. 3). Разборная конструкция их позволяет, не снимая корпуса глушителя, отсоединить наконечник, вынуть, прочистить «начинку» и снова собрать глушитель. Кроме того, увеличение объема глушителя и оптимально подобранные проходные сечения выпускного тракта делают мотоцикл совсем тихим.
Вместе взятые конструктивные изменения, о которых мы рассказали, позволят повысить гарантийный пробег мотоциклов ИЖ-Планета 2 и ИЖ-Юпитер 2 по сравнению с ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер на 25 процентов.
К каждому мотоциклу прилагается комплект запасных частей. Теперь он увеличился: в него дополнительно входят трос сцепления и шинный манометр, который даст возможность поддерживать в камерах нужное давление. Это в конечном итоге скажется на сроках службы шин. Для мотоциклов ИЖ-Юпитер с боковым прицепом дается звездочка с девятнадцатью зубьями. Она необходима при езде без прицепа.
И в заключение — просьба к мотолюбителям. На завод приходит много писем от владельцев ижевских мотоциклов с замечаниями, предложениями, вопросами, советами. Хотелось бы получать а этих письмах и данные о сроках службы узлов и деталей, с указанием модели мотоцикла, года выпуска, характера неисправности, пробега, условий эксплуатации, нагрузки.
Анализ материалов, рассказывающих об эксплуатации машин в различных дорожных и климатических условиях, поможет заводу быстрее решать задачи по дальнейшему их совершенствованию.
Г. ПИСАРЕВ, В. АБРАМЯН, инженеры
г. Ижевск
1965N08P10-11
Тем, кто ездит на Вятке Много лет я езжу на мотороллере «Вятка» модели ВП-150. За это время у меня накопился некоторый опыт, сложившийся из длительных наблюдений и экспериментов. Думаю, что он будет полезен и другим водителям этих машин. В инструкции к мотороллеру рекомендуется заменять масло в картере через каждые 2000 км пробега, то есть так же, как, например, в «Ковровце». Но если в мотоцикле масла 600—800 см3, то в «Вятке» только 130 см3. Поэтому оно быстро загрязняется и теряет свои качества. Есть смысл менять автол через 1000 или даже 500 км. Все, кто долго ездит на «Вятке», наверно, замечали, что отверстие защитной муфты, через которую проходит впускной патрубок цилиндра, со временем расширяется и через образовавшийся зазор в отсек карбюратора проникает пыль и грязь с заднего колеса. Уплотнительное кольцо из изоляционной ленты или другого материала поможет вам избавиться от этого. Если у вашей машины перегорит б...
Читать далее >>Воздушный фильтр будет работать надежнее Многие читатели обращаются о редакцию с просьбой рассказать, как увеличить срок службы двигателя у мотоцикла К-175. Рекомендации по этому поводу дает инженер X. Миропольский. Воздухофильтр у мотоцикла «Ковровец-175Б» расположен неудачно — между двигателем и щитком заднего колеса. Пыль, поднимаемая этим колесом, засасывается вместе с воздухом. Фильтр очень быстро загрязняется; не только пыль, но и мелкие частицы земли попадают в двигатель. Последствия крайне неприятны: недолго служат поршень, кольца, цилиндр, подшипник нижней головки шатуна. Загрязняется карбюратор. Ускоряется образование нагара. Двигатель преждевременно выходит из строя. Что сделать, чтобы меньше пыли попадало в воздухофильтр? Прежде всего надо, сняв седло, топливопровод, крышки смесительной камеры и карбюратора, переднее закрытие, разведя правое и левое закрытия, получить хороший доступ к воздухофильтру. Далее (см. рисунок) необход...
Читать далее >>О правильном и красивом стиле езды Давным-давно прошли те времена, когда появление мотоцикла привлекало всеобщее внимание. К мотоциклам привыкли. Их становится все больше и больше. Каждый год на улицы городов и сел выезжают несколько сот тысяч новичков, недавно получивших удостоверения водителей. Молодых водителей можно сразу узнать по их неуверенным действиям. Сказывается отсутствие широкой сети курсов и школ по подготовке мотоциклистов. Они вынуждены учиться самостоятельно, зачастую прибегать к малоквалифицированным советам случайных учителей. Отсюда — неправильная посадка, неумение тронуться с места и остановиться, частые нарушения правил уличного движения и многое, многое другое, что отличает неопытного мотоциклиста. С начинающими водителями мы и хотим поговорить о правильном и красивом стиле езды. Приглядитесь, как сидят некоторые водители на мотоциклах. Один согнулся и судорожно вцепился в руль, другой — широко расставил ноги, у третьего руки колесом, че...
Читать далее >>Ответы на вопросы, связанные с ремонтом коленвалов Одним из самых сложных и дорогих узлов двухцилиндровых четырехтактных двигателей, которыми снабжены отечественные тяжелые мотоциклы, является коленчатый вал. Отдельные его детали поступают в продажу в качестве запасных частей» и поэтому многие владельцы этих машин интересуются вопросами, связанными с ремонтом вала. Ответить на них редакция попросила инженера киевского мотоциклетного завода Ф. ШИПОТУ. Рис. 1. Коленчатый вал двигатели К—750М: 1 — шатун; 2 — щека кривошипа; 3 — палец; 4 — передним цапфа; 5 — роликовый подшипник; 6 — задняя цапфа. Коленчатые валы у моторов ирбитского и киевского заводов составные (рис. 1), кроме типа МТ мотоциклов «Днепр», где они изготовлены из цельной отливки. В процессе эксплуатации, как правило, первыми изнашиваются шатунные или коренные подшипники, из-за чего появляется люфт в нижней головке шатуна или нарушается посадка кол...
Читать далее >>Как увеличить мощность Закончилась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Мотолюбителей, приобщившихся к спорту, интересуют способы увеличения мощности двигателя. В № 10 нашего журнала за 1965 год заводские конструкторы рассказали о форсировке двигателей мопеда «Рига-1», мотоциклов «Ковровец-175» и М-103. Теперь мы попросили ведущего конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения К. В. Стаценко ознакомить мотолюбителей с форсировкой мотоцикла ИЖ-Планета. Метод, предлагаемый им, был разработан для серийных машин Ижевского машиностроительного завода. Отличается он тем, что моторесурс двигателя при этом способе не снижается, и работает он в самых благоприятных условиях. Вы можете увеличить мощность двигателя мотоцикла ИЖ Планета с 13 до 18 л. с. Для этого надо несколько изменить поршень, головку цилиндра, цилиндр, карбюратор, воздухоочиститель и выпускные трубы, а кроме того, изготовить заново патрубок карбюратора и глушители. Рис. 1....
Читать далее >>