Маршруты мотоциклетных путешествий нередко пролегают по горным дорогам, а значит нелишне поговорить о специфике езды в этих необычных условиях.
Горные дороги, нередко предъявляющие довольно жесткие требования к водителю, — отличная школа езды, но они совсем не подходящее место для «учебы на ошибках», последствия которых бывают самыми грустными. Поэтому, если вы впервые пробуете свои силы на серпантинах, постарайтесь, чтобы рядом с вами был более опытный мотоциклист, умеющий когда надо помочь, показать.
Что же отличает горную трассу от обычной? Конечно, и здесь встречаются прямые многополосные участки, не представляющие сложностей даже для тех, кому лишь вчера вручили водительские права. Но таких дорог пока мало, и лицо Кавказа, а тем бо^ее Памира определяют не они. Горные дороги, как правило, изобилуют поворотами, крутыми подъемами и спусками с узкой проезжей частью — по одной полосе для каждого направления и узкими обочинами (иногда их вообще может не быть). На этих трассах вполне обычны повороты на 180°, когда дорога лесенкой поднимается на хребет так, что закругления буквально вырублены в склоне горы. Встречаются здесь закрытые повороты, заканчивающиеся тоннелями, и многие другие «прелести», которых новички побаиваются, а мотоциклисты со стажем просто обожают. Действительно, когда освоишься, ездить по горной трассе куда интереснее, чем по равнинной магистрали.
Нереально от каждого требовать мастерства гонщика, но мы хотим подсказать новичку, как надо вести машину. Такой уровень подготовки сравнительно легко достигается при вдумчивом освоении хорошо известных мотолюбителям дорог Крыма, Карпат, Черноморского побережья Кавказа. Не спешите в высокогорье, где ситуация значительно усложняется объективными факторами — разреженным воздухом, падением мощности двигателя, ненастной погодой, которая там нередка и в летнее время.
Внимательность за рулем в горах приобретает особое значение. Даже не зная характера дороги впереди, внимательный новичок, двигаясь за опытным ведущим, по малейшим изменениям в наклоне его мотоцикла, по загоревшемуся «стопу» легко поймет, какой сложности предстоит вираж, по дымку, пахнувшему из глушителей, сообразит, что сразу же за поворотом крутой подъем. Ехать в такой связке значительно легче, чем самому реагировать на дорожные головоломки.
На горной дороге, как бы ни был прекрасен пейзаж вокруг, не отвлекайтесь. Даже мастера руля со стажем за это расплачивались. Остановитесь, и тогда уж любуйтесь природой. Но помните, что и на стоянке надо неукоснительно выполнять требования Правил. Оставленная за закрытым поворотом машина не раз становилась причиной несчастья. Ни в коем случае не паркуйтесь в местах, где дорога усеяна упавшими с гор камнями: кто скажет, когда и куда упадет следующий? Кстати, имейте в виду, что если дорога вырублена в скале, то под ее навесом всегда безопаснее, чем на открытой стороне.
Известно, что смотрят все, но далеко не все умеют видеть то, что надо. Горная дорога учит водителя видеть. Распространенная ошибка многих мотоциклистов заключается в том, что они сосредоточивают все внимание на частностях, не охватывая дорогу как целое. Грех, прямо скажем, совершенно непростительный, особенно на узкой, петляющей, загруженной дороге. Поэтому не привыкайте смотреть только на камешки, катящиеся под переднее колесо. Старайтесь охватить взглядом всю дорогу насколько возможно. Тогда будете более точно представлять себе, что вас ждет через 5, 10, 15 секунд, а это очень важно.
Новичок в горах нередко испытывает большую психическую нагрузку. Не поддавайтесь страху, который может оказать вам плохую услугу. Замечено, с водителем чаще происходят как раз те неприятности, которых он боится. Чаще падают мотоциклисты именно робкие, «сверхосторожные». Едва успевает сложиться на дороге трудная ситуация, как они сразу внутренне «ломаются», теряют способность правильно действовать, и падение представляется им единственным выходом.
Типичный случай. Вы вошли в поворот вслед за ведущим, все, казалось бы, делаете, как он, но в поворот почему-то «не вписываетесь» и вас куда-то выносит. Становится жутковато — обочина уже рядом... Что делать? Затормозить? А вдруг — занос? Выровнять мотоцикл? Тогда уж точно будете за дорогой. Безвыходное положение? Конечно, нет! Просто заставьте себя еще чуть добавить крен — и прекрасно пройдете этот «ужасный» поворот.
Путешествуя по горным дорогам, почаще устраивайте отдых. Из-за нервных перегрузок водители порой утрачивают способность ориентироваться в пространстве и у них могут возникать опасные иллюзии. Никогда не стесняйтесь признаться, что устали. Остановитесь, расслабьтесь, придите в себя, ибо продолжать движение в таком состоянии крайне опасно как для самого водителя, так и для окружающих.
Только в горах мотоциклист может по-настоящему оценить свое умение пользоваться коробкой передач, так, на хорошо известной туристам дороге от Туапсе до Сочи немало мест, где ЯВА-634 (без коляски) должна двигаться на третьей, второй, а то и первой передаче, к которой приходится прибегать на характерных здесь очень «острых» поворотах, особенно правых, сразу переходящих в крутой подъем. В «углах» этих поворотов приходится сбавлять скорость до 10—15 км/ч, а вторая передача тут уже слабовата. Высшей передачей в горах пользуются мало, так как прямые участки встречаются редко.
У ижевских мотоциклов низшие передачи не столь скоростные, как у ЯВЫ, что во многих случаях позволяет на крутых поворотах включать вторую, а не первую, но это не принципиально. Главное — быстро, точно и правильно выбрать нужную передачу (в зависимости от типа машины). Почувствовав ошибку, а это происходит, когда после прямого участка дорога резко поворачивает и уходит на подъем, мгновенно включайте пониженную передачу, не дожидаясь, пока скорость упадет настолько, что вы потеряете равновесие.
Иногда среди мотоциклистов возникает спор: что опасней — подъем или спуск? Если исходить из тяжести последствий, наиболее частых ошибок, то опасней все-таки спуск. Но и подъемы требуют к себе уважения, особенно во время дождя, когда трудно разглядеть на асфальте масляную дорожку, оставшуюся между колесами сотен медленно и тяжело идущих грузовиков. Опытный водитель двухколесной машины всегда держится подальше от такой дорожки — нередки здесь падения даме на сухом асфальте. Это сложнее всего опять-таки на поворотах, так как приходится двигаться в очень узкой полосе между масляной дорожкой и правой кромкой асфальта. Вести мотоцикл в таком коридоре на повороте не так уж сложно, если вы научитесь уверенно управлять им даже при значительном крене.
Неопытные мотоциклисты на поворотах чувствуют себя довольно скованно, боясь шевельнуть рулем. При этом мотоцикл выписывает на дороге почти идеальную, циркульную дугу, в которой-то и кроется опасность, так как запросто можно наехать на «гипнотизирующий» камень или другой подобный предмет, оказавшийся на пути. Поэтому старайтесь избавиться от скованности, быть хозяином положения. Даже накренив мотоцикл, не идите у него на поводу, управляйте им, только руль при этом старайтесь поворачивать плавно — это значительно уменьшает риск сорваться в занос.
Когда обстоятельства заставляют вас сместиться к внешней стороне поворота, надо либо сохранить скорость, но уменьшить наклон мотоцикла, либо, при приемистом моторе, сохранить наклон, но энергично наращивать скорость. Последний прием очень красив, однако выполним не на всяком мотоцикле, а к тому же требует большого умения, так что новичкам его не рекомендуем.
Мотоциклист высокой квалификации выполняет все эти маневры автоматически. Двигаясь в пределах поворота почти по любой диктуемой обстоятельствами кривой, он при необходимости легко меняет угол крена, скорость машины, передачу.
Осваивая управление мотоциклом на повороте, не увлекайтесь чрезмерно быстрой ездой. О том, что вы приблизились к предельному для данного покрытия скоростному режиму, вам подскажет характерный «скрип» шин на сухой дороге. В этом случае надо сразу «сбросить газ», чтобы не оказаться в больнице. Когда мы говорим о маневрах на повороте, то, в первую очередь, подразумеваем разумный стиль езды.
Если по каким-либо причинам дорожное покрытие оказывается таким скользким, что приходится ехать словно на цыпочках, важно не выпускать из поля зрения обочину. Случается, что мощный мотоцикл на асфальте ведет себя как на льду — отказывается стоять. Именно д этих ситуациях многих выручали обочины, которые, кстати, в гористой местности почти всегда прочные — каменистые или засыпанные гравием. На небольшой скорости по такой обочине можно объехать скользкий участок. Разумеется, когда вместо нее сбоку что-то вроде канавы с крупными, позеленевшими от мха камнями, то спускаться туда на мотоцикле не надо — трудно будет выбираться обратно.
Спуск. Здесь главная опасность в недооценке величины уклона. Легкомысленный водитель успевает иногда так разогнать мотоцикл, что внизу умудряется не вписаться в простейший поворот. Результаты бывают очень плачевны, так как все происходит обычно на скорости порядка 70 — 80 км/ч. Возьмите за правило спускаться на той же передаче, на какой здесь пришлось бы подниматься. Если на третьей при закрытом дросселе мотоцикл на спуске быстро набирает скорость, немедленно включайте вторую! В противном случае вам придется жечь колодки тормозов, и тогда пусть вас не удивляет, что они откажут через час-другой такой езды. А то и раньше.
Даже при совершенно правильном пользовании тормозами на спуске заметно сжимаются пружины передней вилки. При таком «клевке» мотоцикла уменьшается вылет переднего колеса, что несколько ухудшает устойчивость и затрудняет вход в поворот. Вообще приучайте себя заканчивать торможение до начала поворота. Это избавит от опасности срыва мотоцикла в занос. Дело в том, что при сильном торможении колеса и так уже бывают на грани юза, если же к этому добавить еще центробежные силы, то это почти гарантированный срыв машины в неуправляемый занос. Поэтому энергично тормозите до поворота. Другими словами, на самом повороте не тормозят, а только притормаживают, лишь корректируя траекторию так, как мы уже рассказали выше.
Надо всегда иметь в виду, что летом на спусках горных дорог мягкий асфальт от действия тысяч колес сильно ползет, образуя волны и складки, и к тому •же замасливается. Особенно опасна эта «гребенка» в дождь, так как сама неравномерность контакта колес с покрытием уже достаточный повод для заноса, а тут еще и очень низкий коэффициент сцепления.
Несколько неожиданная на первый взгляд опасность подстерегает на спусках с поворотами сравнительно опытных мотоциклистов, которые ездят достаточно быстро. На крутом повороте амортизаторы мотоцикла под воздействием центробежной силы дополнительно сжимаются, к этому добавляются толчки от неровностей, в результате дорожный просвет машины сильно уменьшается, и при значительном крене подставка мотоцикла может неожиданно задеть выступ асфальта. Толчок иногда оказывается столь сильным, что нарушается равновесие и происходит неуправляемый съезд с дороги. Так что, двигаясь в глубоком крене, держитесь подальше от бугров на асфальте. Если они встречаются на дороге постоянно, то найдите возможность остановиться и отрегулировать пружины амортизаторов на увеличенную нагрузку.
Известно, что успех путешествия во многом определяется тем, насколько добросовестно подготовлен к нему мотоцикл. Движение, связанное с постоянным маневрированием, требует абсолютной исправности ходовой части: передней и задней вилок, амортизаторов, колес, рулевого механизма, а также всех остальных агрегатов мотоцикла, от которых зависит безопасность движения. Например, если кольца подшипников рулевой колонки имеют выработку в местах контакта с шариками, то плавно повернуть руль во время движения не удается, а происходящие при этом рывки мотоцикла в ту или иную сторону делают положение водителя на горной 'дороге весьма незавидным.
Перед тем как отправиться в путь, тщательно подготовьте машину. В дороге будьте осторожны, никогда не теряйте голову. А мы, со своей стороны, постарались дать советы, которые помогут вам сделать путешествие не только интересным, но и безопасным.
Э. КОНОП, инженер
За пять лет выпущено 100 тысяч мотороллеров Пожалуй, нет такого уголка в нашей стране, где бы не знали мотороллер «Вятку». За удобство и надежность, хорошую проходимость и комфортабельность его полюбили люди самых различных возрастов и профессий. Пять лет назад были собраны первые 10 машин, а в этом году с конвейера завода сошел 100-тысячный мотороллер. Нынешний роллер во многом отличается от первых машин, предназначавшихся в основном для езды по благоустроенным дорогам. Заводские конструкторы немало потрудились над тем, чтобы увеличить мощность двигателя, продлить срок службы рамы, усовершенствовать амортизаторы и электрооборудование. В 1959 году был успешно проведен пробег на мотороллерах протяженностью 12 000 километров от Кирова до Урала. Он показал, что «Вятка» — не только городская машина. «Вятки» стали участниками и спортивных состязаний. «Мотороллеры! На старт!»—такая команда впервые прозвучала в 1960 г...
Читать далее >>О правильном и красивом стиле езды Давным-давно прошли те времена, когда появление мотоцикла привлекало всеобщее внимание. К мотоциклам привыкли. Их становится все больше и больше. Каждый год на улицы городов и сел выезжают несколько сот тысяч новичков, недавно получивших удостоверения водителей. Молодых водителей можно сразу узнать по их неуверенным действиям. Сказывается отсутствие широкой сети курсов и школ по подготовке мотоциклистов. Они вынуждены учиться самостоятельно, зачастую прибегать к малоквалифицированным советам случайных учителей. Отсюда — неправильная посадка, неумение тронуться с места и остановиться, частые нарушения правил уличного движения и многое, многое другое, что отличает неопытного мотоциклиста. С начинающими водителями мы и хотим поговорить о правильном и красивом стиле езды. Приглядитесь, как сидят некоторые водители на мотоциклах. Один согнулся и судорожно вцепился в руль, другой — широко расставил ноги, у третьего руки колесом, че...
Читать далее >>Владельцам Тулицы У тульских мотороллеров двигатель можно пустить не только электростартером, но и педалью. Чтобы добраться до нее, надо поднимать кожух, а это неудобно, когда на багажнике есть вещи» Чтобы облегчить доступ к педали, а заодно и к бензокранику и карбюратору, я сделал в кожухе люк, как показано на фото. Ширина его вверху 300, внизу 90 мм. Крышка люка соединена с кожухом мебельной петлей, закрепленной винтами с гайками, и запирается подходящим мебельным замком. Нижняя часть кожуха в месте выреза усилена планкой на болтах.Г. ГАВУКАИвано Франковская область, с. Рожнов Люк в кожухе мотороллера Тулица : 1 — седло; 2 — крышка люка; 3 — замок; 4 — петля; 5 — педаль кик-стартера; 6 — усиливающая планка. 1984N04P33
Читать далее >>Советы начинающему мотоциклисту Агитплакат художника С. Лапицкого Начался сезон у мотоциклистов.Для многих — первый сезон.Новичка, только что получившего удостоверение мотоциклиста, можно сравнить с человеком, научившимся более или менее сносно держаться на поверхности воды — до настоящего пловца ему еще очень далеко. Конечно, опыт — вещь сугубо индивидуальная. Но существует и много общих положений, которые каждый мотоциклист должен знать как свои пять пальцев.Начнем с техники, ибо если для безопасной езды на автомобиле достаточно порой безупречного состояния рулевого управления и тормозов, то у мотоцикла важно все, любая его неисправность может стать катастрофической.Об опасности разрыва или разъединения замкового звена ведущей цепи уже писали в журнале. Добавим, что иногда кожух срывает и неповрежденная цепь. Скажем, на «Яве», когда цепь сильно провисает или нет резиновых вкладышей, гасящих ее колебания. В этом случае она захватывает выступающими за...
Читать далее >>Необходима профилактикаМногие владельцы минских мотоциклов М-105 жалуются на частое перегорание ламп и спрашивают, как поступить.Отвечают работники завода.Напряжение на выводах цепи освещения генератора Г-411 при 2000 —5000 оборотов двигателя в минуту и включении ламп фары (32 св.), заднего фонаря <3 св.), подсвета спидометра (2 св.) составляет 6—8 вольт. Выключение даже одного из этих потребителей вызывает увеличение напряжения в цепи, выводящее из строя другие лампы. Основной причиной неодновременного включения и выключения ламп является плохой контакт между клеммами переключателя П-200, применяемого на мотоцикле М-105.Чтобы соединение клемм в переключателе всегда было надежным, необходимо регулярно через 500—1000 километров пробега делать следующие профилактические операции: снимать переключатель и очищать от грязи и коррозии соприкасающиеся поверхности клемм и подвижной пластины; подгибать подвижную пластину так, чтобы при переключении она надежно прижималась к...
Читать далее >>