На протяжении многих лет читаю регулярно нашу страничку, сам не раз выступал под этой рубрикой с рекомендациями, касающимися минских мотоциклов. Большая часть статей (и это понятно) - о том, что и как следует делать. Но очень редки такие, в которых опытный человек предостерегает: а вот так делать не следует! Мои размышления — как раз на эту тему. Чем они вызваны?
Многочисленное беспокойное племя мотоциклистов несет в себе заряд энтузиазма, выдумки, дух эксперимента. Велико их желание сделать личный мотоцикл оригинальным, непохожим на другой. Нередко этот путь приносит подлинные удачи, рождает маленькие шедевры. Но гораздо чаще из-под неумелых рук выходят уродцы, своего рода мутанты эволюции, не только внешне безвкусные, но и в силу ряда причин опасные, в том числе для окружающих.
Далеко ходить за примерами не надо. Самые простые варианты таких изменений - всевозможные накладки, козырьки и даже фигурки (среди которых почетное место занимает задиристый черт). Более сложные — загнутые выше плеч глушители, седла, поднятые на такую высоту, что пассажиру впору опираться настремена, попоны с фестончиками, и еще многое.
Стоит однако задуматься, что при создании каждой модели конструкторы и дизайнеры пытаются воплотить в металле определенный замысел; например сделать силуэт неповторимым, или наоборот, в новом мотоцикле подчеркнуть преемственность линии, уходящей в прошлое. Они стремятся сделать небольшую двухколесную машину легкой и надежной в управлении, заметной в транспортном потоке, наделить ее требуемыми элементами пассивной и активной безопасности. И притом максимально облегчить. Уменьшить размеры. Обеспечить легкость обслуживания. И сохранить взаимозаменяемость с предыдущими сериями... Словом, решают комплекс задач нередко противоречащих одна другой.
Мне могут возразить, что по нашим мотоциклам это не очень заметно. Пожалуй, так. Но тут действуют другие факторы - технологические и экономические. Не о них сейчас речь, а о том, целом гармонична и доведена на профессиональном уровне. С этим надо считаться при любой попытке что-то улучшить в ней или изменить. Ну а коль уж такое желание овладело вами, то прежде, чем "гнуть железку», имеет смысл на бумаге проработать не один и не два варианта, потом сделать макет, и лишь после этого приступить к самой работе. Такой подход — и вы в этом непременно убедитесь — сэкономит массу времени, труда и материалов. Да еще и принесет настоящее удовлетворение от сделанного.
Понятно, что наиболее осмотрительно следует подходить к изменениям в двигателе и его системах, в сцеплении, коробке передач. Здесь каждый параметр или характеристика одного узла или детали тесно связаны с функциями сопряженных деталей и узлов. Цепную реакцию изменений в их работе не всегда прогнозируют до конца. Например, простая замена жиклера в карбюраторе или увеличение окна в юбке поршня, приводящее к изменению фаз газораспределения, потребуют, вероятно, скорректировать опережение зажигания. Возможно, придется заменить свечу, поскольку может измениться температурный режим двигателя; не исключено, что понадобится иной воздушный фильтр. А компенсировать нарушение настройки выпускной системы вообще вряд ли удастся.
Глушителям мотоциклисты всех поколений всегда уделяли самое пристальное внимание. Большинству казалось, что именно тут кроется самый простой способ увеличить мощность: достаточно выпотрошить глушитель - и мотоцикл становится «зверем». И сколько бы ни писали разные авторы, что, укорачивая вставки, удаляя акустические фильтры и пробивая перегородки, вы только ухудшите наполнение цилиндров, увеличите шум, снизите мощность - все безрезультатно. Психологический гипноз сильнее: громче рычит - лучше тянет.
Хочу безоговорочно присоединиться к тем, кто уважает науку, и еще раз предостеречь: избегайте такого рода экспериментов. Слишком непростое и хлопотное дело — настройка системы выпуска. Резонансные явления в конусах глушителя надо согласовать с фазами газораспределения и характеристиками двигателя. При этом учесть его назначение или экономичность. Бездумное уменьшение сопротивления на выпуске (прежде всего двухтактных двигателей) не дает прибавки мощности, но заметно увеличивает расход топлива и ухудшает экологические показатели. К ним относится и шум — вовсе не безобидный компонент.
Приведу еще пример «простого» вмешательства, о последствиях которого тоже редко задумываются. Мотоциклисту показалось, что двигатель стал работать хуже, появились перебои. Недолго думая, он снял металлический экран с колпачка свечи, посчитав, что дело именно в нем: тут-де происходит утечка высокого напряжения на «массу». Не помогло. Тогда удалил и колпачок, а высоковольтный провод закрепил на свече гайкой. Теперь, понятно, перебои исчезли. Но мотоцикл превратился в мощный генератор помех: при работающем двигателе никто вокруг не мог пользоваться радиоприемниками, изображение на экранах телевизоров прыгало и срывалось. А вышло-то из строя помехоподавительное сопротивление в колпачке, который и требовалось заменить.
Очень модны стали мотоциклы с нелепо задранной задней частью, о чем я уже упомянул в самом начале. Делают это, удлиняя корпус амортизатора и применив более длинные пружины от других моделей. Такая переделка красоты не прибавляет, в этом я убежден. Но красота — понятие в значительной мере субъективное. А вот ухудшение устойчивости как следствие изменения центра тяжести мотоцикла — это объективно и опасно. Кроме того, при использовании нештатных пружин происходит рассогласование характеристик передней и задней подвесок, что отрицательно сказывается на ездовых качествах. К этим же последствиям приводит и установка спинки сиденья для пассажира - уменьшается нагрузка на переднее колесо, резко ухудшается управляемость.
Последнее замечание — о вычурных рулях, причудливо изогнутых, придающих мотоциклу экзотический вид. Так ли уж они безобидны?
С точки зрения конструктора, наиболее практичен такой руль, рукоятки которого находятся примерно на уровне локтей водителя: это обеспечивает максимальные усилия и удобства, создает благоприятные условия для мышц, снижает утомляемость. Кроме того, рукоятки руля должны еще обеспечить надежный хват — иными словами, кисти рук не должны соскальзывать ни при каких ударах, передающихся от подвески. Заводские рули в общем этим требованиям удовлетворяют. Но опыт дальних туристских поездок подсказывает, что спортивный руль предпочтительнее: он несколько шире, а это увеличивает плечо приложения силы, делает управление более надежным.
Кому-то может показаться, что все сказанное не так уж важно, что тема мелковата. Я убежден в другом. У молодых мотоциклистов надо воспитывать вкус, формировать понимание технической грамотности и целесообразности. В конце концов просто передавать опыт накопленный старшими поколениями. предостерегать от повторения ошибок и рождения новых. Что я и попытался сделать.
г. Минск
В. ЗАХАРИН, мастер спорта, инженер
1991N05P14
Не хватало электричестваНа моем мопеде МП-046 со временем стал плохо работать двигатель. Он с трудом пускался, а при увеличении газа — останавливался. Я промыл карбюратор, проверил зажигание. Все как будто в порядке — топливо поступает, искра на свече сильная, а двигатель капризничает. После долгих поисков нашел причину. Оказалось, виноваты изолирующие шайбы в прерывателе. Они потеряли диэлектрические свойства и при увеличении оборотов, когда возрастало напряжение, ток уходил на массу.После замены шайб (я их вырезал из листа текстолита толщиной 1 —1.5 мм) двигатель стал пускаться и работать отлично.Почти такая же картина повторилась осенью, когда я ездил по раскисшим сельским дорогам. В этом случае причиной неисправности оказалась жидкая грязь, попадавшая на конденсатор. Через нее «шел пробой» на массу. Я перенес конденсатор под бак, закрепив на одном болте с катушкой зажигания, и соединил его с выводом первичной обмотки катушки. Электрическая схема не изм...
Читать далее >>Что такое абрис, когда абрис нарушается ? Абрис это угол, определяющий положение полюсов ротора генератора относительно башмаков статора в момент размыкания контактов прерывателя.Для надежной работы двигателя всегда желательно подавать на свечу ток максимальной величины. Этот максимум соответствует отклонению ротора от нейтрального положения на 7—9 градусов по ходу вращения в момент разрыва контактов. В зависимости от установки момента размыкания контактов прерывателя абрис может быть ранним, нормальным и поздним. «Установите правильно абрис». Эту фразу часто можно встретить в книгах и наставлениях по эксплуатации мотоциклов. Но не все читатели с этим термином знакомы, и многие просят рассказать на страницах журналов о том, как правильно устанавливать абрис.Мы предоставляем слово инженеру Б. В. Базякину. Он расскажет о том, как это делать на мотоциклах «Ковровец-175» и «Восход». Когда абрис нарушается ?Мотоциклисты должны знать, что искрен...
Читать далее >>Многоликий современный мотоцикл Активная механизация всех отраслей промышленности, сельского хозяйства естественным образом подготовила внедрение разнообразных средств механизации быта человека. И, так как удовлетворение общественных и личных потребностей ныне все теснее связано с постоянными перемещениями, во всех странах все чаще возникает вопрос о перспективности мотоцикла как индивидуального транспортного средства на фоне резкого увеличения выпуска легковых автомобилей.Действительно, уровни спроса на мотоциклы и легковые автомобили всегда были тесно связаны. Поэтому, когда два десятилетия назад за рубежом заметно упало производство мотоциклов, а ряд некогда знаменитых фирм («Ройал-Энфильд», «Ариель», «Велосетт» в Англии, НСУ и ДКВ в ФРГ, «Индиан» в США и др.) полностью прекратили их выпуск, то и специалисты, и неспециалисты уверенно сочли причиной этого явления резкий рост производства автомобилей и появление на рынках в значител...
Читать далее >>Защита от мороза кистей рук При езде зимой на мотоцикле не удается надежно защитить от мороза кисти рук, так как толстые рукавицы затрудняют управление машиной. Я решил эту проблему, применив электронагрев для рукояток руля. Нихромовую проволоку диаметром 0.8 мм намотал непосредственно на рукоятки, закрепив ее концы двумя винтами, как показано на рисунке. К изолированному от «массы» винту 1 подвел через дополнительные выключатель и провода питание от центрального переключателя. На мотоцикле Ява (как у меня) достаточно 14 витков. Потребляемая мощность нагревателя — 25 вт. Во избежание перегрузки генератора не рекомендуется включать его одновременно с фарой.А. ЕГОРОВ125284, г. Москва, Беговая ул., 11, кв. 106 Намотка проволоки на правую (а) и левую (б) рукоятки: 1 — винт, изолированный от «массы»; 2 — рукоятка; 3 — гильза; 4 — труба руля; 5 — проволока; б — винт, соединяющий проволоку с «массой». ...
Читать далее >>Jawa-680 250 кубов для триала Среди поклонников мотоциклетного спорта все больше становится людей, увлекающихся триалом. Соответственно растет доля машин для триала в мировом производстве спортивных мотоциклов. Сейчас их делают такие заводы, как итальянские «Априлиа», «Бета», «Гарелли», японский «Хонда», «Симсон» — в ГДР, ЧЗ и ЯВА — в Чехословакии. Один из крупнейших производителей спортивных мотоциклов, итальянская фирма «Фантик», выпускает ежегодно 5000 машин, специально сконструированных для подобных соревнований. В масштабах Западной Европы это довольно внушительная цифра. ЯВА-680 — специальный мотоцикл модели 1987 года. Мотор рабочим объемом 246 см3 с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64 мм — дальнейшая модификация двигателя ЯВА-125. При его создании преследовалась цель обеспечить минимальные внешние размеры и массу. Цилиндр — из сплава легких металлов, смесь в нем р...
Читать далее >>