Трехцилиндровый двухтактный. Разработки мастера спорта Карла Ошиньша

Разработки мастера спорта Карла Ошиньша

 

Двигатели современных мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок характеризуются высокой литровой мощностью. В настоящее время она составляет минимум 160 л. с. как для двухтактных, так и четырехтактных гоночных двигателей.

Главный источник получения высокой литровой мощности — повышение коэффициента полезного действия двигателя. Над решением этой проблемы трудятся не только мотозаводы, но и многие энтузиасты мотоциклетного спорта.

 

Общий вид трехцилиндрового двигателя

Рис. 1. Общий вид трехцилиндрового двигателя.

 

Заслуживает внимания работа члена рижского автомотоклуба «Даугава» мастера спорта Карла Ошиньша, который сконструировал и изготовил трехцилиндровый двигатель рабочим объемом до 350 см3. Он состоит из трех одинаковых одноцилиндровых двухтактных двигателей с петлевой продувкой, объединяемых общим картером. Такая конструкция сама по себе не является новой и известна в мотоциклостроении, однако К. Ошиньш внес в нее много оригинального.

Двигатель имеет необычное расположение цилиндров. Правый и левый цилиндры размещены параллельно друг другу с наклоном 10° к вертикали, средний — находится под углом 15° к горизонтали. Развал между цилиндрами составляет 55°.

 

Двигатель со снятым левым цилиндром

Рис. 2. Двигатель со снятым левым цилиндром.

 

На рисунках 1 и 2 показан общий вид двигателя. Основные технические данные его следующие: диаметр цилиндра— 52 мм, ход поршня — 54 мм, рабочий объем каждого цилиндра — 116 см3.

Цилиндры имеют впускной, выпускной и два продувочных канала. Последние расположены в горизонтальной плоскости под углом 120° друг к другу. Размеры окон цилиндра: впускного — 18X38 мм, выпускного — 18X33 мм, продувочного — 11X21 мм.

Первоначально в двигателе использовались цилиндры от мотоцикла М-1А, но впоследствии они были заменены другими, имеющими алюминиевую рубашку с запрессованной стальной гильзой.

Размеры всех трех цилиндров одинаковые. Каждый из них соединен с картером четырьмя шпильками. Головки цилиндра изготовлены из алюминиевого сплава и имеют сферическую камеру сгорания.

Поршень, поршневой палец и компрессионные кольца такие же, как у двигателя М-1А. Особенность шатуна заключается в том, что сечение его стержня — ромбовидное.

 

Коленчатый вал: 1— болт шестерни: 2 — шестерня; 3 — шпонка: 4 — левый вал; 5 — лабиринтовый сальник; 6, 9 — шариковые подшипники; 7 — средний вал; 8 — правый вал; 10 — шпилька.

Рис. 3. Коленчатый вал: 1— болт шестерни: 2 — шестерня; 3 — шпонка: 4 — левый вал; 5 — лабиринтовый сальник; 6, 9 — шариковые подшипники; 7 — средний вал; 8 — правый вал; 10 — шпилька.

 

Коленчатый вал (рис. 3) — неразборный. Он состоит из трех жестко соединенных между собой валов. Левый и правый аналогичны по конструкции и представляют собой щеки, выполненные как одно целое с полуосями и ступенчатым пальцем кривошипа. Средний коленчатый вал имеет две щеки с отверстиями для запрессовки осей правого и левого коленчатых валов и пальца кривошипа. Все кривошипные пальцы одинаковы по конструкции и размерам.

Балансировку коленчатых валов производят отдельно. После сборки два подшипника и сальник между правым и левым коленчатым валом заключают в специальную разрезную обойму, половинки которой соединены винтами. Два шариковых подшипника и сальник левой полуоси коленчатого вала размещают непосредственно в картере. Шариковый подшипник правой полуоси устанавливают в крышке картера.

Несмотря на то, что интервал между вспышками составляет 120°, расположение кривошипных пальцев различно. У левого и правого цилиндров они находятся под углом 120° Друг к другу, а у среднего — под углом 65° к кривошипному пальцу правого цилиндра.

Картер — общий для двигателя и коробки передач. Он состоит из двух половин, соединяющихся между собой посредством винтов. В передней части картера расположены кривошипные камеры. В задней — размещена коробка передач. Три кривошипных камеры образуются двумя обоймами, в которых заключены подшипники и сальники коленчатого вала.

Коробка передач — четырехступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен и роликовым переключением. В ней имеется два вала, на одном из которых шестерни закреплены жестко, а на другом свободно вращаются. Внутри полого вала находятся клин и ролик. При повороте клина ролик выталкивается а отверстие вала, входит в углубление шестерни и заклинивается. Таким образом, шестерня жестко связывается со вторым валом, и от нее передается вращение на первый вал, а с ним на звездочку привода к заднему колесу.

Соединение двигателя с коробкой передач шестеренчатое. Малая шестерня закреплена на левой полуоси коленчатого вала. Большая шестерня выполнена как одно целое с наружным барабаном сцепления, которое по своим размерам и конструкции такое же, как и у двигателя ИЖ-57.

Каждый цилиндр при помощи патрубка соединен с карбюратором. Управление дросселем осуществляется рукояткой специальной конструкции.

Зажигание — батарейное. Система зажигания включает аккумуляторную батарею, три катушки, три независимо регулируемых прерывателя и катушку распределения.

Двигатель данной конструкции имеет ряд преимуществ перед одноцилиндровыми и двухцилиндровыми двигателями класса до 350 см3. Главное из них заключается в получении значительной мощности (порядка 35 л. с.) благодаря применению более высокой степени сжатия и достижения высоких оборотов (10 000—12 000 в мин.).

В 1960 году любители мотоспорта увидят на шоссейно-кольцевых гонках мотоциклы с трехцилиндровым двухтактным двигателем.

Инженер,
Н. СЛЕСАРЕНКО



1960N06P13-14

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ковровец 175В ( К-175 В ). Какие изменения внесены в его конструкцию

Ковровец становится надежнее   Редакция получает много писем от владельцев мотоциклов К-175. Наряду с достоинствами машины они отмечают ее существенные недостатки. Редакция обратилась на завод-изготовитель с просьбой сообщить, как учитываются критические замечания потребителей, что предпринимается для улучшения эксплуатационных качеств мотоцикла, какие изменения внесены в его конструкцию. Здесь публикуется статья, полученная с завода в ответ на эти вопросы. Усилия конструкторов сейчас направлены на повышение надежности основных узлов, оказывающих в конечном счете решающее влияние на «живучесть» всего мотоцикла. Прежде всего это относится к повышению долговечности коленчатого вала. Заводом были проведены исследования, на основе которых разработаны новые конструктивные и технологические решения.   Рис. 1. Воздухофильтр мотоцикла К-175В   На мотоцикле «Ковровец-175А» был установлен воздухофильтр, который неплохо справлялся с очисткой воздуха, но пр...

Читать далее >>

Ява 250. Супер Спорт 353/07

Новый чехословацкий спортивный мотоцикл   Завод имени 9 мая подготовил к летнему сезону нынешнего года новый подарок чехословацким спортсменам и туристам — мотоцикл «Ява» модель «Супер-Спорт» тип 353/07.   Рис. 1. Мотоцикл «Ява-250», модель «Супер-Спорт».   Новая машина является по существу дорожным мотоциклом, оборудованным спортивным двигателем с рабочим объемом цилиндра 248.5 см3 (диаметр цилиндра 65 мм. ход поршня — 75 мм). По сравнению со стандартным двигателем того же рабочего объема мощность этого двигателя выше на 5 л. с., а при установке специального глушителя и карбюратора с увеличенной пропускной способностью даже на 8 л. с. Высокая мощность двигателя и расчет на длительную пиковую нагрузку обусловили применение алюминиевого цилиндра с гильзой: цилиндр и головка со специальной камерой сгорания (степень сжатия 9,5:1) снабжены развитыми ребрами охлаждения. Двигатель модели «Супер-Спорт» ра...

Читать далее >>

Балкан-50

Болгарский мопед   Рис. 1. Мопед  В Болгарии за короткий срок был создан и пущен в серийное производство мотоцикл «Балкан-250», а в прошлом году — мопед «». Новый мопед имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 49 см3 и степенью сжатия 7:1.   Рис. 2. Двигатель мопеда  Сцепление и коробка передач объединены в общий блок с двигателем. Наполнение цилиндра осуществляется через каналы, сделанные в его стенке. Головка цилиндра алюминиевая, сам цилиндр — чугунный. Карбюратор расположен в раме мопеда и соединен с двигателем специальной трубкой. Длина этой трубки подобрана так, что при больших оборотах коленчатого вала цилиндр получает дополнительное количество горючей смеси за счет колебаний воздушного потока, движущегося в этой трубке. Охлаждение двигателя — воздушное. Многодисковое пробковое сцепление работает в общем масляном картере с коробкой передач. Первичная передача (между коленчатым валом двигателя и...

Читать далее >>

Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по ДТП. Свидетель, подозреваемый, обвиняемый

Ведется следствие В отличие от множества других профессий, работа водителя регламентирована весьма строгими правилами. Это и понятно: в руках у шофера — источник повышенной опасности, которая становится грозной для окружающих при малейшей с его стороны недисциплинированности и беспечности. Но и образцовый шофер может попасть в аварию не по своей вине. Если происшествие вызвало тяжелые последствия, возбуждается уголовное дело. И тут многое будет зависеть от самого водителя, от того, насколько правильно и полно он поможет установить истину. Как свидетель, подозреваемый, обвиняемый водитель не только обременен обязанностями, но и имеет определенные весьма существенные права. Пользуясь ими, он может дополнить картину происшествия, направить расследование по верному пути, подчеркнуть оправдывающие его факты и обстоятельства, осуществить свое право на защиту. Обо всем этом и пойдет речь.Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие. Закон обязывает органы дознания и следствия ...

Читать далее >>

Устранение дефекта самопроизвольно отворачивающихся винтов, крепящих диск сцепления на мотоцикле Урал

В мотоциклах «Урал» нередко самопроизвольно отворачиваются винты, крепящие диск сцепления, что вызывает резкий стук. «Руководство по эксплуатации» рекомендует для устранения дефекта снять коробку передач — значит, предварительно демонтировать колесо, главную передачу и кардан. Коробка передач: 1 — гайка крепления коробки; 2 — труба воздушного корректора; 3 — дополнительное отверстие, которое надо просверлить; 4 — заливная горловина; 5 — винт, крепящий диск сцепления; 6 — диск сцепления. Надобность в этой трудоемкой работе отпадает, если просверлить отверстие диаметром 22—24 мм в крышке коробки, как показано на рисунке. Ослабив крепление коробки (отвернув три гайки и один болт), отодвигаем ее от двигателя на 3—4 мм, чтобы не мешал отвернувшийся на сцеплении винт, который подводим к сверлению, нажимая на пусковую педаль. Через отверстие заворачиваем и надежно керним винт, а затем закрываем отверстие п...

Читать далее >>
Мотоцикл Moto Guzzi 750S 1974 фото Мотоцикл Yamaha X-CITY 250 2011 фото Мотоцикл BMW R 80GS Dakar Replica GS80R-GS980R 1980 фото Мотоцикл Honda XL 125V Varadero 2011 фото
Мотоцикл Ducati Monster 1200S 2014 фото Мотоцикл Honda XR 400R 2002 фото Мотоцикл Honda VTR 1000 RC51 SP2 2006 фото Мотоцикл Laverda 650 Ghost Legend 1995 фото