Установка тормоза на коляску мотоцикла М-61

Установка тормоза на коляску мотоцикла М-61


Мотоциклы М-72, М-61, М-62 производства ирбитского мотозавода пользуются доброй славой у мотолюбителей и спортсменов. Но эти надежные и выносливые машины имеют существенный недостаток. При эксплуатации с коляской их тормозные качества резко снижаются. Причина заключается в том, что на колесе коляски нет тормоза. Это приводит к многим нежелательным последствиям: быстро изнашиваются шины, тормоза и другие узлы мотоцикла. При резком торможении инерционные силы стремятся занести коляску.

 

Устройство тормоза

Рис. 1. Устройство тормоза:
1 — тормозная педаль; 2 — кнопка управления стоп-сигналом; 3 — упор оболочки тормозного троса; 4 — тормозной трос; 5 — хомутик крепления троса; 6 — рама коляски; 7 — тормозной диск коляски; 8 — рычаг торсиона; 9 — тормозной диск заднего колеса мотоцикла.

 

Чтобы избежать всего этого, я решил снабдить коляску своего мотоцикла М-61 тормозом. Устроен он просто (рис. 1) и действует очень эффективно. На ось колеса коляски вместо защитного колпака устанавливается несколько измененный тормозной диск переднего колеса мотоцикла М-72.

Переделка заключается в замене распорной втулки; кроме того, обрезается прилив ступицы. Для этого снимают с диска тормозные колодки, разжимной кулачок с рычажком, выбивают распорную втулку. Диск устанавливают в патрон токарного станка наружным приливом ступицы наружу. Обрезают прилив так, чтобы высота диска была равна 35 мм.

Далее протачиваю отверстие ступицы до диаметра 30 мм. Затем вытачивают стальную втулку и запрессовывают в отверстие, как показано на рис. 2. Тормозной диск собирают и устанавливают на ось коляски так, чтобы тормозной рычажок находился наверху, а конец оси тормозных колодок — под рычагом торсиона (рис. 2).

 

Тормозной диск и рычаг торсиона

Рис. 2. Тормозной диск и рычаг торсиона

 

Чтобы диск не провертывался вокруг оси, его положение фиксируют. Для этого конец оси тормозных колодок вставляют во втулку и приваривают ее к нижней части рычага торсиона. Затем надевают колесо.

Тормоз приводят в действие педалью и гибким тросом. Педаль крепят к кронштейну, который приваривают к раме коляски.

Тормоз коляски действует синхронно с тормозом мотоцикла — их спаренные педали нажимаются одновременно. Тормозное усилие на колесе коляски меньше, чем на колесах мотоцикла.

 

Педаль тормоза коляски

Рис. 3. Педаль тормоза коляски

 

Конструкция педали и ее крепление показаны на рис. 3. Изготовить ее можно в любых мастерских, где имеются сварка, токарный и сверлильный станки.

Все детали педали собирают в отдельный узел, который устанавливают на свое место так, чтобы лапка ее была размещена поверх лапки педали тормоза мотоцикла, а кронштейн плотно прилегал к трубе рамы коляски снизу.

Лапки педалей тормоза мотоцикла и коляски обматывают изоляционной лентой или тонкой резиной.

Кронштейн прикрепляют электросваркой, а затем обваривают его. К этой же трубе приваривают упор для оболочки тормозного троса. Последний можно взять с переднего колеса мотоцикла Или изготовить самому. Для этой цели используют оболочку троса спидометра автомобиля. В нее вставляют трос толщиной 2,5—3 мм (6X37 или 6X61). Концы его переплетают.

Далее трос устанавливают на место. Один конец его оболочки вставляют в выточку регулировочного винта (его предварительно завинчивают до отказа), другой — в упор, приваренный против рычажка тормозной педали. Трос крепят соединительными пальцами и шплинтуют в проушинах рычажков тормозного диска и педали.

Чтобы лапки педалей при движении не создавали шума, их необходимо соединить между собой. Теперь остается отрегулировать тормоза заднего колеса мотоцикла и коляски. Правильность регулировки определяют, убеждаясь в том, что в момент торможения мотоцикл не уводит ни влево, ни вправо.

Применение дополнительного тормоза требует установки на мотоцикле стоп-сигнала. Для этого взамен заднего фонаря М-61 используют стандартный задний фонарь мотоцикла ИЖ-56 с кнопкой управления, которую помещают на кронштейне педали тормоза коляски.

Тормоз на колесе коляски повышает безопасность движения, увеличивает срок службы мотоцикла и шин. Хочется верить, что ирбитский мотозавод, совершенствуя свои новые машины, снабдит их тормозом для бокового прицепа.

Инженер В. ЕВЛАШЕВИЧ.

г. Ново-Куйбышевск, Куйбышевской области.



1963N04P23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотороллер М-175

Новый мотороллер на базе Ковровца-175     Мотороллер и мотоцикл. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. По комфортабельности и удобствам мотороллеры значительно превосходят мотоциклы, но уступают им в устойчивости и проходимости. Как создать машину, которая воплотила бы в себе положительные качества мотоцикла и была бы лишена недостатков, присущих мотороллеру? После длительных экспериментов, изучения отечественного и зарубежного опыта конструкторы пришли к выводу, что такой мотороллер можно сделать, используя мотоциклетные агрегаты. Общность назначения, конструктивная близость этих машин — хорошая основа для унификации их узлов и деталей. Учитывая это, ЦКЭБ мотоциклостроения разработало конструкцию и построило опытный образец мотороллера М-175 на базе «Ковровца-175». Двигатель мотороллера унифицирован с двигателем этого мотоцикла; его рабочий объем — 173,7 см3, диаметр цилиндра — 61,75 мм, ход поршня — 58 мм, степень сжатия &...

Читать далее >>

Каким будет мотороллер Вятка 175

Ширится семейство Вятки   Если бы не новые, сверкающие яркой краской мотороллеры с эмблемой «Вятка», приготовленные к отправке, территорию завода можно принять за строительную площадку. Здесь воздвигаются новые корпуса и расширяются существующие, прокладываются внутризаводские конвейеры-транспортеры, сооружаются склады готовой продукции. ...Отдел главного конструктора завода. Сейчас здесь рождается «Вятка-175». Эта модель будет оборудована двухтактным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 175 см3 с принудительным воздушным охлаждением. Двигатель еще не испытан, поэтому трудно сказать о его мощности. Однако конструкторы предполагают, что она будет не менее 7—7,5 л. c., и мотороллер сможет развить скорость до 80 км/час. У нового двигателя есть существенная особенность — поршень, цилиндр, кривошипно-шатунный механизм и детали коробки передач унифицированы с деталями «Ковровца». Такая унификация принята для удобства ремонта, обслужи...

Читать далее >>

Мотороллер Тулица. Люк в кожухе мотороллера Тулица

Владельцам Тулицы  У тульских мотороллеров двигатель можно пустить не только электростартером, но и педалью. Чтобы добраться до нее, надо поднимать кожух, а это неудобно, когда на багажнике есть вещи» Чтобы облегчить доступ к педали, а заодно и к бензокранику и карбюратору, я сделал в кожухе люк, как показано на фото. Ширина его вверху 300, внизу 90 мм. Крышка люка соединена с кожухом мебельной петлей, закрепленной винтами с гайками, и запирается подходящим мебельным замком. Нижняя часть кожуха в месте выреза усилена планкой на болтах.Г. ГАВУКАИвано Франковская область, с. Рожнов Люк в кожухе мотороллера Тулица : 1 — седло; 2 — крышка люка; 3 — замок; 4 — петля; 5 — педаль кик-стартера; 6 — усиливающая планка.   1984N04P33

Читать далее >>

Испытания MZ TS-250/1

Сезон на МЦ ТС-250/1 На МЦ ТС-250/1 чувствуешь себя уверенно в потоке транспорта. В прошлом году редакция получила от мотозавода в Цшопау (ГДР) для проведения теста новую модель мотоцикла МЦ ТС-250/1. О его конструкции было рассказано в декабрьском номере журнала (1978 г), а сегодня, удовлетворяя интерес мотолюбителей, публикуем заметки об эксплуатационных испытаниях. На спидометре МЦ — 8000 километров. Пробег небольшой, но и он позволяет оценить основные качества мотоцикла. Силовой агрегат. Главная новинка в его конструкции — пятиступенчатая коробка передач, атрибут спортивных мотоциклов, перенесенный на дорожную модель. Чем это вызвано, оправдано ли такое решение? Эти вопросы я задавал себе, впервые садясь за руль. К новой коробке передач привыкаешь быстро. Правда, манипулировать рычагом переключения приходится чаще, но неудобства, которые испытываешь лишь вначале, с лихвой окупаются возросшей динамикой мотоцикла. Работу двигателя легче приспособить к меняющимся дор...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Планета Спорт. Наиболее частые вопросы и ответы на них

В вопросах и ответах  В редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами но мотоциклу «ИЖ—Планета-спорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на завод-изготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами.Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время?Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим ф...

Читать далее >>
Мотоцикл Yamaha STRYKER 1300 2012 фото Мотоцикл Indian Scout 2015 фото Мотоцикл Gilera KK 125 1987 фото Мотоцикл Yamaha TRX 850 1996 фото
Мотоцикл Yamaha YFZ 350 BANSHEE 2006 фото Мотоцикл Kawasaki KX 80 1991 фото Мотоцикл Suzuki Intruder M1500 2015 фото Мотоцикл Ducati 900SS MHR 1985 фото