Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster

 

Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее).

 

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний

Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний.

 

Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух литров (установленном вместо левого инструментального ящика), откуда оно подается к насосу поршневого типа. Насос, приводимый в действие винтовой передачей от левой цапфы коленчатого вала, не просто подает масло, но еще и дозирует его в зависимости от нагрузки двигателя, то есть от величины, на которую поднимается дроссель карбюратора. Дело в том, что при минимальных нагрузках (на холостом ходу) детали двигателя требуют минимума смазки — достаточно, если она поступает в количестве 1/150 части от объема бензина. С повышением нагрузки подача масла увеличивается — вплоть до 1/25 при максимальных оборотах, то есть становится такой, как на привычных нам двухтактных моторах. Новая схема на режимах небольших, частичных нагрузок избавлена от неоправданного перерасхода смазки, способствующего дымлению, усиленному образованию нагара, ухудшающего работу свечей.

 

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер» (внизу слева).

Масляный бак и насос, размещенный в левой крышке картера двигателя, — характерные признаки ЯВЫ «Ойлмастер».

 

Масляный насос работает синхронно с дросселем карбюратора. При повороте рукоятки «газа» поворачивается блок насоса, изменяя ход поршня и, значит, расход масла. Таким образом, любому положению дросселя соответствует строго определенная производительность насоса.

Конструкция привода насоса допускает регулировку расхода масла (например, с целью снизить дымление на небольших нагрузках) простым изменением длины оболочки троса.

Редакция постоянно следит за чехословацкой мотоциклетной техникой и, конечно, проявила интерес к одной из машин экспериментальной серии, предложенной ей «Мотоковом» в сентябре 1978 года, Дата эта уже говорит о том, что много наездить на ней мы еще не смогли.

На счетчике пробега пока всего 5 тысяч километров. Претензий к системе смазки пока нет, она не требовала ка-кого-либо обслуживания. Осенью, уже при первых заморозках — до минус 7— 10° насос прекрасно справляется с загустевшим неразбавленным маслом МС-20.

У нас сложилось вполне определенное представление о достоинствах этой системы. Прежде всего, она дает значительную экономию самого масла. В начале наших испытаний необкатанный практически мотоцикл на маршруте Москва—Теберда (более 1600 километров) израсходовал около 1,1 л масла. Нетрудно подсчитать, что при обычной системе смазки расход его составил бы, по крайней мере, 2,5 л! После обкатки одновременно с повышением нагрузок, естественно, увеличился и расход масла, но при движении по шоссейным дорогам все-таки не превышал 1 л на 1000 километров пути.

Приятно упростился сам процесс заправкию. Не надо беспокоиться о том, сколько бензина войдет в бак, лихорадочно высчитывая требуемое количество масла. Не нужно перемешивать этот коктейль. Даже на третий-четвертый день пути можно похвастаться все еще не замасленными руками. Не видно привычных потеков на баке, оребрении мотора, карбюраторе и одежде.

Лучше и для окружающей среды, для которой двухтактный мотор с его выбросом несгоревшего масла — один из противников. Мотоцикл с раздельной смазкой — безусловный шаг вперед в деле оздоровления воздушного бассейна.

Но известно, что за всякое преимущество надо платить. Прежняя система, разумеется, проще и надежнее. Здесь же насос, детали управления им, масляный бак создают лишние поводы для отказов.

А какого-либо контроля за процессом смазки на ходу, хотя бы такого, как на «Планете-спорт» (при помощи лампы), здесь нет. Поэтому владелец «Ойл-мастера» должен предъявлять повышенные требования прежде всего к самому себе — нельзя хотя бы однажды забыть долить масло, точнее — заглянуть в контрольное окошко бачка, чтобы увидеть его уровень. Во время движения о необычной системе смазки напоминает только тугая рукоятка «газа», посредством которой приходится преодолевать сопротивление двух пружин — и дросселя, и насоса. Но привыкнуть к этому, как выяснилось, можно.

Кое-что на этой ЯВЕ нас озадачило. Например, заправочная горловина масляного бачка, расположенная почему-то сбоку. Во-первых, бак неудобно заполнять: либо снимай его, либо наклоняй весь мотоцикл, заранее переливай масло в бутылку, горлышко которой входит в отверстие бачка. Во-вторых, объем выше пробки — а это не меньше чем поллитра используется только для «перевозки» воздуха, а налить масла чуть больше нельзя — прокладка под пробкой не обеспечивает достаточного уплотнения.

У «Ойлмастера» есть еще некоторые отличия от модели «634-8». Здесь надо назвать прежде всего красивые, а главное очень яркие указатели поворота. Не заметить их сигнал трудно даже в солнечный день.

 

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу (слева).

Резиновые чехлы на передней вилке ЯВЫ надежно защищают ее уплотнения от пыли, а хромированный щиток колеса придает нарядный вид мотоциклу.

 

На передней вилке вместо стальных кожухов пружин установлены гофрированные резиновые чехлы, прекрасно уплотняющие полость пружин и сальников и преграждающие путь пыли. Это положительно сказывается на работе вилки и ее долговечности, уменьшает шум. Соответственно модернизирована конструкция переднего грязевого щитка.

Украшают мотоцикл седло с рельефным рисунком, хромированные грязевые щитки, защитные дуги и стойки указателей поворота.

 

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете (внизу справа).

Новые фонари указателей поворота на мотоцикле Ява не только красивы, но и хорошо видны даже при солнечном свете.

 

Шина переднего колеса с новым рисунком протектора, точно такая, как на ЧЗ-350, сделала мотоцикл более управляемым и устойчивым, особенно на поворотах. Даже на грязных осенних дорогах сцепление передней шины с покрытием было достаточно надежным.

Руль остался таким же, как на ЯВЕ-634-8. Он, на наш взгляд, маловат. Ведь мотоцикл этот, что ни говори, довольно тяжел, часто эксплуатируется с прицепом и далеко не всегда на асфальтированных дорогах. Для сравнения перед пробегом испытываемую ЯВУ мы оснастили рулем от кроссового ЧЗ, и управление машиной сразу стало легче. Считаем, что для наших условий больше подошел бы, например, такой руль, какой демонстрировало внешнеторговое объединение «Мотоков» на выставке в Москве уже три года назад. Об этом говорят как высказывания читателей, так и сам факт массового изготовления самодельных рулей, правда, чаще всего неудачной формы и размеров. А ведь руль — это не какая-нибудь безобидная наклейка.

 

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла (справа).

Задние амортизаторы CZ с открытыми пружинами подчеркивают «спортивность» мотоцикла .

 

К сожалению, мы встретились с некоторыми дефектами сборки. Подшипники рулевой колонки были на заводе затянуты так, что пришлось самим их отрегулировать. Вторичная цепь тоже была излишне натянута. Переднее колесо имело слишком большой дисбаланс.

Может, и не стоило бы говорить об этом, если бы редакция не получала писем от владельцев серийных ЯВ с указанием таких же дефектов. Разумеется, опытный мотоциклист их легко устранит но все-таки это дело завода.

Мощность, приемистость и экономичность «Ойлмастера», конечно, не хуже, чем у серийных моделей, а они хорошо известны мотолюбителям.

По нашему мнению, по мнению тех, кто знаком с мотоциклами, снабженными раздельной смазкой, ЯВА «Ойлмастер» понравилась бы советским мотолюбителям, особенно туристам.

Э. КОНОП, инженер

 

 


1979N03P20-21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Верховина-3

Так мы назвали новый мопед, выпуск которого начался в нынешнем году на нашем львовском мотозаводе. «» (МП-048) отличается от предшественников (МП-043 и МП-046) прежде всего более современным внешним видом. У нее колеса меньшего диаметра и изменены формы деталей, определяющих силуэт машины. Надеемся, понравится владельцам более удобная посадка водителя, позволяющая без утомления проехать большое расстояние. Рама открытого (хребтового) типа, составляющая основу машины, сварена из стальных труб прямоугольного сечения размером 40X28 мм с толщиной стенки 2 мм. Это позволило увеличить ее прочность и снизить вес. Для повышения плавности хода и устойчивости мопеда значительно изменены передняя и задняя вилки. Толчки, возникающие при наезде переднего колеса на препятствие, воспринимаются предварительно поджатыми на 30 мм пружинами. Они расположены внутри перьев телескопической вилки. Чтобы при ходе отбоя ее штоки не ударялись о направляющие, между ними установлена специальная пружин...

Читать далее >>

Безопасность. Лекарства за рулем. Негативное воздействие лекарственных препаратов

Негативное воздействие лекарственных препаратов Данные исследований, проведенных в США и Западной Европе, свидетельствуют: 15-18% дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением водиетлями лекарств. Как считают специалисты, каждый третий — пятый водитель по меньшей мере раз в году садится за руль фактически непригодным к управлению автомобилем из-за негативного воздействия тех или иных лекарственных препаратов, которые он перед этим принимал. Какой-либо статистики, отражающей эту проблему у нас в стране, нет. Более того, наше дорожное законодательство долгое время обходило своим вниманием эту важную сторону безопасности дорожного движения. Только с 1 января 1987 года в Правила был включен отдельный пункт, запрещающий управлять автомобилем, если водитель находится под воздействием лекарств, снижающих скорость реакции и внимание. В ряде стран уже давно разработаны списки-перечни, насчитывающие несколько десятков названий лекарственных препаратов, которые оказывают нега...

Читать далее >>

Восстановление аккумулятора

Может, вы не раз уже слышали, что аккумуляторы не поддаются восстановлению? Полная чушь и бред! Значит, руки не там растут! Я лично восстановил несколько убитых аккумуляторов, и они работали ещё несколько сезонов! Не отдавайте деньги алчным продавцам на автобарахолках, не покупайте китайское дерьмо - оно может проработать меньше, чем ваш старый фирменный аккумулятор, если его правильно восстановить! Итак, начнём. Имеем на руках убитый или почти убитый аккумулятор. Нам понадобятся некоторые материалы и инструменты: 1) Свежий электролит(номинальной + желательно повышенной плотности) 2) Дистиллированная вода. 3) Измеритель плотности электролита(ареометр). Маленький!!! На большой вы не насосёте электролита со всего аккумулятора. 4) Зарядное устройство, способное обеспечить малые (0,05-0,4А) токи зарядки. Я использовал простейший самопал - блок питания от магнитофона, тестер в качестве ампер- и вольтметра плюс блок мощных резисторов для регулировки зарядного тока. 5) Десульфатирующая пр...

Читать далее >>

От чего зависит синхронность работы цилиндров и как её добиться

О равномерной работе цилиндров Многие владельцы мотоциклов с двухцилиндровым двухтактным двигателем, каким являются «ИЖ—Юпитер» и ЯВА-350, просят рассказать, отчего зависит «синхронность» работы цилиндров и как ее добиться.Предоставляем слово инженеру Э. В. КОНОПУ.О равномерности работы цилиндров обычно судят, сопоставляя характер выхлопа и состояние свеч в них. Если из одного глушителя газы выходят более частыми и четкими порциями, чем из другого, — значит в первом из них рабочий процесс протекает более равномерно. Как правило, свеча в нем оказывается сухой, а в отстающем цилиндре — замасленной или покрытой копотью.Такая картина в большей или меньшей степени характерна для всех двухцилиндровых двигателей с одним карбюратором. В чем здесь дело? Известно, что работа двигателя (каждого его цилиндра) зависит от состава смеси и искры, воспламеняющей ее. Приготовление смеси начинается в карбюраторе, продолжается во впускном тракте и кривошипной...

Читать далее >>

Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...

Читать далее >>