Учитесь видеть
НЕ ЛЕТАЙТЕ В ОБЛАКАХ
—Я и сам не могу понять, как такое случилось. Подъезжая к перекрестку, посмотрел направо — там никого не было. И вдруг мы столкнулись...
—Значит, вы не смотрели направо.
—Уверяю вас, смотрел!
—Тогда объясните, как можно смотреть и не видеть?!
Подобного рода диалоги между водителем и инспектором можно слышать довольно часто. Кто же из них двоих прав? Возможно ли такое, чтобы человек смотрел и не видел? Психологи ответят на такой вопрос утвердительно. Да и каждый из нас, наверное, сможет припомнить, когда человек смотрит и не видит, слушает, но не слышит. Так случается и со школьниками, и с людьми пожилыми. Вообще со всеми, кто бывает слишком занят собственными мыслями. Настолько, что, действительно, ничего не замечает вокруг. Специалисты в таких случаях говорят о «блокировке внимания» или «умственной блокаде».
Но если школьник в таком состоянии рискует в худшем случае получить двойку, то водителю подобная блокада сулит куда более серьезные беды. Вот почему мы и решили повести разговор о его зрении. Об умении правильно пользоваться этим самым главным своим инструментом.
Зрительное восприятие окружающей обстановки, как это ни парадоксально, в большей степени представляет собой процесс умственный, а блокировку внимания можно оценить как своего рода короткое замыкание между глазом человека и его мозгом. Вот почему и при хорошем зрении можно в определенных обстоятельствах вообще ничего или почти ничего не видеть, хотя на самом деле объект или предмет четко обозначен и различим. Глаза лишь собирают информацию, мозг же ее обрабатывает и истолковывает, принимая нужные решения. А любые, самые незначительные помехи нарушают этот процесс. И здесь особое место занимает так называемая зрительная леность.
Наблюдая водителей, специалисты установили, что некоторые из них попросту не проявляют — не хотят проявлять! — должного интереса к дорожной обстановке.
Зрительное поле оказывается су женным, а это уже представляет угрозу безопасности движения Находясь в состоянии зрительно! лености, водитель управляет машиной почти бессознательно, его мысли витают где-то далеко от происходящего. Этот период может длиться считанные секунды, но такой провал внимания часто обходится слишком дорогой ценой.
Откуда же появляется зрительная леность, в чем ее причины? Среди многих причин специалисты выделяют отсутствие самодисциплины, чувства ответственности, усталость, а также некоторые «текущие состояния» человека (подавленность, угнетенность, обеспокоенность, раздраженность). Таким образом, первый шаг к преодолению блокировки внимания — внутренняя собранность, умение создавать себе рабочее настроение на каждую поездку. Следует проявлять постоянный интерес к обстановке на дороге, не давать посторонним мыслям отвлекать себя, и тогда ваше зрение, утверждают специалисты, будет работать эффективно, быстро реагируя на потенциально опасные ситуации, которые без этого порой не достигают сознания.
Зрительная пассивность особенно опасна, когда водитель в машине один, а путь предстоит неближний. Тут необходимо с самого начала вести непрерывную борьбу со скукой, унылым однообразием и их попутчиком — усталостью. Как только почувствуете, что ваше сознание рассеивается, начните говорить вслух, убеждайте себя, что дорога вас чрезвычайно интересует, внушайте себе, что надо быть внимательным, иначе возможны неприятности. Еще полезнее остановиться и немного походить, сделать несколько гимнастических упражнений. Кстати, это помогает и размять затекшие мышцы.
Однако некоторые, чувствуя, что теряют внимательность, просто стараются до боли в глазах всмотреться в какой-либо объект на дороге. Но именно это больше всего и утомляет глаза. Если вы чувствуете, что зрение напряжено, расслабьте мышцы лица, сделайте несколько глубоких вдохов. Частое моргание также снимет напряжение глаз, освежит их, усилит кровообращение.
Замечено, усталость глаз прямо связана с частотой их перемещения. Хотя на первый взгляд кажется, что глаза должны уставать именно тогда, когда непрерывно движутся. Частое перемещение взора от одной точки к другой расширяет зрительное поле и улучшает восприятие. Частый перевод глаз от дальней точки к ближней и обратно особенно полезен ночью. Снижается ослепляющее действие фар встречных автомобилей, и значительно позже наступает усталость.
А кому из водителей не знакомо такое состояние, когда его взглядом вдруг завладевает какой-нибудь объект в поле зрения. Капли воды на лобовом стекле, брызги грязи или след от разбившегося о стекло насекомого в такие моменты вдруг начинают приобретать поистине гипнотическую силу. И вот уже предметы раздваиваются, расплываются, появляется ощущение легкости, невесомости... Причина такого состояния — либо все то же рассеянное внимание, либо утомленность. А возможно и отклонение зрения от нормы. Тут уж как никогда надо быть начеку, быстрее включать волю, сосредоточиваться, брать себя в руки.
ЗРЕНИЕ ЗРЕНИЮ — РОЗНЬ!
Многие считают, что зрение, которое им дацо, есть нечто неизменное, постоянное. А между тем определяющие его параметры (глубина, острота, способность получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях от глаза, бино-кулярность, периферичность и т. д.) меняются не только с возрастом, но и под действием определенных обстоятельств, перенесенных болезней. Например, человеку старше пятидесяти лет, имеющему нормальное зрение, нужна вдвое большая освещенность предмета, чтобы видеть его так же, как двадцатилетнему. В то же время даже в молодом возрасте мы видим ночью в десять раз хуже, чем днем. Несовершенство зрения может проявиться и в том, что огни едущего впереди автомобиля кажутся дальше, чем на самом деле. Вот почему необходимо, чтобы каждый водитель хотя бы раз в год проверял свое зрение. Вдруг отклонение от нормы уже появилось, а он об этом не знает.
Как определить угол своего зрения? Вытяните вперед руки с поднятыми вверх большими пальцами. Медленно разводите их в стороны, глядя по-прежнему перед собой в предварительно выбранную точку до тех пор, пока пальцы исчезнут из поля зрения. Угол, образованный положением рук до и после разведения, и будет углом вашего зрения. Минимально допустимый — 140°.
КАЖДЫЙ ВИДИТ ТАК, КАК ТОГО ХОЧЕТ
Так утверждают психологи. И утверждение это вытекает из предпосылки, что зрение связано с мозгом, обрабатывающим поступающую от глаз информацию, и зависит от интереса, который проявляет человек к объекту видения. Наиболее важные составляющие водительского зрения — это периферическое (боковое) зрение, бинокулярное (видение предмета обоими глазами одновременно) и аккомодация (способность видеть предметы, в разной степени удаленные от глаза). Для того чтобы научиться видеть лучше, надо тренировать глаза специальными упражнениями. Однако еще раз подчеркнем: самым важным здесь .остается желание видеть лучше.
Есть ряд упражнений, чтобы улучшить периферическое зрение. Вот одно из них. Надо взять два ватных тампона и, держа их возле головы так, чтобы они были едва видны, походить по квартире, ни на секунду не выпуская из виду тампоны. На первый взгляд упражнение кажется простым, однако эффективность его достаточно высока.
Для тренировки бинокулярного зрения возьмите шнур метровой длины с нанизанными да него через 15 см мелкими предметами (пуговицами, бусинами). Привяжите один конец к чему-нибудь на уровне головы, а другой поднесите к носу. Переводите взгляд от одного предмета к другому, сначала от ближнего к дальнему, а затем наоборот. Упражнение вырабатывает навык глаз работать совместно.
Чтобы научить глаза быстро настраиваться на предметы, удаленные от них на разные расстояния, вырежьте из газеты ка-кую-нибудь крупную букву и текст, напечатанный обычным шрифтом. Букву поместите на уровне глаз и отступите от нее на 2,5 — 3 метра. Посмотрите на нее внимательно, а затем тут же, держа текст в вытянутой руке, начните его читать, приближая вырезку к лицу до тех пор, пока буквы текста не затуманятся. После этого снова посмотрите на крупную букву и повторите упражнение. Зрение при этом не должно быть напряжено.
Все эти упражнения помогут вам поддерживать зрение в хорошей форме.
А теперь вернемся к диалогу между водителем и инспектором, с которого начали разговор. Человек, сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, должен не только смотреть, но и видеть то, что происходит вокруг. В этом инспектор абсолютно прав.
В. РОЩАХОВСКИЙ,
1986N03P20
Советы по ремонту Это один из широко распространенных у нас мотоциклов. Верой и правдой служит он своим владельцам. Но вот наступает момент, когда нужен ремонт. У многих мотолюбителей нет опыта в этом деле, и они обращаются в редакцию за советом. Самые необходимые сведения о ремонте мотоцикла Ковровец-175 можно почерпнуть из помещаемой здесь статьи инженера X. X. Миропольского. Ремонт или замена вышедших из строя механизмов и деталей двигателя требуют его разборки, которую следует производить в стационарных условиях. В некоторых случаях простейший ремонт (далее в статье он специально оговаривается) можно делать и в пути. Но прежде чем подробно остановиться на ремонтных операциях, хотим дать один общий совет: разбирайте только то, что нужно в каждом данном случае. Приступая к разборке, обзаведитесь съемниками. Необходимые приспособления показаны на рис. 1. Все они, кроме первого, изготовляются по месту. Первое, используемое для разъединения половинок картера, извлеч...
Читать далее >>Страничка мотоциклиста С начала 1976 года ряд заводов серийно выпускает узлы бесконтактной электронной системы зажигания (БЭСЗ) с генератором переменного тока Г427 для мотоциклов «Восход» и ММВЗ — 3.115. Новая система обладает лучшей по сравнению с обычной характеристикой, особенно в режиме пуска двигателя, малочувствительна к загрязнению свечи зажигания и обеспечивает надежную работу в диапазоне от 300 до 7500 об/мин. Отсутствие контактов, а также регулировок по абрису в процессе эксплуатации значительно повысило надежность системы зажигания и практически исключило ее техническое обслуживание. Рис. 1. Приборы бесконтактной электронной системы зажигания: I — генератор Г427; II — коммутатор НЭТ-1 (со снятой крышкой); III — высоковольтный трансформатор (катушка зажигания) Б300Б. БЭСЗ состоит из трех основных узлов (рис. 1): I — восьмиполюсный генератор переменного тока Г427, предназначенный для питания осветительно-сигнальной аппар...
Читать далее >>Размышления Многие сомневаются: ключи — разве это интересно? Ведь тихо, никакого ажиотажа вокруг них нет. Что ж, логично, но вот какое есть предположение: основная масса наших неизбалованных автомобилистов хороший инструмент не только руками не пробовала, но и в глаза не видела. Откуда же возьмется интерес? А может они вообще в инструменте не нуждаются? Посмотрите: все автомобилисты, даже самые опытные, дружно рвутся в автосервис. Но это же аномалия, и смысл ее известен. Как только запчасти перестанут быть монополией сервиса и вообще «притчей во языцех» (а такой день, хочется верить, не за горами), потребность в инструменте неминуемо выйдет на передний план. И с этой точки зрения сегодняшний разговор вполне уместен. Его и поведет сотрудник журнала опытный автомобилист А. МОИСЕЕВИЧ. Здесь требуется некоторое уточнение. Для самостоятельной работы с машиной нужны и универсальные гаечные ключи, и специализированные приспособления. Но можно проследить определ...
Читать далее >>Электродуговая сварка от аккумуляторной батареи в дороге Следующий совет, будет полезен так же и мотоциклистам. Однажды в пути мой автомобиль внезапно начал терять скорость, из глушителя послышались «выстрелы», двигатель буквально захлебывался бензином. Причина определилась быстро — повышенный уровень бензина в поплавковой камере карбюратора. Сняв поплавок, я убедился, что в нем находится бензин. Удалив его при помощи горячей воды, слитой из радиатора, я отыскал небольшой свищ в месте, где спаяны половинки поплавка.Устранить неисправность решил посредством электрической дуги. Вместо электрода использовал простой чертежный карандаш, очиненный с двух сторон. На один конец его стержня плотно намотал зачищенный провод, соединенный с положительным полюсом аккумуляторной батареи. Прижав поплавок к «массе» на кузове (в стороне от аккумулятора и бензопроводов, чтобы не вызвать пожара), легким прикосновением второго конца карандаша к поплавку создал довольн...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>