Контроль температуры двигателя с помощью датчика и указателя температуры

Температура под контролем


Опытные мотоциклисты замечают, когда двигатель начинает перегреваться: падает мощность (он хуже тянет) и звук становится более высоким, звонким. Они тут же меняют режим движения — снижают скорость, переходят на другую передачу.

Если этого не сделать, нарушаются процессы сгорания смеси, исчезают необходимые зазоры в подвижных соединениях, а в результате — повреждение двигателя. Так нередко случается у начинающих и не очень аккуратных водителей. Им, полагаем, пригодятся рекомендации опытных мотоциклистов из г. Ленинска Казахской ССР В. ВЕРОЗУБА и В. ЗИМИНА.

На протяжении 12 лет эксплуатации «уралов» мы контролируем состояние двигателей по температуре масла в картере. Для этого используем автомобильный комплект — датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости. Чтобы закрепить датчик, сливаем масло из картера и снимаем поддон. В передней части под масляным фильтром (слева или справа), на высоте 20—25 мм от нижней кромки картера сверлим отверстие и нарезаем резьбу М18. Из-за малой толщины стенки картера эти операции выполняем очень осторожно. Датчик вворачиваем с небольшим усилием, его конусная резьба обеспечит необходимую герметичность. Провод от датчика прикрепляем к раме и в нижней части защищаем от возможного повреждения вылетающими из-под колеса камнями, поместив его в трубку ПХВ. Указатель устанавливаем в удобном для водителя месте, например, на специальном щитке, закрепленном между спидометром и металлическим фартуком ветрового стекла при помощи стальных уголков (дюралевые от вибрации ломаются).

В прибор желательно встрочить лампу подсветки, если ее в нем нет. Второй провод от указателя выводим на предохранитель цепи зажигания, а провод лампы подсветки — на предохранитель цепи освещения.

На щитке справь и слева от прибора мы установили глазки зеленого цвета для контроля за включением (отключением) правого и левого указателей поворота соответственно. «Плюсовые» провода глазков выведены на переключатель указателей поворота. Вместо штатной лампы контроля за включением указателей поворота установили глазок красного цвета для контроля за включением ламп стоп-сигнала.

Итак, получая информацию о температуре двигателя, мы можем поддерживать ее на оптимальном уровне, выбирая соответствующий режим движения. Во всех случаях не следует допускать превышения температуры- указанной в руководстве по эксплуатации мотоцикла.

Что же показало наблюдение за прибором в течение нескольких лет эксплуатации в различных условиях, в том числе в двух пробегах протяженностью 1400 и 1600 километров?

При движении на четвертой передаче со скоростью 70 км/ч температура масла устойчиво держится в пределах 90—95° С. При увеличении скорости до 80, и особенно до 90 км/ч температура резко поднимается и в считанные минуты достигает предельной величины, даже на ровном участке отличного асфальтированного шоссе. Характерно, что температура практически не зависит от климатических условий — жаркое лето или холодная осень, сорокаградусная жара или ночная прохлада. После снижения скорости до 50 км/ч рабочая температура (85° С) восстанавливается примерно за 15 минут. Можно, конечно, и остановиться, но тогда двигатель остывает медленнее.

При буксировке, например, мотоцикла ИЖ с коляской температура масла доходит до предела за считанные минуты, даже на очень хорошей дороге.

Таким образом, рабочая скорость движения мотоциклов «Урал» (по крайней мере, таких, как наши) не должна превышать 70 км/ч, а использовать их в качестве буксировщика нежелательно.

Выполняя эти условия, мы прошли на своих мотоциклах более 40 тысяч километров. Двигатели находятся в удовлетворительном состоянии, кольца, поршни пока не меняли.

Полагаем, что штатный, установленный на заводе указатель температуры двигателя (масла) помог бы правильно эксплуатировать машины.

 

1989N03P31

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

Как легче снять цилиндры на Яве. Защитные прокладки на шпильки

Защитные прокладки на шпильки   После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть.   Прокладка под головку   Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны   1989N07P33

Читать далее >>

Игольчатый подшипник и демонтаж поршня на Ява 634 и ЧЗ 472

Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...

Читать далее >>

CZ 988 Туристический мотоцикл

Мотоциклы категории «Эндуро» (по-испански — выноcливый) сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым. заснеженным' дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунто-зацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары. Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие "ЧЗ". По существу, это модификация кроссового мотоцикла ЧЗ. но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием. в том числе фарой, указателями поворота, генера...

Читать далее >>

Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской

Надежное крепление   У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски.   г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ     1987N09P33

Читать далее >>