Мотоциклы для массового спорта. ИЖ-64М, Ковровец 175С

Для массового спорта

Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам.

ИЖ-64М

Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы.

Ковровец 175С

Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0—9,5), увеличить мощность на 2 л. с. и довести ее до 20 л. с. при 4900 об/мин.

Изменениям подверглась установка генератора переменного тока, усовершенствована задняя часть рамы, ликвидирован громоздкий фартук (из листовой стали) подседельной части рамы. В результате вес ИЖ-64К снизился на 7 кг и составляет 138 кг, а ИЖ-64М стал весить 140 вместо 150 кг. Кроме того, упрощено крепление амортизаторов (по образцу дорожных мотоциклов), а ведомая звездочка главной передачи сделана съемной и имеет большее число зубьев. Максимальная скорость мотоцикла 120—125 км/час.

Но завод не останавливается на этом. Используя опыт подготовки спортивных мотоциклов к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям, конструкторы разработали принципиально новые модели серийных машин для кросса и мотоциклетного многоборья. Их выпуск начнется в следующем году.

Коренным образом изменится двигатель. При размерности цилиндра 76X75 мм (344 см3) он будет развивать не менее 25 л. с. В новой модели сохранится хорошо зарекомендовавшая себя надежная четырехступенчатая коробка передач. Зато экипажная часть подвергнется радикальной переделке. Будут применены новые передняя вилка и задние амортизаторы с гидравлическим гасителем колебаний двустороннего действия.

Изменятся размеры колес и шин (переднее — 3,00—21, заднее —4,00—18). В общей сложности на 5 кг уменьшится вес мотоцикла, а максимальная скорость поднимется до 130 км/час.

Ковровский завод в год Спартакиады увеличит выпуск спортивных мотоциклов К-175С и К-250С как в кроссовом, так и в многодневном вариантах. Конструктивно у них много общего. Двигатели мотоциклов К-175С имеют размерность цилиндра 61,75X58 мм, а К-250С — 68X68 мм и мощность — соответственно 12 и 18 л. с. Кроссовая модель класса 175 см3 весит 98 кг и 250 см3—100 кг, многодневная—105 и 107 кг.
Кроме того, завод строит машины и для соревнований по мотоболу — фактически они представляют собой переоборудованные дорожные мотоциклы, что значительно облегчает клубам их эксплуатацию и ремонт.

По общему мнению спортсменов, «ковровцы» — лучшие среди советских спортивных мотоциклов. Стремясь поддержать репутацию марки, работники завода продолжают совершенствовать свои машины, периодически внедряют новые узлы и детали.

Какие же новшества готовят конструкторы Ковровского завода для своих серийных спортивных машин?

В скором времени на них появятся алюминиевые цилиндры с чугунной гильзой. Улучшатся очистка и наполнение цилиндра за счет внедрения схемы «отдаленной продувки». Все это позволит получить прирост в мощности. Уже ставятся на мотоциклы новые генератор переменного тока Г-411 и катушка зажигания Б-300. Результат — улучшение условий пуска двигателя. Со второго полугодия на концах рычагов сцепления и тормоза появятся защитные шарики, как требуют правила ФИМ.

Завод намерен внедрить на спортивных мотоциклах еще одно практическое новшество— передний и задний полиэтиленовые грязевые щитки колес. Они легче металлических, не ржавеют и не деформируются от ударов. Намечается также применение полиэтиленового заднего грязевого щитка, выполненного за одно целое с ресивером воздухофильтра.

Сейчас ведутся работы по внедрению с 1968 года на спортивных мотоциклах новой телескопической вилки. У нее более совершенный гидравлический гаситель колебаний, повышенная жесткость (увеличены диаметр несущих труб, а также с 20 до 40 мм высота нижней траверсы). На новой вилке оказалось возможным избавиться от бугеля, а траверсы и подвижные перья изготовить из алюминия. Все эти усовершенствования позволили сэкономить в весе 8—9 кг.

Завод приступил к созданию мотоциклов классов 175 и 250 см3 для кольцевых гонок, начал разработку специальной машины для мотобола.

А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР

1967N05P9

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 638-1-04

Что новенького в Яве ?   Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь! При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге. На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит ...

Читать далее >>

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...

Читать далее >>

Бесконтактная система зажигания и дополнительные приборы контроля двигателя Jawa 638

Читать далее >>

Как добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява

 «Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...

Читать далее >>

CZ 977.3 Кроссовый мотоцикл

ЧЗ держит шаг В последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смЗ. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины.Чехословацкий завод CZ на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель CZ 977.3. Изменения по сравнению с известной у нас машиной ЧЗ-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колеса. Техническая характеристика кроссового мотоцикла ЧЗ 977.3Общие данные. Масса — 102 кг. База — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1 Рабочий объем — 246 см3. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. ...

Читать далее >>