Мотоциклы для массового спорта. ИЖ-64М, Ковровец 175С

Для массового спорта

Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам.

ИЖ-64М

Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы.

Ковровец 175С

Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0—9,5), увеличить мощность на 2 л. с. и довести ее до 20 л. с. при 4900 об/мин.

Изменениям подверглась установка генератора переменного тока, усовершенствована задняя часть рамы, ликвидирован громоздкий фартук (из листовой стали) подседельной части рамы. В результате вес ИЖ-64К снизился на 7 кг и составляет 138 кг, а ИЖ-64М стал весить 140 вместо 150 кг. Кроме того, упрощено крепление амортизаторов (по образцу дорожных мотоциклов), а ведомая звездочка главной передачи сделана съемной и имеет большее число зубьев. Максимальная скорость мотоцикла 120—125 км/час.

Но завод не останавливается на этом. Используя опыт подготовки спортивных мотоциклов к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям, конструкторы разработали принципиально новые модели серийных машин для кросса и мотоциклетного многоборья. Их выпуск начнется в следующем году.

Коренным образом изменится двигатель. При размерности цилиндра 76X75 мм (344 см3) он будет развивать не менее 25 л. с. В новой модели сохранится хорошо зарекомендовавшая себя надежная четырехступенчатая коробка передач. Зато экипажная часть подвергнется радикальной переделке. Будут применены новые передняя вилка и задние амортизаторы с гидравлическим гасителем колебаний двустороннего действия.

Изменятся размеры колес и шин (переднее — 3,00—21, заднее —4,00—18). В общей сложности на 5 кг уменьшится вес мотоцикла, а максимальная скорость поднимется до 130 км/час.

Ковровский завод в год Спартакиады увеличит выпуск спортивных мотоциклов К-175С и К-250С как в кроссовом, так и в многодневном вариантах. Конструктивно у них много общего. Двигатели мотоциклов К-175С имеют размерность цилиндра 61,75X58 мм, а К-250С — 68X68 мм и мощность — соответственно 12 и 18 л. с. Кроссовая модель класса 175 см3 весит 98 кг и 250 см3—100 кг, многодневная—105 и 107 кг.
Кроме того, завод строит машины и для соревнований по мотоболу — фактически они представляют собой переоборудованные дорожные мотоциклы, что значительно облегчает клубам их эксплуатацию и ремонт.

По общему мнению спортсменов, «ковровцы» — лучшие среди советских спортивных мотоциклов. Стремясь поддержать репутацию марки, работники завода продолжают совершенствовать свои машины, периодически внедряют новые узлы и детали.

Какие же новшества готовят конструкторы Ковровского завода для своих серийных спортивных машин?

В скором времени на них появятся алюминиевые цилиндры с чугунной гильзой. Улучшатся очистка и наполнение цилиндра за счет внедрения схемы «отдаленной продувки». Все это позволит получить прирост в мощности. Уже ставятся на мотоциклы новые генератор переменного тока Г-411 и катушка зажигания Б-300. Результат — улучшение условий пуска двигателя. Со второго полугодия на концах рычагов сцепления и тормоза появятся защитные шарики, как требуют правила ФИМ.

Завод намерен внедрить на спортивных мотоциклах еще одно практическое новшество— передний и задний полиэтиленовые грязевые щитки колес. Они легче металлических, не ржавеют и не деформируются от ударов. Намечается также применение полиэтиленового заднего грязевого щитка, выполненного за одно целое с ресивером воздухофильтра.

Сейчас ведутся работы по внедрению с 1968 года на спортивных мотоциклах новой телескопической вилки. У нее более совершенный гидравлический гаситель колебаний, повышенная жесткость (увеличены диаметр несущих труб, а также с 20 до 40 мм высота нижней траверсы). На новой вилке оказалось возможным избавиться от бугеля, а траверсы и подвижные перья изготовить из алюминия. Все эти усовершенствования позволили сэкономить в весе 8—9 кг.

Завод приступил к созданию мотоциклов классов 175 и 250 см3 для кольцевых гонок, начал разработку специальной машины для мотобола.

А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР

1967N05P9

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Яве 60 лет !

Яве шестьдесят!   Много это или мало для мотоциклетной марки? Если сравнивать с первым чешским мотоциклом «Лаурин и Клемент», который появился на тридцать лет раньше, у ЯВЫ не столь уж солидный возраст. Но в данном случае следует принимать во внимание не дату рождения. Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в «Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов» (есть такая на Западе), едва наберется десяток таких, как ЯВА, — со столь богатой историей.Началась она в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы «Вандерер» (из начальных слогов этих фамилий, как известно, родилось название ЯВА). То была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 498,7 см3 и мощностью 18 л. с./13 кВт, не имевшая коммерческого успеха. Э...

Читать далее >>

Игольчатый подшипник и демонтаж поршня на Ява 634 и ЧЗ 472

Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...

Читать далее >>

ИЖ Планета 3-01, ИЖ Юпитер 3-01 (3К-01)

Комфортабельнее, мощнее, безопаснее С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются? Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага. Модификация «ИЖ&m...

Читать далее >>

Новый воздушный фильтр с бумажным элементом для Днепра

Новый фильтр для Днепра   Известно, что, чем чище воздух, поступающий в двигатель, тем меньше страдают от абразивного износа детали цилиндро-поршневой группы. Для очистки воздуха от пыли в тяжелых мотоциклах — «Днепре» и «Урале» до конца прошлого года применялись фильтры инерционно-масляного типа, в корпусе которых имеются масляная ванна и фильтрующий элемент в виде набивки из синтетических волокон. Такие фильтры обладают сравнительно низкой эффективностью очистки воздуха, требуют частого обслуживания, в первую очередь доливки и смены масла, а также промывания набивки.Более эффективны фильтры сухого типа, в которых фильтрующим элементом служит специальная пористая бумага или нетканый материал. Они обладают высокой эффективностью очистки (99,3—99,9%) и меньше нуждаются в обслуживании. На киевском мотоциклетном заводе разработан и прошел всесторонние испытания новый воздушный фильтр с бумажным элементом, который с конца прошлого года устанавливает...

Читать далее >>

Минск ММВЗ-3.112

Минская новинка Мотоциклистам разных поколений давно знакомы легкие двухколесные машины, несущие на бензобаке изображение аиста. Большинство мотолюбителей именно с них начинало свою мотоциклетную биографию.За годы, прошедшие с начала производства мотоциклов в Минске, намного выросла нх мощность, улучшились динамические характеристики, повысилась комфортабельность.Обладатель двухколесной машины, как правило, редко бывает полностью удовлетворен ей. Чем больше он ездит, тем больше желает ее усовершенствовать. Минские мотоциклы — не исключение. За время выпуска модели ММВЗ—3.115 («За рулем», 1976, №1) завод получил много писем с предложениями об изменении конструкции. Предложения потребителей, как и результаты испытаний, повлияли на конструкцию. И вот в продаже появился усовершенствованный мотоцикл ММВЗ—3.112. Его цена — 450 рублей.При первом же взгляде на машину в глаза бросается новое, более удобное широкое и длинное седло. Оно откидывается на пет...

Читать далее >>