Ваш первый мотоцикл Минск ММВЗ-3.112

Что представляет собой сегодня легкий мотоцикл?

 

Немало мотоциклов за последние годы побывало на испытаниях в редакции: разные модели ЯВЫ, ИЖей, ЧЗ, «Днепр—12». Как правило, это были мощные и скоростные машины, рассчитанные на достаточно взыскательного потребителя. Ну, а что представляет собой сегодня легкий мотоцикл? Для ответа на этот вопрос мы обратились на минский мотовелозавод, который и предоставил для испытаний серийный мотоцикл последней модели ММВЗ— 3.112.

Интерес к этому классу появился у нас не случайно. Ежегодно с конвейера сходит около 200 тысяч 125-кубовых машин, что составляет заметную долю общего выпуска мотоциклов в стране. Они популярны среди тех, кому нужно экономное и достаточно скоростное транспортное средство. Невысокая цена и легкость управления — вот те качества, которые делают эти мотоциклы особенно привлекательными для начинающих. У автора, кстати, знакомство с мотоциклетной техникой тоже когда-то началось с подобной машины.

И вот оно как бы состоялось заново. Внешность машины, как говорят, располагает к себе. В ней нет ничего чересчур броского, ультрасовременного. По сегодняшним меркам она скорее консервативна. Однако все крупные элементы, определяющие облик мотоцикла, — бак, седло, боковые ящики, щитки колес — пропорциональны, решены в едином стиле и создают спокойное, гармоничное целое. Правда, при ближайшем рассмотрении глаз наталкивается на детали, почти не изменившиеся с 60-х, а то и 50-х годов. Так, фара отличается от выпускавшейся тридцать лет назад лишь отсутствием в ней спидометра и замка зажигания. Впрочем, последний, хотя и заключен теперь в отдельный корпус, тоже не стал современнее. А размеры этого корпуса заставляют погрустить об отсутствии тахометра, для которого он явно предназначался.

В устарелости, невысоком качестве мотоциклетных приборов мотоциклостроители издавна винят, и, видимо, справедливо, специализированные заводы-смежники. Возможно, минчане переадресуют им и другой наш упрек — в неудачной конструкции замков для вещевых ящиков (дескать, у поставщиков не нашлось подходящих). Как бы то ни было, замки в виде длинных болтов со специальными головками неудобны: чтобы отпереть или запереть ящик, надо изрядно повозиться.

Таковы внешние впечатления. А накануне выезда нас подстерег сюрприз: «не захотел» встать на место багажник. Кронштейны его крепления оказались миллиметров на 12 короче, чем надо. Наверное, здесь виновата случайность, но поможет ли такое объяснение покупателю, который столкнется с подобным сюрпризом?

Более приятные впечатления принесли первые поездки. Двигатель неизменно легко пускался, работал без перебоев и провалов, а дымил даже меньше, чем можно ожидать при обкатке. «Голос» у мотора умеренно громкий, уровень создаваемых им вибраций весьма незначителен, что располагает к достаточно длительным поездкам. Двигатель быстро набирает обороты, обеспечивая мотоциклу хорошую динамику. Благодаря этому не чувствуешь себя помехой на самом оживленном перекрестке. Кроме нередких, увы, случаев, когда предательски не включается после первой вторая передача. Надежда, что этот дефект исчезнет по мере приработки, пока не оправдалась.

 

Первое впечатление от 12-сильного двигателя ММВЗ—3.112 довольно благоприятное.

Первое впечатление от 12-сильного двигателя ММВЗ—3.112 довольно благоприятное.

 

Этот болт служит замком инструментального ящика.

Этот болт служит замком инструментального ящика.

 

Такую комбинацию приборов не назовешь удачной.

Такую комбинацию приборов не назовешь удачной.

 

Оценивать в полной мере качества двигателя и трансмиссии еще рано: ведь мотоцикл только проходил обкатку, режим которой мы стремились сделать по возможности щадящим: преобладали загородные поездки по ровным асфальтированным шоссе. Тем не менее успели ощутить узость рабочего диапазона двигателя: когда скорость не слишком велика, всякое дополнительное сопротивление движению (подъем, сильный ветер) проявляется в быстром падении оборотов, за которым следует переход на низшую Передачу, Что же, здесь форсированный двигатель минской машины закономерно повторяет поведение многих высокооборотных собратьев. Надо ли сетовать на это — яснее покажут дальнейшие испытания.

А вот на конструкцию передней вилки мы успели посетовать, и не раз. Ее способность гасить толчки от дороги (пока только асфальтированной!) неудовлетворительна. Вдобавок после первой тысячи километров одно из перьев «дало течь». К сожалению, она не была единственной: не нашел своего места винт в днище картера коробки, и по резьбе отверстия масло из нее постоянно выбрасывалось наружу.

Для водителей среднего роста, к которым относится и автор (175 см), посадка на мотоцикле удобна, поэтому езда на нем не утомляет. Удачно найдены ширина и высота руля, расположение подножек, размеры и жесткость сиденья. Не столь удобны рычаги управления сцеплением и передним тормозом; пальцы водителя захватывают лишь их концы, преодолевая из-за этого повышенное усилие. Включатель указателей поворота, переключатель света неудобны для пользования и вдобавок не имеют четкой фиксации в определенном положении. Недостаточно продумана конструкция рукоятки «газа»: винты ее крепления то и дело приходилось подтягивать.

Эти мелочи особенно досадны на фоне удачных, верных решений. К ним относятся, на наш взгляд, применение безбатарейной схемы электрооборудования, электронной системы зажигания, герметичного кожуха задней цепи. Помимо прочих достоинств все это позволяет свести к минимуму уход за мотоциклом.

Итак, подведем первые итоги. В активе минской машины — привлекательный внешний вид, удобная, неутомительная посадка, малый объем обслуживания, «живой», достаточно приемистый двигатель, эффективные тормоза. Надеемся, что продолжение испытаний поможет дополнить этот перечень. Пассив, помимо некоторых приборов и передней вилки, определен в основном качеством изготовления мотоцикла. Именно от него зависит, окажется ли положительным баланс наших впечатлений и, что всего важнее, — баланс впечатлений покупателя.

В.АРКУША, инженер


 

1983N01P11

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Игольчатый подшипник и демонтаж поршня на Ява 634 и ЧЗ 472

Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...

Читать далее >>

Ремонт глушителя. Урал М63 и подобных.

О ремонте глушителей   На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...

Читать далее >>

Ремонт ступицы на мотоциклах Днепр

Ремонтируем ступицу На мотоцинлах киевского завода применяются литые из алюминиевого сплава ступицы колес. Они легки, удобны, но вот отверстия для спиц со временем становятся эллипсными, и тогда приходит ся очень часто подтягивать спицы, чтобы они не рвались. Мотоциклисты, которые много ездят по плохим дорогам иногда даже заменяют все спицы сплошным диском. Это, конечно, не лучшее решение.Предлагаю владельцам киевских мотоциклов сравнительно простой, проверенный на практике способ ремонта ступицы. Сначала удаляем четыре — шесть спиц, гнезда для которых подлежат ремонту. 8-миллиметровым сверлом (или лучше пальчиковой торцевой фрезой) рассверливаем поврежденные отверстия. Нарезаем из медной трубки наружным диаметром 8 мм и внутренним 6 мм отрезки длиной 12 — 14 мм. Развальцовываем один конец отрезков при помощи оправки, изготовленной хотя бы из бородка или кернера. Получившиеся втулки помещаем в отверстия ступицы и развальцовываем второй их конец, как показано на рисунке...

Читать далее >>

Заметки об эксплуатации мотоциклов киевского мотозавода

Днепры хороши, если ...    Эксплуатировать тяжелые мотоциклы намного труднее, чем легкие и средние. Довольно сложный четырехтактный двигатель, трансмиссия с карданной передачей требуют квалифицированного обслуживания и, тем более, ремонта. Опыт в этом деле имеет первостепенное значение. Вот почему владельцы таких машин просят больше рассказывать о них.Предлагаем заметки нашего читателя Ю. ПОЛИЩУКА из г. Владимира-Волынского Волынской области об эксплуатации машин киевского завода.С 1973 года я ездил на мотоцикле «Днепр» МТ9, а в 1980 году купил МТ10—36. В общем, я доволен этими машинами — ездить на исправных «днепрах» одно удовольствие. Чувствуется постоянная забота завода о совершенствовании машин.По сравнению с МТ9 «Днепр» МТ10—36 мощнее, быстрее, комфортабельнее. После модернизации двигателя максимальный крутящий момент переместился в зону более высоких оборотов, благодаря чему он стал более устойчиво и без вибраций раб...

Читать далее >>