Статистическая оценка количества выбрасываемых, мотоциклами и мопедами, токсических веществ

Токсичен!

 

С тех пор как в журнале появилась рубрика - «Автомобиль и окружающая среда», читатели нередко обращаются в редакцию с вопросами, суть которых можно выразить так: не выпадает ли из поля зрения «вклад» мотоцикла в загрязнение атмосферы? Это волнует читателей самых разных районов. В редакцию звонят и пишут из Алма-Аты (В. Николаев), Северодонецка (Т. Сычев), Киева (А. Коваленко), других городов. Пожалуй, точнее всех сформулировал в своем письме эту тревогу А. Хананов из города Рубцовска Алтайского края: «Почему обойден вниманием младший брат автомобиля — мотоцикл?.. Часто приходится видеть оставляемую им синюю дымовую завесу, которой мог бы позавидовать МАЗ, Причем во время техосмотра в ГАИ такие мотоциклы пропускаются».

Особенно актуален этот вопрос сегодня, после принятия Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха», где обращено особое внимание на соблюдение государственных стандартов в этой области. В Законе прямо говорится: «Не допускается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормы». Заботит эта проблема и ученых. В течение нескольких лет работники ЦНИАПа (Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона) НАМИ в г. Дмитрове совместно с ВНИИмотопромом и заводами проводили испытания разных се-

рийных мотоциклов и мопедов с целью статистической оценки количества выбрасываемых ими токсичных веществ. Полученные результаты сравнили с аналогичными по автомобилям.

Об этих исследованиях и вытекающих из них выводах рассказывают сегодня заместитель директора по научной работе ЦНИАП НАМИ кандидат технических наук В. КУТЕНЕВ, заведующий лабораторией токсичности полигона инженер А. ГУСАРОВ и инженер М. ВАЙСБЛЮМ,

Мотоцикл как источник загрязнения воздушной среды снискал сомнительную известность уже давно. Однако уровень токсичности его отработавших газов до последнего времени почти во всем мире оставался вне контроля.

Проблема загрязнения воздуха продуктами работы двигателей внутреннего сгорания возникла, как известно, в городах с большим количеством автомобилей. Мотоциклы же среди городских транспортных средств составляли относительно небольшую долю. Именно поэтому мероприятия по снижению выброса вредных веществ в первую очередь коснулись автомобилей, конкретнее — автомобилей с карбюраторными двигателями, преобладающих в парке.

В мировом мотоциклостроении, где ведущую роль играют японские фирмы, в последнее время прослеживается тенденция к росту производства двухколесных машин. За десять лет их годовой выпуск возрос более чем на одну треть и достиг почти 7 миллионного уровня. Но дело не только в количестве. Заметно меняется структура парка и его характеристики. С одной стороны, растет производство тяжелых мотоциклов (по мощности двигателей некоторые из них сравнимы или даже превосходят малолитражные автомобили), что влечет за собой повышение среднего рабочего объема и, соответственно, увеличение выброса вредных веществ. С другой — заметно возрастает выпуск легких мотоциклов и мопедов, двигатели которых, в основном двухтактные, в силу конструктивных особенностей более токсичны, чем автомобильные, и в отличие от них еще не претерпели усовершенствований, направленных на улучшение экологических показателей.

В той или иной мере эти изменения и особенности затрагивают и наш мотоциклетный парк. СССР занимает второе место в мире по производству мотоциклов. Сегодня на дорогах страны их почти в два раза больше, чем личных автомобилей. Вот почему необходимость срочных мер по ограничению токсичности выхлопа мотоциклов теперь уже не вызывает сомнения. Комплекс таких мер для любого транспорт-

ного средства предусматривает четыре основных последовательных этапа: определение уровня выброса вредных веществ; установление принципов нормирования, методов испытаний, величин норм; разработка первоочередных мероприятий по снижению выброса вредных веществ; разработка перспективных мероприятий, призванных кардинально решить проблему токсичности.

Исследования токсичности мотоциклов, проведенные у нас, базируются на опыте, накопленном автомобилестроением. Существующими стандартами в отработавших газах автомобилей ограничивается содержание окиси углерода (СО), окислов азота (NOx) и углеводородов (CH). Исследования состава отработавших газов мотоциклов начаты также по этим компонентам. Они выявили преобладание окиси углерода (до 10% от общего объема) и углеводородов (до 1%). Выброс окислов азота незначителен — в 20—100 раз меньше, чем у автомобиля, и его величиной практически можно пренебречь.

Исследования показали, что каких-либо специфических вредных веществ, присущих только работе по двухтактному циклу, двигатели мотоциклов и мопедов не выбрасывают, хотя концентрации уже известных компонентов отличаются по величине от тех, которые есть в автомобильном выхлопе. Эти данные приведены в таблице 1.

 

ТАБЛИЦА 1. Выброс (г/км) токсичных веществ мотоциклами и автомобилями

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов

Три предложения  На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл...

Читать далее >>

Ява 891.5. Мотоцикл для гонок по льду

Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...

Читать далее >>

Разъем в фаре Явы. Установка разъёма в фару старушки

 Сравнительно часто приходится снимать верхний кожух фары для смены масла в амортизаторах передней вилки, при подтягивании гаек колонки руля, для смазки подшипников рулевой колонки и т. д. При этом легко повредить провода, идущие к замку зажигания, да и работать при висящем на проводах кожухе неудобно. А если у мотоцикла «спортивный» руль, кожух снимать вообще очень трудно — мешает поперечная распорка.Для удобства можно сделать электрические соединения с верхним кожухом через штепсельный разъем, например, типа РША-14 или РША-20. Эти детали продаются в магазинах радиотоваров.Провода, идущие к верхнему кожуху фары, последовательно по одному отсоединяют от центрального переключателя (два — от лампочек спидометра) и припаивают к контактам гнездовой части разъема. При этом записывают номера контактов и адреса проводов от обеих частей разъема. Затем к вилочной части разъема припаивают провода сечением не меньше 1,5 мм2 и соединяют их с контактами центрального пер...

Читать далее >>

Электроника на ИЖевских машинах. Основные неисправности, методы обнаружения и устранения

Основные неисправности электроники, методы обнаружения и устранения.  Все ижевские мотоциклы последних лет выпуска оборудованы электронными прерывателями указателей поворота, а те из них, у которых 12-вольтовое оборудование, — еще и выпрямительными блоками.Характеристики и надежность этих приборов выше, чем механических, но и с ними случаются неполадки. Как правило, отказавший прибор заменяют новым, что влечет дополнительные затраты и расход запасных частей. Между тем, если знать схему прибора и методику ремонта, в большинстве случаев его можно восстановить. Это доступно многим мотоциклистам, знакомым с электро- или радиотехникой. Предлагаем им рекомендации, подготовленные инженерами-конструкторами из Ижевска В. АРДАШЕВЫМ и В. МЕЗРИНЫМ. Тема этой первой статьи — описание конструкции, проверка и ремонт прерывателя.На мотоциклах ИЖ П3-02, ИЖ Ю3-02, ИЖ ПС, ИЖ Ю4 с 1980 года ставят универсальный электронный прерыватель указателей поворота ИЖ РП 2СМ-10. Он полностью заменяе...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>
Источники выброса CO CH NOx
Мотоцикл с четырехтактным двигателем рабочим объемом 650 см3 30— 60 1,5— 5,0 до 0,2
Мотоцикл с двухтактным двигателем рабочим объемом до 350 см3 10— 35 4,0— 10,0 до 0,05
Мотороллер с двухтактным двигателем рабочим объемом 150—200 см3 7— 17 2,5— 4,0 до 0,05
Мопед с двухтактным двигателем рабочим объемом 49,8 см3 5— 15 2,5— 3,5
до 0,05
Автомобиль класса «Жигулей» или «Москвича» выпуска 1979—1980 гг. 10— 15 1,0 — 2,0 1,0 — 2,5
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения