Галогенные лампы

Что они дают и как ими пользоваться

 

Недавно возле магазина запчастей, где в кругу покупатели нередко открывают дискуссии и обмениваются опытом по любым вопросам эксплуатации автомобилей. я услышал такой разговор.

—У меня теперь со светом порядок! — похвалялся один. — Галогены поставил!

—Ну и как?

—Что ты! В десять раз фары лучше светят.

—А мне приятель из зарубежной поездки привез, — вступил в разговор третий, — так ГАИ запретила на «Волгу» ставить.

—Да ну, мода все это и больше ничего! — безапелляционно заявил один из слушателей. — И с обычными фарами жить можно.

—Точно. — поддержал его кто-то, — А стоят эти лампы — ого-го!

Слушал я этот спор и убеждался, что в общем-то большинство водителей еще плохо представляет себе, для чего нужны галогенные лампы, в чем их преимущество перед обычными и в каких условиях они дают наибольший эффект. На эту тему и хочется поговорить.

Конечно, системы освещения автомобилей еще далеки от совершенства. Потому и не прекращаются поиски любых путей для улучшения условий езды в темное время. Вот появились сравнительно недавно и галогенные лампы для автомобильных фар. Что они собой представляют? Чем отличаются от стандартной автомобильной лампы накаливания? Особенностями физико-химического процесса. Дело в том, что в колбу такой лампы заключают смесь инертных газов, содержащих галогены, например йод или бром. Если температуру этой смеси довести до 300 — 350 С. галогены вступают с испаряющимся вольфрамом нити в устойчивое газообразное соединение. Именно такой тепловой режим и создают на стенках колбы галогенной лампы, изготовленной для этого из специального тугоплавкого кварцевого стекла. При той же температуре, что имеет нить накала, соединение вольфрама и брома распадается, и вольфрам осаждается на раскаленной нити. В результате чего она постоянно восстанавливается. и теоретически галогенная лампа может работать бесконечно (на практике это пока не получается из-за несовершенной технологии производства). а кроме того, ее колба не чернеет от налета испаряющегося вольфрама. Все это вместе взятое позволяет, во-первых, увеличить более чем в полтора раза светоотдачу лампы, а во-вторых, обеспечить стабильность ее эксплуатационной характеристики в течение всего срока службы. Тогда как потемнение колбы, которое со временем происходит в обычных лампах, почти вдвое ослабляет их световой поток. Иными словами, две фары с галогенными лампами по световому эффекту заменяют минимум три фары с обычными той же мощности. Правда, стоимость их еще высока, но игра стоит свеч.

Галогенные лампы выпускаются с одной или двумя нитями накаливания. Однонитевые используются главным образом в дополнительных фарах — про-тивотуманных, фарах-прожекторах. В тумане, например, они позволяют на 10—20% повысить безопасные скорости движения. Такие противотуманные фары и эффективнее на поворотах: они высвечивают более удаленные препятствия, сокращают "слепые зоны". На 30 — 40% возрастает с галогенными лампами дальность действия фар-прожекторов.

Двухнитевые применяются в фарах головного света. И они заметно улучшают условия видимости препятствий на дороге благодаря большей освещенности и яркости покрытия. более высокой контрастности объектов и деталей фона, более широкому световому пятну на рабочем участке поля зрения. Повторяем, сила света фар с галогенными лампами в направлении обочин и дороги почти вдвое выше, чем с обычными.

Но есть, как говорят, у этой медали и оборотная сторона. Фары с галогенными лампами и слепят больше. Приблизительно на 10—15%. Притом эти результаты получены в сравнительных испытаниях на дорогах с покрытием высокого качества. На неровных же дорогах, а также в случаях, когда нарушена регулировка фар, они могут вызвать и более сильное ослепление. Поэтому, я частности, с учетом наших условий эксплуатации специалисты сочли пока нецелесообразным применение галогенных ламп в фарах ближнего света. Их разрешено устанавливать в фары дальнего света, там. понятное дело, где они конструктивно выполнены отдельно на ВАЗ —2103, ВАЗ —2106. «Москвиче—408Э», то есть на моделях с четырех-фарной системой освещения. Когда н конструкциях наших автомобилей, а такие работы уже ведутся, появятся устройства для корректировки угла наклона фар в зависимости от нагрузки, галогенные лампы можно будет применять без всяких ограничений.

Так что, возвращаясь к дискуссии у магазина, с которой начата статья, скажу, что, запретив установку галогенных ламп в фары «Волги». ГАИ поступила совершенно правильно. Пока будем использовать их в фарах дальнего света, то есть в обстановке, когда близко нет водителей, движущихся во встречном направлении, когда ваш сильный свет никому не мешает и только на пользу.

Вместе с тем хочу дать несколько советов водителям. Если в фарах дальнего света вашей машины стоят галогенные лампы, не забудьте, что они слепят других водителей с большего расстояния, чем обычные фары. Поэтому переключать свет при встречных разъездах только за 150 метров, как того требуют Правила дорожного движения (в расчете на обычные), в таких случаях поздно. Это нужно делать метров за 200 -250.

Учтите также, что при переключении света на ближний усилится эффект «черной ямы» — провал этот будет более резким, потеря видимости станет более ощутимой. Поэтому надо заблаговременно снижать скорость. Это надо делать, разумеется, всякий раз при переходе с дальнего света на ближний, но при выключении галогенных ламп — до более низкого предела: 30 — 40 км/ч.

Наконец, последний совет — по эксплуатации самих галогенных ламп. Старайтесь. чтобы при замене их или просто обслуживании оптических элементов фар колбы ламп оставались абсолютно чистыми. Ведь рабочая температура здесь высока, и частицы грязи, масла, которые с ваших рук могут попасть на стекло, запекаются на его поверхности и значительно снижают световые параметры.

Итак, эффективность и перспективность галогенных ламп не вызывает сомнений, но только при их грамотной эксплуатации, при более внимательном отношении к другим водителям, на машинах которых стоят обычные фары.

К. ЛЕВИТИН, заведующий отделом НИИавтоприборов, кандидат технических наук

 

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

 

Галогенные лампы


Вот так меняется дальность видимости, скажем, пешехода в темной одежде при освещении дороги галогенными (1) и обычными (2) фарами легкового автомобиля на ближнем (а) и дальнем (б) свете.


 

1980N02P21

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Грузовой мотороллер Чезета 505

Грузовой мотороллер   На заводе в Страконице (Чехословакия) начался выпуск новых грузовых мотороллеров «Чезета-505», предназначенных для транспортировки легких партионных грузов на небольшие расстояния. доставки товаров в магазины и на дом, а также использования во всех тех случаях, когда перевозка малых количеств груза становится нерентабельной даже в микроавтомобилях с грузо-пассажирскими кузовами. Грузовой мотороллер «Чезета-505» создан на базе известного мотороллера «Чезета-175», но существенно отличается от своего прототипа.Конструктивные изменения, произведенные в базовой модели, определились спецификой эксплуатации грузового мотороллера. Прежде всего это касается двигателя. Одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения, развивающий на стандартной машине мощность 9,5 л. с. при 5000 об/мин, оказался для грузового мотороллера чересчур форсированным. Испытания показали, что при несколько меньшей оборотности двигателя можно значи...

Читать далее >>

Форсировка двигателя мотороллера Тула-200М

    Такой вопрос волнует многих владельцев мотороллеров. Ответить на него редакция попросила ведущего конструктора завода Тульского совнархоза В. Лопухина, статья которого публикуется ниже. Содержащиеся в ней рекомендации основаны на опыте подготовки двигателей мотороллеров Т-200М, испытывавшихся в многодневных соревнованиях на первенство заводской марки. Перед тем как приступить к форсированию двигателя, его разбирают, определяют износ деталей и заменяют наиболее изношенные. Необходимо также заготовить комплект инструментов. Он включает в себя шесть напильников (два круглых, два квадратных личных и два плоских полудрачевых шириной 10 мм), зубило с жалом шириной 4—5 мм и набор наждачных полотен — от крупного до мелкого. Сгибают напильники согласно рис. 1 и калят. Мощность двигателя можно повысить двумя способами: либо увеличением термического КПД путем изменения степени сжатия, либо увеличением числа оборотов коленчатого вала за счет расширения фаз газораспределе...

Читать далее >>

Изучающим мотоцикл. Электрооборудование

Изучающим мотоцикл Мы подошли к последней теме нашего цикла. Последней по порядку, но отнюдь не по значению и не по сложности. Многие мотоциклисты, даже опытные, склонны считать электрооборудование системой «коварной», обладающей множеством загадок и тайн.Так ли это на самом деле?Прежде всего нужно выяснить, что же вообще стоит за словом «электрооборудование». Если попытаться дать определение, то, видимо, можно сказать, что электрооборудование — это совокупность источников тока, его потребителей и вспомогательных устройств. С терминами, входящими в это определение, мы так или иначе будем встречаться, поэтому они, в свою очередь, нуждаются в расшифровке.Источники тока — это устройства, вырабатывающие электрический ток, преобразующие в электрическую другие виды энергии (механическую, химическую).Потребителями условимся считать те приборы и механизмы, для работы которых необходима электроэнергия и которые не могут выполнять свои «обязанности&...

Читать далее >>

Что делать, если мотоцикл не заводится ?

Если умолк двигатель Двигатель отказал. В чем причина? Искать ее следует по двум направлениям: в системе питания (синие рисунки) и в системе зажигания (красные рисунки) Система зажигания исправна, топливо в поплавковую камеру поступает — снять, осмотреть, очистить карбюратор. Система питания: 1 — топливный бак; 2 — кран; 3 — воздухоочиститель; 4 — карбюратор. Система зажигания: 1 — батарея; 2 — предохранитель; 3 — центральный переключатель: 4 — натушил зажигания; 5 — подвижный контакт прерывателя; в — изолирующая втулка: 7 — кулачок; 8 — неподвижный контакт прерывателя 9 — конденсатор, 10 - свеча; 11 - наконечник От этого никто не застрахован — ни новичок, ни опытный мотоциклист. Но все же у бывалых двигатель внезапно останавливается очень редко, а когда это случается, причину они находят довольно быстро. Иное дело начинающий мотоциклист. Порой он на обочине разберет полмашины, пре...

Читать далее >>

ИЖ Юпитер-3 регулировка для достижения полной мощности

Выполните регулировку  «Мотоцикл «ИЖ — Юпитер-3» прошел уже более 5000 км, но полной мощности, как я могу судить по Другим таким же машинам, не выдает. Какие могут быть причины?» — спрашивает К. Усольцев из Магнитогорска.Если обкатка мотоцикла была проведена правильно, то есть в соответствии с инструкцией, и заметных дефектов двигатель не имеет, вероятно, удастся повысить его мощность, выполнив следующие работы.Выверните свечу и осмотрите. Если на ней много нагара, значит, в цилиндр поступает слишком богатая смесь, и нагар отложился также в камере сгорания и в выпускных каналах. Снимите цилиндр и удалите нагар с его головки, днища поршня и выпускных каналов. По отпечаткам на прокладке цилиндра проверьте, полностью ли совпадают контуры перепускных каналов картера и цилиндра и не перекрывает ли их прокладка. При необходимости подгоните каналы и прокладку.Проверьте и, если надо, установите одинаковое опережение зажигания в обоих цилиндрах (2,6...

Читать далее >>
Мотоцикл Indian Scout 2015 фото Мотоцикл Suzuki TL 1000R 1998 фото Мотоцикл Triumph Thruxton Special Edition 2010 фото Мотоцикл Honda XL 1000V Varadero 1999 фото
Мотоцикл Maico Cross 500 2014 фото Мотоцикл Yamaha YR5 1970 фото Мотоцикл Yamaha JOG 50 R 2013 фото Мотоцикл Yamaha WR 250 F 2003 фото