Мотоциклостроители давно оценили важное значение спорта и неустанно ведут работу над специально для этой цели предназначенными машинами. Особое внимание они уделяют мотоциклам, рассчитанным на широкую сеть мотоклубов и секций.
В нынешнем году Ижевский и Ковровский заводы развернули выпуск новых машин для соревнований, входящих в программу Спартакиады.
Передний двухкулачковый тормоз ИЖ-Ш11.
Ижевский завод уже в прошлом году приступил к постройке мотоциклов ИЖ-К11 (для кросса) и ИЖ-М11 (для многоборья). Они представляют собой дальнейшее развитие моделей ИЖ-64К и ИЖ-64М (см. «За рулем», 1967 № 5). Новые мотоциклы на 5 кг легче своих предшественников, у них передние колеса размером 3,25—21 вместо 3.25 — 19, удобнее посадка водителя и двигатель, прибавивший 5 л. с. мощности. Несколько сотен этих машин автомотоклубы получат уже в нынешнем году.
Кроме того, завод планирует изготовить партию мотоциклов для кольцевых гонок. Они будут снабжены двухцилиндровым (347 см3) двигателем ИЖ Юпитер 3, форсированным с 25 до 35 л. с. При весе без обтекателя 122 кг ИЖ-Ш11 сможет развивать 160 км /час.
Двигатель мотоцикла Восход 175ШК.
Ковровский завод также взялся за мелкосерийное производство кольцевых машин. Первые десять мотоциклов Восход 175ШК поступили в клубы еще в прошлом году. Эта модель снабжена двигателем класса 175 см3, таким же, что ставится на кроссовые и многодневные модели 175СК и 175СМ. Для нового мотоцикла сделана специальная дуплексная рама, увеличенный бак. колеса с 19-дюймовыми обода-ми. обтекатель из стеклопластика.
Рис. 1. Восход 175ШК для кольцевых гонок (обтенатель снят). Двигатель 61,75x58 мм, 174 см3, 14 л. с. Карбюратор — К-28Б. Число передач — 4. Вес — 85 кг. Шины — 3,00 — 19. Скорость — 125 км/час. Максимальный угол наклона — 55 градусов.
Рис. Восход 175СК для кроссов. Двигатель — 174 см3, - 14 л. с. Карбюратор — К-28Б. Вес — 97 кг. Дорожный просвет — 205 мм. Размер шин — 3,00 — 21 (спереди) и 3,50—19 (сзади). Скорость — 95 км/час.
Одновременно подверглись модернизации обе существующие спортивные модели, выпускаемые серийно. Замена чугунного цилиндра алюминиевым, усовершенствование формы перепускных каналов и другие нововведения позволили поднять мощность 175-кубовых моторов до 14 л. е., а 250-кубовых — до 18 л. с. Изменениям подверглась и экипажная часть, появились откидные подножки, алюминиевые ступицы колес. Модель 175СМ (для многоборья) весит теперь 104 кг, а кроссовые 175СК и 250СК — соответственно 97 и 99 кг.
Рис. 2. ИЖ М11 для соревнований по многоборью. Двигатель — 72x85 мм, 346 см3, 25 л. с. Карбюратор — К-36. Число передач — 4. Вес —135 кг. Дорожный просвет—190 мм. Скорость — 125 км/час.
Названные здесь мощности — это гарантированные (минимальные) показатели. Индивидуальной доводкой удается получить более высокие результаты. Так, исследования, проведенные заводами» показали, что двигатель мотоцикла Восход 175ШК можно в отдельных случаях форсировать до 18—19 л. е., а ИЖ-Ш11 — до 45 и даже до 50 л. с. Рецепты достижения таких мощностей еще дать нельзя, но для опытных спортсменов эти цифры могут служить ориентиром.
Рис. 3. ИЖ-Ш11 для кольцевых гонок. Двигатель — два цилиндра (61,75x58 мм), 347 см3, 35 л. с. Зажигание с двумя свечами на цилиндр. Число передач — 4. Рама — двойная. Шины размером 3,00 — 19 спереди и 3,25 — 19 сзади. Вес (без обтекателя) — 122 кг. Скорость — 160 км/час. Максимальный угол наклона — 55 градусов.
А над чем будут работать заводы в ближайшие годы? К 1973 году они планируют завершить доводку новых машин. Ижевцы готовят кроссовую модель ИЖ-К14 (один цилиндр, 346 с.м3, 28 л. с., 128 кг) и ее разновидность для многоборья ИЖ-М14, отличающуюся дополнительным оборудованием, а следовательно, и весом (130 кг). Одновременно развернется работа над ИЖ-Ш12 (два цилиндра, 347 см3, 40 л. е., 120 кг, 170 км/час), предназначенным для соревнований на кольце.
Ковровский завод рассчитывает за это же время освоить более совершенные двигатели своих традиционных классов, которые достигнут мощности соответственно 18 и 23 л. с. Вес мотоцикла класса 175 см3 для кольцевых гонок будет снижен до 82 кг, кроссовых моделей — до 96 (175 см3) и 98 кг (250 см3) и машины для многоборья (175 см3) —- до 102 кг.
Говоря о планах выпуска спортивных мотоциклов, нельзя не отметить препятствий, сдерживающих его расширение. Мотозаводы сейчас в состоянии изготовить нужное клубам количество машин. Но предприятия-смежники пока не могут обеспечить их необходимыми комплектующими изделиями. Ленинградский карбюраторный завод не наладил производства карбюратора К-194 с центральной поплавковой камерой. Низка еще надежность свечей. И наконец, совершенно неблагополучно обстоит дело с шатунными подшипниками, от которых в значительной мере зависит надежность и долговечность коленчатого вала. До сих пор мотозаводы вынуждены делать эти детали своими силами, в то время как заводы подшипников, располагающие большими техническими возможностями, остаются в стороне.
Наша задача — дать широким массам спортсменом надежный и доступный мотоцикл. И решать ее нужно сообща, не полагаясь на одни лишь мотоциклетные заводы.
А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР
Часто бывает так. Приходит в мотосек-цию юноша. Его подводят к старому или разбитому мотоциклу и говорят: «Восстановишь — будет у тебя спортивная машина». А попробуй восстановить — запчастей нет и опыта тоже.. Вот порой н уходит парнишка, так и не узнав, что такое мотокросс.
Помочь начинающим спортсменам взялся коллектив Минского мотовелозавода. Специально для них было решено создать спортивный мотоцикл на основе дорожного М-105.
Чтобы обеспечить серийное производство и небольшую стоимость новой машины, конструкторы пошли по пути максимального использования деталей и узлов базовой модели и возможности сборки спортивной модификации на существующем конвейере. Эти требования удалось успешно выполнить.
Рис. Минск М-205 для кроссов. Двигатель 125 см3, 8 л.с. Вес 85 кг. Дорожный просвет - 135 мм.
Новую машину — она получила обозначение М-208С — многие мотоклубы получили уже в прошлом году. При первом взгляде на нее заметны признаки кроссового мотоцикла: высокий «спортивный» руль, укороченный щиток заднего колеса и поднятый переднего, отсутствие приборов освещения, шины с высокими грун-тозацепами: на переднем колесе -- модели Л-171 (размером 2,75—21) и на заднем — модели Л-173 (размером 3,00—19) и. наконец, таблички для номеров.
От М-105 кроссовый М-208С отличается не только внешне. Зубчатка заднего колеса (2 ~ 63) крепится к тормозному барабану восемью болтами Мб. Ее можно быстро заменить другой, когда надо приспособиться к условиям трассы.
Несущие трубы передней вилки удли-нены на 30 мм, чтобы при полном сжатии пружин колесо большего диаметра не задевало за крыло. В ступицах колес установлены шарикоподшипники М 202 вместо № 201 у М-105. Соответственно увеличен диаметр передней и задней осей, диаметр отверстий в наконечниках скользящих труб передней вилки, в перьях пилки задней подвески, опорных дисках тормозов.
Подушечное седло и удобный «спортивный» руль обеспечивают хорошую посадку спортсмена. На руле установлены быстродействующая ручка управления дросселем и литые рычаги сцепления и ручного тормоза с шариками диаметром 20 мм на концах. Кронштейны рычагов приварены к трубе руля.
В связи с удлинением передней вилки и применением нового руля «се тросы управления длиннее, чем у М-105.
М-208С снабжен двигателем М-105. форсированным до 8 л. с.
Основные размеры мотоцикла: база — 1230 мм, длина — 1960 мм, дорожный просвет — 135 мм, высота — 1020 мм. Сухой вес — не более 85 кг.
Г. ПИЛЮКЕВИЧ, инженер-конструктор
г. Минск
Скоро — финальные соревнования V Спартакиады по военно-техническим видам спорта. В ее программе мотокросс на машинах классов 350 и 175 см3, кольцевые мотогонки, многоборье. Сотни тысяч спортсменов из районных, областных, краевых и республиканских автомотоклубов ДОСААФ вышли в нынешнем году на старты. Спартакиада умножила ряды приверженцев моторного спорта. В этом номере мы знакомим читателей с мотоциклами, которые выпускают или готовят к выпуску наши заводы для кросса, многодневки и кольцевых гонок. Это последние модели, и рассчитаны они на рядовых спортсменов.
Распределяет машины ЦК ДОСААФ по заявкам спортивных организаций.
1970N07P16-17
Сравнительно недавно мотолюбители познакомились с новым дорожным мотоциклом «ИЖ Юпитер». Достаточно комфортабельный, простой в управлении, надежный, а главное — обладающий высокими динамическими и эксплуатационными качествами, он превосходит своего предшественника — ИЖ-56. Взять, например, такой важный показатель, как максимальная скорость. При полной нагрузке (водитель и два пассажира) у «ИЖ Юпитера» она составляет 85—90 км/час, в то время как у старой модели — 70 км/час. Такая скорость в сочетании с хорошей приемистостью достигается главным образом потому, что на «Юпитере» установлен более совершенный, чем на ИЖ-56, двигатель. Имея одинаковый с одноцилиндровым ИЖ-56 рабочий объем (346 см3), двухцилиндровый двухтактный ИЖ Юпитер развивает значительно большую (на 5 л. с.) мощность, а именно — 18 л. с. при 4900— 5100 оборотах коленчатого вала в минуту. Каковы конструктивные особенности нового двигател...
Читать далее >>Было дело, я навьючил на свою 638 с коляской столько груза, что мотоцикла не было видно, и отправился в дальнюю дорогу. Мотоцикл терпел это издевательство довольно долго, но месть пришла неотвратимо: машина замерла. Когда снял головки цилиндров, в правом поршне увидел маленькое аккуратное отверстие. До человеческого жилья было так далеко, что даже помышлять о том, чтобы докатить до него мотоцикл, не имело смысла. Ответ мстителю был достойным. Я аккуратно расковырял отверстие до такого размера, чтобы в него вошел болт М8. Подложил под головку болта и под гайку шайбы так, как это показано на рисунке, и затянул этот "бутерброд". Подтолкнув мотоцикл с горки, я завел его и, представьте себе, благополучно добрался до цели путешествия. Мотоцикл, видимо, сообразил, что со мною ссориться - себе дороже, и рабо-тал так хорошо, что я потом еще полгода ездил с леченым поршнем.
Читать далее >>Сезон на МЦ ТС-250/1 На МЦ ТС-250/1 чувствуешь себя уверенно в потоке транспорта. В прошлом году редакция получила от мотозавода в Цшопау (ГДР) для проведения теста новую модель мотоцикла МЦ ТС-250/1. О его конструкции было рассказано в декабрьском номере журнала (1978 г), а сегодня, удовлетворяя интерес мотолюбителей, публикуем заметки об эксплуатационных испытаниях. На спидометре МЦ — 8000 километров. Пробег небольшой, но и он позволяет оценить основные качества мотоцикла. Силовой агрегат. Главная новинка в его конструкции — пятиступенчатая коробка передач, атрибут спортивных мотоциклов, перенесенный на дорожную модель. Чем это вызвано, оправдано ли такое решение? Эти вопросы я задавал себе, впервые садясь за руль. К новой коробке передач привыкаешь быстро. Правда, манипулировать рычагом переключения приходится чаще, но неудобства, которые испытываешь лишь вначале, с лихвой окупаются возросшей динамикой мотоцикла. Работу двигателя легче приспособить к меняющимся дор...
Читать далее >>Тульский мотоцикл глазами владельца В прошлогоднем майском номере «За рулем» представил читателям новый мотоцикл ТМЗ—5.951 «Тула» машиностроительного завода имени в, М. Рябикова. По замыслу конструкторов, он рассчитан прежде всего на езду по проселкам и бездорожью. Ре должны облегчать дисковые колеса с широкопрофильными шинами, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Оригинален и внешний вид мотоцикла. Тульский «вездеход» привлек внимание как попытка отойти от привычных шаблонов конструирования, придать машине новые качества. Поэтому мы решили проследить за его судьбой: узнать о впечатлениях владельцев, выяснить их пожелания с тем, чтобы мнение потребителей более активно воздействовало на дальнейшие шаги создателей мотоцикла. Итак, что думают читатели о новой модели? Многие письма начинаются с благодарности в адрес конструкторов ТМЗ, «предложивших очень перспективную конструкцию мотоцикла» (Е. Терлецкий и группа его то...
Читать далее >>Защита от мороза кистей рук При езде зимой на мотоцикле не удается надежно защитить от мороза кисти рук, так как толстые рукавицы затрудняют управление машиной. Я решил эту проблему, применив электронагрев для рукояток руля. Нихромовую проволоку диаметром 0.8 мм намотал непосредственно на рукоятки, закрепив ее концы двумя винтами, как показано на рисунке. К изолированному от «массы» винту 1 подвел через дополнительные выключатель и провода питание от центрального переключателя. На мотоцикле Ява (как у меня) достаточно 14 витков. Потребляемая мощность нагревателя — 25 вт. Во избежание перегрузки генератора не рекомендуется включать его одновременно с фарой.А. ЕГОРОВ125284, г. Москва, Беговая ул., 11, кв. 106 Намотка проволоки на правую (а) и левую (б) рукоятки: 1 — винт, изолированный от «массы»; 2 — рукоятка; 3 — гильза; 4 — труба руля; 5 — проволока; б — винт, соединяющий проволоку с «массой». ...
Читать далее >>