Поставьте правильно диагноз

Система зажигания, питания и электрооборудование

 

Система зажигания, питания и электрооборудование

Диагноз. Чаще всего это слово можно услышать из уст медиков. От того, насколько опытен врач и как правильно определил он болезнь, во многом зависит здоровье и даже человеческая жизнь.

...У опушки леса, на обочине, двое склонились над мотоциклом. Он «заболело — умолк и не хочет заводиться. Две растерянных пары глаз вопросительно уставились на машину. Четыре руки застыли в ожидании. Они не знают, за что браться, что делать в первую очередь.

Эти двое умели только управлять, но совсем не знали свою машину. Они не могли поставить правильно диагноз. Наиболее часто встречающиеся неисправности в работе двигателя связаны с неисправностью системы зажигания или питания. А те двое начали копаться в реле-регуляторе, когда у мотоцикла засорился бензопровод.

В этой статье инженеры В. Абрамян и В. Забелин рассказывают о наиболее распространенных неисправностях мотоцикла, способах их обнаружения и устранения. Речь пойдет о машинах Ижевского завода, но большая часть рекомендаций относится ко всякому двухтактному двигателю.

 

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Когда двигатель умолк и его не удается пустить, в первую очередь проверьте, есть ли искра на свече. Если есть, то неисправность ищите в системе питания, если нет — проверьте систему зажигания в такой последовательности.

Ключ зажигания находится в положении «дневная езда».

Красная лампочка в фаре не горит, звуковой сигнал не работает.

Посмотрите, цела ли соединительная проволока между контактными колпачками. В случае необходимости замените предохранитель.

Установите, есть ли контакт в замке зажигания. Для этого снимите оптический элемент фары, замкните контакты замка зажигания. Если контрольная лампа загорится — значит, контакты загрязнились или не замыкаются при вставленном ключе. Прочистите их и подогните.

Контрольная лампа горит, нет искры на свече.

Проверьте свечу. Выверните ее из головки и замените запасной. Замкните ее корпус на «массу» и несколько раз нажмите на педаль пуска. Вывернутая свеча неисправна, если между электродами запасной проскакивает нормальная искра.

Контрольная лампа горит, нет искры на исправной запасной свече.

Снимите крышку генератора; при положении прерывателя, когда контакты замкнуты, размыкая и замыкая их рукой, проверьте, есть ли искрение на них. Здесь возможны несколько вариантов. Искрения нет. Отсоедините конденсатор и снова проверьте искрение. Если оно появилось, значит конденсатор «пробит» и его нужно заменить.

Искрения нет при исправном конденсаторе. Посмотрите, не замыкаются ли пружины прерывателя на «массу». Замыкание молоточка прерывателя на «массу» возможно при неправильной установке изоляционных шайб после ремонта. При исправном прерывателе нет искры из-за нарушения электрического контакта в цепи замок зажигания — катушка зажигания — прерыватель. Если электропроводка исправна — значит, в первичной обмотке катушки зажигания обрыв и катушку надо заменить.

На контактах прерывателя сильное искрение, а на свече искры нет или она очень слабая. Причина — обрыв вывода обкладок конденсатора внутри его корпуса. Конденсатор необходимо заменить.

На контактах прерывателя искрение нормальное, на заведомо годной свече искры нет. Произошел обрыв вторичной обмотки катушки зажигания. Следует заменить катушку.

 

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Топливо в баке есть, при нажатии на утолитель поплавковая камера карбюратора не переполняется.

Вероятно, засорился бензокраник. Снимите шланг с краника и проверьте поступление топлива через него. Если подачи нет, установите рычажок краника в положение «3», отверните отстойник и прочистите его.
Топливо через бензокраник подается, поплавковая камера карбюратора не наполняется.

Может быть, засорился бензошланг или штуцер крышки поплавковой камеры. Продуйте шланг. Снимите крышку камеры, продуйте штуцер, удалите из нее грязь.

Топливо в поплавковую камеру поступает, двигатель не пускается.

Причина — засорились каналы или жиклеры карбюратора. Разберите его, промойте; жиклеры и каналы продуйте.

Двигатель не пускается, в цилиндре слышны отдельные вспышки. Системы зажигания и питания работают исправно, вывернутая свеча мокра от топливной смеси, при замене свечи ее «забрасывает» вновь.

Вероятно, в кривошипной камере и цилиндре скопилось большое количество топлива из-за увеличенного подсоса. Необходимо закрыть бензокраник и, нажимая на педаль пускового механизма при включенном зажигании, пустить двигатель. Как только он начнет устойчиво работать, откройте бензокраник. На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Планета 2 для более быстрой продувки цилиндра надо нажать на рычаг декомпрессора.

Двигатель пускается, но работает с перебоями.

Возможно, вышла из строя свеча. Посмотрите, нет ли трещин на ее изоляторе. Может быть, на ней большой нагар, или нарушился зазор между электродами, или она замаслилась. В таком случае юбка изолятора и электроды мокры от топливной смеси. Свечу промывают чистым бензином — и двигатель перестает «капризничать». Причиной может стать попадание воды в колпачок свечи или на свечу. Это случается после мойки мотоцикла или при езде в дождливую погоду. Колпачок свечи и свечу нужно снять и насухо протереть, а провод высокого напряжения просушить.

Проверьте, не загрязнились ли контакты прерывателя и нужный ли между ними зазор. Если при работе двигателя периодически наблюдается сильное искрение на контактах прерывателя, значит, ненадежен контакт выводного конца конденсатора внутри корпуса. Конденсатор лучше заменить.

Двигатель пускается, но глохнет после непродолжительной работы. Прекратилась подача топлива.

Скорее всего, засорилось отверстие в пробке бензобака.

При увеличении оборотов и нагрузки двигатель глохнет.

Подобное происходит при резком обеднении смеси из-за выпадания иглы в дроссельной заслонке карбюратора. Иглу нужно установить в первоначальное положение и надежно закрепить.

Двигатель плохо «тянет», не развивает оборотов. Вспышки в цилиндре происходят не при каждом обороте коленчатого вала. Заметен увеличенный расход топлива. Часто выходят из строя свечи вследствие замасливания или образования нагара черного цвета. Перегреваются выпускные трубы и глушители.

Это признаки ненормальной работы двигателя из-за сильного обогащения смеси. Проверьте работу карбюратора и при необходимости отрегулируйте его. Снимите, разберите и промойте воздухоочиститель.

Значительно пониженаприемистость двигателя, мотоцикл медленно набирает скорость. При разгоне появляются «провалы» в работе двигателя и прослушиваются детонационные стуки. Двигатель перегревается, юбочка изолятора свечи белого и серого цвета. Иногда возникают обратные вспышки в карбюраторе.

Значит, очень бедна горючая смесь.

Проверьте работу карбюратора и «при необходимости отрегулируйте его. Установите, надежно ли соединение воздухоочистителя с карбюратором и герметичны ли соединения в двигателе (как закреплен и в каком состоянии правый сальник), хорошо ли закреплен цилиндр.

При работе двигателя прослушиваются детонационные стуки в цилиндре, двигатель перегревается, при пуске педаль кик-стартера отдает в ногу.

Причина — в раннем зажигании. Надо отрегулировать зазоры в прерывателе и правильно установить опережение зажигания.

При работе двигателя перегреваются выпускные трубы и глушители.

Зажигание слишком позднее. Отрегулируйте зазоры в прерывателе и правильно установите опережение зажигания.

Системы питания и зажигания работают нормально, двигатель не развивает оборотов и плохо «тянет».

Засорилась выпускная система. Снимите выпускные трубы и глушители, удалите нагар из них и из выпускных окон цилиндра.

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа горит слабо.

Проверьте заряженность аккумуляторной батареи, подсоединив к ее клеммам лампу стоп-сигнала из заднего фонаря или большую лампу фары.

Если батарея в порядке, лампа должна гореть нормально. Тогда проверьте надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель.

Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом при всех оборотах двигателя.

Проверьте реле-регулятор. Вначале при работающем двигателе посмотрите, замыкаются ли контакты. Если якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Нельзя зачищать серебряные контакты реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.

Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверьте регулировку регулятора напряжения, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.

Контрольная лампа гаснет только при больших оборотах двигателя.

Причина в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверьте и отрегулируйте регулятор напряжения.

При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают.

Обычно это происходит из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверьте регулировку регулятора напряжения.

Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.

Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратная полярность) или «переполюсован» генератор.

Для «переполюсовки» генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, на неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.

При включении зажигания без нажатия на кнопку звучит сигнал.

Происходит замыкание провода сигнала на «массу». Снимите переключатель света с руля и, если сигнал продолжает звучать, найдите место замыкания провода сигнала. Если при снятии переключателя света с руля звучание прекращается, значит, замыкание на «массу» происходит в переключателе.

При нажатии на педаль ножного тормоза не горит лампа стоп-сигнала заднего фонаря.

Проверьте лампу. Если она исправна, проверьте правильность установки или регулировки включателя стоп-сигнала.

При одном из положений центрального переключателя и переключателя света не горит лампа, соответствующая этому положению.

Причина — перегоревшая лампа или нарушенный контакт в местах соединения проводов. При исправной лампе проверьте контакты в патронах ламп и надежность закрепления проводов в местах соединения.

В. АБРАМЯН, В. ЗАБЕЛИН, инженеры

г. Ижевск




1966N12P26-27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Верховина. Экранирование декомпрессора и переделка фиксатора рукоятки включения передач

Экранирование декомпрессора и переделка фиксатора рукоятки включения передач При пользовании декомпрессором выбрасываемая из цилиндра горючая смесь попадает на ребра головки цилиндра. Она вскоре покрывается масляной пленкой, придающей головке неопрятный вид и ухудшающей теплообмен с воздухом. Этого можно избежать, если на декомпрессор 3 (рис. 1) надеть металлический цилиндр-экран 4 внутренним диаметром 13,5 мм с толщиной стенки 0.4— 0.6 мм. Промыть замасленный декомпрессор значительно легче, чем чистить головку, а изготовить цилиндр можно из куска жести размером 30X45 мм. Рис. 1. Экранирование декомпрессора: 1 — головка цилиндра; 2 — шайба; 3 — декомпрессор; 4 — экран. По мере эксплуатации мопеда, вследствие износа рабочей части фиксатора рукоятки включения передач. начинают самопроизвольно включаться или выключаться передачи. Неприятно ощущать и дребезжание рукоятки при движении машины. Фиксатор 2 (рис. 2) станет «вечным», если на ег...

Читать далее >>

9000 км на мотороллере Электрон

Испытания Наш «Электрон» привлекал внимание оригинальными очертаниями и яркой окраской.Под легкосъемным капотом спрятаны двигатель, бензобак, заднее колесо, для снятия которого достаточно отвернуть всего четыре гайки.Горные дороги без крутых подъемов не представляют трудности для мотороллеров. Весной нынешнего года вятско-полянский завод, выпускающий мотороллеры «Электрон», организовал пробег протяженностью 9000 километров по маршруту Алма-Ата — Фрунзе — Ташкент — Ашхабад — Баку — Краснодар — Одесса — Кишинев — Киев — Москва — Вятские Поляны. Он был посвящен 60-летию ВЛКСМ и ставил целью пропаганду мотоциклизма, изучение спроса, условий эксплуатации, обслуживания, ремонта и, конечно, проверку работоспособности «Электрона» в разных регионах страны.Среднеазиатскую часть маршрута проехал в числе участников автор этих строк, приглашенный в пробег как сотрудник «За рулем». В...

Читать далее >>

Менять или ремонтировать цилиндр ? Расточка и хонинговка цилиндра

Менять или ремонтировать цилиндр ?   Неизбежно приходит время, когда ваш мотоцикл, прежде такой резвый и послушный, становится ленивым при разгоне и не вытягивает на прямой передаче в горку, на которую прежде взлетал птицей. Замена поршневых колец вроде бы помогает, но только на короткое время. Вскоре дым из выпускных труб становится еще гуще, растет расход топлива — а вместе с ним подает мощность. И становится окончательно ясно: цилиндр надо ремонтировать. Но прежде следует тщательно промерить цилиндр, получить данные о его размерах и истинной конфигурации и определить вид ремонта. Впрочем, иногда до замеров дело и не доходит. Достаточно осмотреть зеркало цилиндра. Если на нем имеются глубокие задиры, вертикальные царапины, а такое наблюдается при поломке поршневых или стопорных колец, выпадении стопорных штифтов,— цилиндр нужно либо заменить новым, либо расточить под ремонтный размер поршня. При этом глубина расточки будет зависеть от глубины царапин или имеющегося в...

Читать далее >>

Чем смазывать узлы мотоцикла. Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины

Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины Владельцы мотоциклов, особенно прежних выпусков, часто спрашивают, какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины, если те, что указаны в инструкции, ныне не производятся или в данный момент их не удалось приобрести. Слово опытному мотоциклисту В. СЕКРЕТОВУ из г. Коврова Владимирской области.Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов трения — необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольжению и качению деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колес без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры.Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно...

Читать далее >>

Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»

Для разборки амортизатора   Ремонт амортизатора задней подвески у мотоцикла «Днепр» начинают с демонтажа наружного кожуха. Эта операция возможна только в том случае, если предварительно сжать пружину под кожухом и удалить сухари 5 (см. рисунок). Для этой цели я использую простейшее приспособление из кольцевой обоймы 3, оси 2 и двух болтов 1. Все детали с размерами показаны на рисунке. Из верхней проушины амортизатора удаляем сайлент-блок, на кожух сверху кладем обойму приспособления, вставляем в проушину ось и завинчиваем в нее болты до упора в специальные выемки на обойме. Поочередно заворачивая болты, сжимаем пружину до тех пор, пока сухари 5 не освободятся. Извлекаем сухари из гнезда и, вывинчивая болты из оси, освобождаем кожух и пружину. В.ВАСЬКОВ Костромская область, г. Нея   Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»: 1 — болт М8 (2 шт.); 2 — ось; 3 — обойма; 4 — верхняя проушина аморти...

Читать далее >>