Уже несколько лет отечественные мопеды (мокики) и легкие мотоциклы ковровского и минского заводов оборудуются бесконтактной электронной системой зажигания (БЭСЗ), которая была подробно описана в октябрьском номере «За рулем» за 1978 год. Она обеспечивает более надежный по сравнению с обычной системой пуск двигателя, менее чувствительна к нагару на свече, практически не требует обслуживания.
Эти качества по достоинству оценены мотолюбителями. Однако специфичность БЭСЗ для многих из них становится камнем преткновения, как только возникает необходимость устранить какую-нибудь неисправность, сказывающуюся на работе двигателя. Как правило, в этих случаях мотолюбитель покупает и последовательно заменяет приборы системы, пока не обнаружит отказавший. Разумеете такой путь ведет к лишним затратам и неоправданному расходу запасных частей.
Между тем, обладая элементарными электротехническими навыками и зная порядок проверки узлов системы, можно в большинстве случаев самостоятельно определить и отремонтировать неисправный прибор. О том, как это сделать, рассказывает специалист ВНИИмотопрома А. СИНЯЕВ.
Прежде чем заняться системой зажигания, надо обязательно убедиться, что неполадки в работе двигателя вызваны именно ею. Поэтому сначала проверяют регулировку карбюратора, состояние воздушного фильтра, выпускной системы, правильность установки момента зажигания.
Неисправность системы зажигания в конечном счете проявляется в том, что на свече нет искры, или она очень слаба, или возникает в произвольный момент.
Поиски начинают со свечи. Вывертывают ее из цилиндра, надевают наконечник и прикладывают к двигателю («массе»). Включив зажигание, поворачивают коленчатый вал кик-стартером, как при пуске двигателя. Если искра возникает между электродами, можно предположить, что свеча исправна; когда электрический разряд идет через корпус свечи на «массу», свеча подлежит замене.
Оценивая качество искры на свече, надо иметь в виду, что мощность ее будет достаточна для поджигания смеси, если разряд образуется между «массой» и высоковольтным проводом (без наконечника), отнесенным от нее на 5—7 мм.
А вот когда искры вообще нет или она появляется только при зазоре 1— 2 мм между корпусом свечи и «массой», следует заменить высоковольтный провод вместе с наконечником. Если эта замена не восстановит нормальное искрообразование, приступают к проверке электрических параметров приборов зажигания, показанных на фото 1 и 2. Контролируемые величины указаны в таблице. Для измерений удобнее всего универсальный или автомобильный тестер. Один провод его соединяем с указанной в таблице клеммой, другой — с клеммой М («массой»).
Следующий этап — проверка зазора между ротором и статором датчика, который должен быть в пределах 0,3— 0,5 мм, и наличия электрического сигнала на нем. Для этого подсоединяем тестер, настроенный на предел измерения 2,5 В, к клемме Д генератора и «массе». Поворачиваем кик-стартером коленчатый вал, наблюдая за показанием прибора. Его стрелка должна кратковременно отклониться до величины 0,5—0,6 В. Если сигнала нет, проверяем надежность контакта между выводом и катушкой датчика (нарушение его довольно часто встречается на мин-
ских мотоциклах). Настроив тестер на предел измерения 10 В, таким же образом определяем наличие напряжения на клемме 3 генератора, которое должно составлять 1—2 В. При отсутствии его проверяем контакт между выводами и обмотками зажигания генератора и попутно смотрим, не замыкают ли они на «массу». В таких местах обычно видны черные следы обгорания. Если здесь все в порядке, проверяем следующие участки цепи, определяя сигнал непосредственно на клеммах Д и Г коммутатора КЭТ-1А или клеммах Д и 3 блока БКС. При исправной электропроводке величины напряжения должны быть такими же, как на генераторе. Здесь же надо удостовериться в надежности контакта коммутатора с «массой», отсутствие которого вызывает перебои в работе двигателя.
Наконец, проверяем катушку зажигания Б300Б, измеряя тестером сопротивления ее первичной и вторичной обмоток. Они должны быть равны 0,9— 1,2 Ом и 5,8—6,2 кОм соответственно.
Параметры выходного сигнала на клеммах К коммутаторов КЭТ-1А и БКС 251.3734 можно измерить только при помощи специального стенда, поэтому в случае, когда все предыдущие проверки показали исправность генератора, датчика и катушки, остается заменить коммутатор. Однако стоит иметь в виду, что дефекты в этом приборе встречаются крайне редко, если он, конечно, не был поврежден механически. Кстати, следует оберегать от ударов и другие приборы, особенно датчик.
Величины сопротивлений на разных обмотках генераторов
Проверяемая обмотка | Генератор 26.3701 (рис. 1) | Генератор Г427 (рис. 2) | ||
обозначение клемм * | сопротивление, Ом | обозначение клемм | сопротивление, Ом | |
датчика | Д | 39 | Д | 39 |
зажигания | З | 390 | З | 540 |
освещения | О | 0,34 | О | 0,7 |
указателей поворота | - | - | У | 1,6 |
* Маркировки клемм на генераторе нет
1.Приборы системы зажигания мопедов «Рига—22» и «Верховина — 8»: 1 — генератор 26.3701; 2 — блок коммутатор стабилизатор БКС 251.3734; 3 — катушка зажигания Б300Б; 4— штеккерная колодка проводов генератора (вид снизу); 3. О, Д — выводы натушен соответственно зажигания, освещения, датчика; М — «масса».
2.Приборы системы зажигания ковровских и минских мотоциклов: 1 — генератор Г427; 2 — коммутатор КЭТ-1А; 3 — катушка зажигания Б300Б; З, У, Т, Д, О — выводы катушек соответственно зажигания, указателей поворота, тормоза, датчика, освещения; М — «масса».
1983N07P26
До 1941 года выпускались Л-300, Л-8, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ТИЗ-АМ600, ПМЗ-А750, М-72, МЛ-3«Меня интересует, какие мотоциклы выпускались в нашей стране до 1941 года, — пишет М. Филоненко из Харькова. — И, если можно, приведите их основные технические данные». До Великой Отечественной войны мотоциклы у нас в стране выпускались шестью заводами: ижевским (модели ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9), таганрогским (ТИЗ-АМ600), подольским (ПМЗ-А750), московским (М-72), серпуховским (МЛ-3) и ленинградским (Л-300, Л-8). Модель Годы выпуска Число цилиндров и тактов Рабочий объем. см3 Мощность, л. с. Вес, кг Скорость, км/час Л-300 1930—1939 1—2 293 6.4 125 80 Л-8 1939—1940 1—4 348 13.5 158 105 ИЖ-7 1933—1938 1—2 293 6.5 119 85 ИЖ-8 1938—1939 1—2 293 8 135 90 ИЖ-9 1939 — 1941 1—2 293 9 138 100 ТИЗ-АМ600 1935—1941 1—4 595 16.5 185 95 ПМЗ-А750 1935—1938 2—4 747 15 206 100 М-72 1941 2—4 746 22 ...
Читать далее >>Смерть от угарного газа Об этом говорить неприятно, но совершенно необходимо. И хотя всем известно, сколь ядовиты выхлопные газы автомобилей, насколько они опасны, каждый год, особенно в осенне-зимне-весенний период, медикам приходится иметь дело с так называемой гаражной смертью. Молодой человек решил прогреть двигатель «Волги» прямо в гараже. Он понимал, чем это чревато, и предусмотрительно открыл ворота гаража, но не учел, как выяснилось позже, одного: небольшой ветерок препятствовал выходу газов наружу. В итоге летальный исход. Трое приятелей поехали на зимнюю рыбалку. Добравшись до места, решили перекусить в автомобиле. Мотор не выключали, а машину, чтобы двигатель меньше охлаждался, поставили задней частью к ветру. Газов, проникших через неплотные соединения брезентового верха ГАЗ—69, оказалось достаточно, чтобы все трое погибли. Был сильный мороз, и дежурный водитель каждые несколько часов прогревал двигатель. Для сохранения тепла двери гаража были закры...
Читать далее >>Обслуживание коробки передач Владельцы тяжелых мотоциклов В. Старченко, Н. Кузовкин из Ворошиловграда, К. Степанов из Перми уста* яовили на свои старые машины коробку передач производства киевского мотозавода и просят рассказать о ее обслуживании. Предоставляем слово начальнику КВ трансмиссии завода И. ЭНДЕЛЬМАНУ.С 1971 года на все модели мотоциклов «Днепр» завод устанавливает коробку передач МТ804000 с задним ходом и механизмом принудительного выключения сцепления при переключении передач.Техническое обслуживание этой коробки несложно. Прежде всего необходимо периодически контролировать посредством щупа уровень масла. В исправной коробке оно практически не расходуется, но возникновение случайной течи может привести к выходу агрегата из строя.На заводе коробку заправляют моторным маслом М8А ГОСТ 10541—78. Первую замену масла производят через 500 километров пробега, чтобы вместе с ним удалить продукты приработки деталей. В дальнейшем, при нормальных условиях эксп...
Читать далее >>На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо...
Читать далее >>Переделка кроссового CZ-250 в многодневный Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...
Читать далее >>