Двигатель 3.1122-03 мотоцикла Минск MMВЗ-3.112.11

Обновленный двигатель

Любители мототехники заметили, что в продаже появились минские мотоциклы с крышками двигателя новой формы. Рассказать, что это за модель и какие ещё изменения, невидимые глазу, имеются в конструкции, мы попросили постоянного автора нашего журнала, конструктора минского мотовелозавода Г.Пилюкевича.

Речь идет о мотоцикле MMB3-3.112.11, на который сейчас устанавливают двигатель «3.1122-03». Последний индекс в обозначении — «03» — показывает, что мотор дефорсирован. Его мощность — 10 л. с./7,4 кВт. Это сделано по многочисленным просьбам владельцев, которые хотели иметь мотор более «тяговитый», лучше приспосабливающийся к изменению нагрузки.

Его цилиндр, головка и поршень остались прежними. А вот картер (обе половинки) и левая крышка стали короче на 30 мм и имеют иную форму, в том числе задней части. Не в угоду эстетике: при ежегодном выпуске 250 тысяч машин мы еще не можем позволить себе такой роскоши. Дело в другом. Измененный картер рассчитан на перспективный мотоцикл с новой ходовой частью, где он позволит приблизить ось маятника к оси звездочки вторичного вала и тем уменьшить нагрузки на цепь. Для тех, кто не очень силен в устройстве мотоцикла, поясню: чем ближе находится ось маятника к оси вторичного вала коробки, тем меньше изменяется натяжение цепи при колебаниях подвески, ниже нагрузки на цепь, тем дольше она служит.

Изменено расположение отверстия для заливки масла в картер, из коробки удален масляный щуп, а в нижней части левой крышки сделано контрольное отверстие. Чтобы проверить уровень масла, теперь необходима отвертка. Многие мотоциклисты считают, что щуп был удобнее. Однако исследования показали: как бы плотно он ни сидел в отверстии, под щуп в картер постоянно проникает пыль. В условиях нашей эксплуатации с этим нельзя не считаться.

Там, где на пусковой вал устанавливается рычаг кик-стартера, появилась пластмассовая втулка вместо штампованного стального колпачка, который закрывал уплотнительную манжету; прилив на крышке картера стал меньше. Этим было зарезервировано место для нового рычага кик-стартера. Со второго полугодия 1990 года двигатель получил складной рычаг, посадочная (шлицевая) поверхность которого на треть шире: увеличена долговечность шлицевого соединения, удобнее стало ездить, особенно по плохим дорогам и бездорожью. Кстати, остальные усовершенствования, о которых здесь речь, введены во второй половине 1989 года.

Есть изменения и в других деталях пускового механизма: укорочены спиральная пружина и сектор.

Для снижения шума от цилиндро-поршневой группы трубчатые шумопоглотители в ребрах цилиндра и головки заменены гребенчатыми.

На часть мотоциклов теперь устанавливаются карбюраторы индийскогопроизводства «Миккарб» и «Пакко», которые аналогичны карбюратору «Микуни» (Япония). О них будет статья в одном из номеров журнала.

Теперь о том, что скрыто от глаз.

 

Поперечный разрез двигателя MMВЗ-3.112.11.

Поперечный разрез двигателя MMВЗ-3.112.11.

 

Посмотрите на рисунок: изменения увидеть легко. Коренные подшипники коленчатого вала заняли место, традиционное для двухтактных двигателей,— непосредственно у щек, где раньше мы ставили уплотнительные манжеты. Такое расположение повышает жесткость вала, уменьшает его прогибы при работе двигателя, удлиняет жизнь самих подшип-

никое, способствует более стабильной работе зажигания. Увеличивается долговечность посадочных гнезд в картере. Два внутренних подшипника получают хоть и не обильную, но всегда свежую смазку вместо загрязненной, с продуктами износа коробки передач и сцепления.

Смазка к подшипникам подводится теперь по сверлениям из продувочных каналов и непосредственно из кривошипной камеры. Исчез правый наружный сальник с крышкой, прокладкой и винтами. На двигателе остались две одинаковые манжеты (размеры их прежние).

Для повышения жесткости вала диаметры цапф увеличены с 17 до 20 мм. Вместо подшипников № 304 применены другие, более высокого (шестого) класса точности 6-204.

В связи с аннулированием одной из манжет стала короче правая цапфа коленвала, а вместе с этим уменьшена на 10 мм ширина правой половины картера и крышки коробки передач.

Изменился и механизм выключения сцепления: трос управления укорочен и входит в крышку не снизу, а сверху. В оболочку не будет набиваться грязь, исключено примерзание его зимой. Благодаря изменению его трассы снижено усилие выключения сцепления. Увеличена надежность соединения троса с червяком. К сожалению, утрачена взаимозаменяемость тросов сцепления и червяков, так как теперь на червяке иное направление резьбы.

Что касается коробки передач, то она осталась без изменений.

При разработке конструкции этого двигателя особое внимание уделялось перспективе, и потому в нем заложены возможности для перехода к совсем новому, имеющему обозначение «3.113». Завершая рассказ, хочу" информировать владельцев минских мотоциклов, что в настоящее время завод выпускает двигатели только с игольчатым подшипником в верхней головке шатуна и поставляет в запчасти только такие коленчатые валы. Они имеют обозначение 105-10400 ЗП (для двигателей от М-105 до «3.112.11») и 3.1122-10400 ЗП (для двигателя «3.1122»).


1991N03P10

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>

Форсировка мотоцикла ИЖ Планета. Как увеличить мощность

Как увеличить мощность     Закончилась Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Мотолюбителей, приобщившихся к спорту, интересуют способы увеличения мощности двигателя. В № 10 нашего журнала за 1965 год заводские конструкторы рассказали о форсировке двигателей мопеда «Рига-1», мотоциклов «Ковровец-175» и М-103. Теперь мы попросили ведущего конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения К. В. Стаценко ознакомить мотолюбителей с форсировкой мотоцикла ИЖ-Планета. Метод, предлагаемый им, был разработан для серийных машин Ижевского машиностроительного завода. Отличается он тем, что моторесурс двигателя при этом способе не снижается, и работает он в самых благоприятных условиях.   Вы можете увеличить мощность двигателя мотоцикла ИЖ Планета с 13 до 18 л. с. Для этого надо несколько изменить поршень, головку цилиндра, цилиндр, карбюратор, воздухоочиститель и выпускные трубы, а кроме того, изготовить заново патрубок карбюратора и глушители.   Рис. 1....

Читать далее >>

Урал М-67

Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое место.Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИ Автоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года. Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного с...

Читать далее >>

Главные различия моделей тяжелых мотоциклов К-650, К-750, К-750М, М-72Н, и взаимозаменяемость их основных узлов

К-650, К-750, К-750М, М-72Н «Расскажите, пожалуйста, о главных различиях моделей тяжелых мотоциклов, выпущенных Киевским мотозаводом, и о взаимозаменяемости их основных узлов», — с такой просьбой обратились в редакцию А. Ксенофонтов из Донецка, Б. Петрученко от имени группы мотолюбителей из Полтавы и другие читатели.Отвечает на нее инженер-конструктор Киевского мотозавода В. Ф. СВЯТНЕНКО.Мотоциклы тяжелого класса с коляской выпускают у нас два завода — Киевский и Ирбитский. Развитие конструкции машин на обоих предприятиях шло практически одновременно, так что основные характеристики их почти не различались, а количество взаимозаменяемых узлов и деталей постоянно росло.Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с а...

Читать далее >>

Восход 2 с электронным зажиганием ( Бесконтактная система зажигания )

Бесконтактная система зажигания. Первый год десятой пятилетки мото-циклостроители завода имени Дегтярева ознаменовали освоением в производстве модернизированной модели дорожного мотоцикла «Восход—2». На первый взгляд, это такая же машина, что выпускалась прежде. На самом же деле, в отличие от своих предшественников «ковровцев» и «восходов» она имеет принципиально новые технические решения, качественно влияющие на эксплуатационные и ходовые характеристики.Прежде всего, это электронная бесконтактная система зажигания и генератор переменного тока типа Г427. Электронная система зажигания обеспечивает легкий пуск и бесперебойное искрооб-разование на всех режимах работы двигателя. Большим достоинством ее является пригодность для установки на все ранее выпущенные двигатели «ковровцев» и «восходов». Для этого достаточно приобрести генератор Г427, высоковольтный трансформатор Б-300Б и коммутатор КЭТ-1. Разместить их удобнее ...

Читать далее >>