Четыре года назад и нам поступили первые дорожные мотоциклы CZ-350 типа 472. В редакционном тесте модели 472.3 («За рулем», 1977, № 4) мы, в общем положительно оценив машину, высказали ряд замечаний и пожеланий,. которые позже поддержали владельцы CZ. Завод оперативно откликнулся на них и уже год спустя произвел отдельные конструктивные изменения, с которыми предстала следующая модель 472.4 («За рулем», 1979, №3). Продолжая совершенствовать машину, чехословацкие мотоциклостроители в нынешнем году приступили к серийному выпуску еще одной новой модели — 472.5. Один из опытных образцов завод и внешнеторговое объединение «Мотоков» передали в прошлом году в распоряжение редакции. 8000 километров самых разных дорог, пройденных на этом мотоцикле, позволили нам -познакомиться с нововведениями, оценить их достоинства.
1. Новый топливный бак большой емкости, черная вилка с резиновыми чехлами преобразили привычный вид CZ
Что нового в новой модели ЧЗ-350 с индексом 472.5 выгодно отличается от своего предшественника прежде всего топливным баком, передней телескопической вилкой улучшенной конструкции, наличием передних и задних защитных дуг, усовершенствованным седлом, фарой больших размеров (такой же, как на ЯВЕ-634) и некоторыми другими, менее заметными деталями.
Прежний топливный бак (на моделях 472.3 и 472.4) не устраивал многих мотоциклистов из-за явно малой емкости (13 литров), приемлемой скорее для спортивных целей, чем для деловых, а тем более туристских поездок. Кроме того, слишком широкая и угловатая задняя часть бака не отвечала требованиям эргономики и не оставляла надежды когда-либо к ней привыкнуть.
Новый бак вмещает не менее 18 литров. Он удобен, не имеет «острых углов». Водитель любой комплекции сидит за рулем плотно, уверенно, ничто уже не мешает- ногам.
Большое достоинство модели 472.5 — новая передняя вилка с нижними трубами из легкого сплава. Ход ее — без малого 150 мм, а характеристика, на наш взгляд, вполне универсальна: она хорошо работает в самых разнообразных условиях, как на мелких неровностях твердого дорожного покрытия, вызывающих высокочастотные вибрации, так и при быстром движении по проселкам и булыжным мостовым. Крайне редко вилка срабатывает до упора, что, без сомнения, повышает безопасность езды в тяжелых условиях.
Важным элементом передней вилки мы считаем резиновые чехлы, защищающие соединения труб от пыли и воды. Они способствуют увеличению срока службы всего узла. Прежние, металлические кожухи слабо выполняли эту функцию, что, как показал многолетний опыт эксплуатации чехословацких мотоциклов в нашей стране, служило главной причиной преждевременной течи масла из перьев, их износа и нарушений в работе.
Подвергся усовершенствованию опорный диск тормозных колодок переднего колеса. Прежняя конструкция страдала одним недостатком: расположенный в центре диска выступ для соединения с пером вилки явно перегружался при торможении и довольно быстро изнашивался. В результате здесь появлялся зазор, снижавший жесткость вилки, что ухудшало устойчивость мотоцикла три торможении. В новой конструкции соединение вилки и опорного диска сделано на его наружном радиусе, что во много раз уменьшило нагрузку на него, а соответственно и износ.
2. Соединение опорного диска тормозных колодок с пером вилки стало более надежным и долговечным, обеспечив этому нагруженному узлу большую жесткость, а мотоциклу — устойчивость при торможении.
Обращает на себя внимание плотная компоновка CZ-472.5, порой затрудняющая обслуживание, но, безусловно, оправданная. У этого мотоцикла низко расположен центр тяжести, и поэтому субъективно воспринимаешь его как легкий и поворотливый. Он удивительно устойчив даже при движении с очень низкой скоростью, реагирует на малейшие отклонения корпуса водителя, которому при этом легче работать рулем. CZ-472.5 хорош для езды по городу в часы пик, когда приходится буквально пробираться сквозь автомобильные заслоны у светофоров и перекрестков на скорости чуть больше нуля. Новое седло добротное, красиво сработанное, широкое, по отзывам водителей и пассажиров — удобно.
Мы не проверяли в деле защитные дуги, поскольку не доводилось падать. Но их размеры близки размерам тех, что были на испытанных ЯВАХ, внушают уверенность в прочности и надежности.
Двигатель. Трансмиссия
Динамические качества двигателя в целом нам понравились, хотя в сущности характеристика его осталась такой же, как у модели 472.4. Мотор прекрасно «тянет» во всем рабочем диапазоне оборотов, за исключением, разве что, предельно низких, которые для дорожного мотоцикла в наше время не так уж и важны. Максимальная скорость (без специальной подготовки, при нормальной посадке водителя ростом около 180 см) достигает 125 км/ч по спидометру.
Мы не стали проводить более точных измерений, поскольку этот параметр при существующих ограничениях скорости на дорогах не очень волнует мотоциклистов.
В то же время здесь следует сказать немного о вибрациях, возбуждаемых двигателем. Очевидно, вследствие меньшей жесткости рамы CZ-472.5, предназначенного, в отличие от ЯВЫ-634, для эксплуатации без бокового прицепа, мы замечали появление резонансных вибраций на скоростях порядка 70— 80 км/ч. Это явление имело место на старых моделях ЯВЫ-350 с одинарной рамой.
Вероятно, легкая рама модели 472.5 податливее более массивной рамы ЯВЫ-634, чем и обусловлен резонанс при средней частоте вращения коленчатого вала — около 3000 об/мин. На ЯВЕ-634 этот резонанс смещен в область высоких чисел оборотов и, соответственно, максимальных скоростей на каждой из передач.
У ЧЗ-472.5 вибрации наиболее ощутимы на скоростях 70—80 кМ/ч, а выше 100. км/ч они (Практически исчезают. Понятно, что исключить это явление во всем диапазоне рабочих оборотов на мотоцикле с двухцилиндровым двигателем чрезвычайно трудно. Но если вспомнить о правилах движения, ныне редко разрешающих мотоциклистам выходить за пределы 70 км/ч, то предпочтительней иметь его на высоких, а не на средних оборотах.
3. Кованые из алюминиевого сплава траверсы вилки, не утратив нужной прочности, стали заметно легче.
Несколько слов о трансмиссии. Муфта сцепления, унаследованная от прежних, менее мощных моделей, на наш взгляд, для этого мотора уже слабовата. Мотоциклисты, любящие использовать всю мощность двигателя, нередко начинали жаловаться на частичное пробуксовывание муфты у моделей 472.3 и 472.4 даже после пробега 12000— 14000 километров.
Что касается задней цепной передачи, то хорошо было бы ее по защите полностью унифицировать с той, что на ЯВЕ. И не случайно многие владельцы мотоциклов CZ-472 у нас делают это самостоятельно. Накопленный опыт эксплуатации мотоциклов ЯВА показывает, что резиновые чехлы для цепи намного увеличивают срок службы передачи у модели 634' в сравнении с моделью 360/00, несмотря на рост передаваемой ею мощности. Поэтому, увидев еще на первых моделях ЧЗ-472 металлические кожухи, мы огорчились. К сожалению, эти кожухи использованы и на последней модели 472.5.
4. Металлический кожух задней цепной передачи выглядит анахронизмом на этом современном мотоцикле.
Осмотр цепи после пробега 8000 километров показал, что она уже далеко не в лучшем состоянии: отдельные пары звеньев от избытка пыли и недостатка смазки почти утратили взаимную подвижность. Избежать этого, конечно, можно, если чаще демонтировать цепь, промывать ее и «проваривать» в графитной смазке. Надо сказать, что это одна из самых неприятных работ, которую мотоциклисты выполняют от случая к случаю. Стоит вспомнить, что на
ЯВЕ-634 можно ездить до 25000—30000 километров, очень редко вспоминая о цели, которая за этот пробег почти не изнашивается и не вытягивается.
Теперь — несколько менее серьезных замечаний. Первое касается газоотводной трубки аккумуляторной батареи (в равной степени оно относится к ЯВЕ). Трубка выведена к заднему колесу, и не позавидуешь мотоциклисту, которому она действительно сослужит свою службу — брызги электролита попадают на колесо и глушители и тут же портят их. Один из нас на своей ЯВЕ уже давно удлинил эту хлорвиниловую трубку алюминиевой, закрепив ее вдоль левого глушителя со стороны колеса. Конец трубки выведен на 20 мм за срез глушителя, благодаря чему электролит никогда не попадает на детали мотоцикла.
Второе замечание касается крепления боковых (инструментальных) ящиков. Дело в том, что крепящие их винты отворачиваются при движении. Во избежание этого после пользования ящиками и установки их на место приходится винты, предназначенные для завертывания рукой, дотягивать гаечным ключом 10X12 мм, который надо возить отдельно от прочего инструмента, хотя бы в кармане. Это, конечно, мелочь, но лучше, чтобы винты достаточно просто и надежно фиксировались без дополнительного ключа.
И последнее. Когда управляешь ЧЗ-472.5 после других машин, появляется привычное желание воспользоваться кнопкой светового сигнала, но ее здесь нет.
В заключение хочется поблагодарить тех, кто создал эту машину, которая, уверены, понравится нашим мотоциклистам так же, как в целом понравилась нам. Что же касается замечаний, то это дело естественное, когда получаешь в руки новую машину, а изготовителей мотоциклов марки ЧЗ мы знаем как квалифицированных специалистов, чутко реагирующих на запросы потребителей.
Э. КОНОП, Л. ОВСИЕВИЧ, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженеры
1981N01P28-29
Саркана Звайгзне На первенстве СССР прошлого года по шоссейно-кольцевым гонкам в классе 50 см3 выступала команда рижского мотозавода «Саркана Звайгзне» на спортивных мотоциклах СЗ-50. Это было серьезным испытанием для машин и боевым крещением для молодых спортсменов завода.Мотоцикл СЗ-50 — первая спортивная машина, созданная энтузиастами мотоспорта, конструкторами «Саркана Звайгзне». На ней с некоторыми конструктивными доработками применен ряд узлов и деталей мопеда «Рига-1». К оригинальным узлам относятся: трубчатая сварная рама, топливный бак емкостью 10 л, рулевое управление, седло, передний и задний щитки.На базе двухтактного мопедного мотора Ш-50 сделан двигатель с измененной шатунно-поршневой группой и встроенной пятиступенчатой коробкой передач. Сравнительно высокая мощность — 6,8 л. с. достигнута повышением степени сжатия, изменением фаз газораспределения, применением карбюратора К-55 с диаметром диффузора 20 мм и тщательн...
Читать далее >>Наиболее часто встречающиеся неисправности Коробка передач мотороллера «Турист» — весьма надежный, испытанный узел, поэтому она сохранилась в неизменном виде с первых моделей «Тулы». Неисправности, которые возникают в ней, вызваны, как правило, либо естественным износом деталей в процессе эксплуатации, либо несвоевременной регулировкой механизма переключения.Прежде чем рассмотреть их, вспомним, как устроена и работает коробка.Она включает два вала — первичный 1 (рис. 1) и вторичный 9, четыре пары шестерен — по числу передач и механизм переключения. Рис. 1. Коробка передач мотороллера «Турист»: 1 — первичный вал; 2, 7, 8 — шариковые подшипники; 3 — шестерня первой передачи; 4 — шестерня второй передачи; 5 — подвижная шестерня третьей передачи; 6 — шестерня четвертой передачи; 9 — вторичный вал; 10 — шестерня четвертой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — ...
Читать далее >>Серьезная покупка Эту статью Владимир Секретов принес в редакцию в конце минувшей зимы. И тогда же мы договорились, что недели через три он напишет для нас еще и о том, как вел себя зимой редакционный ИЖ Юпитер 5К, в испытаниях которого он принял участие. Этим планам не суждено было сбыться. Трагический случай на охоте оборвал в расцвете сил жизнь нашего автора, имя которого было хорошо известно читателям «За рулем» по его интересным и серьезным публикациям, посвященным мотоциклетному делу. Он был не только его знатоком, но и энтузиастом, пропагандистом, о чем говорит и эта последняя статья, обращенная к тем, кто хочет сесть за руль мотоцикла. Одновременно с родившимся желанием купить мотоцикл возникает и резонный вопрос: а какой? И хотя выбор в наших магазинах не так уж велик, тем не менее важно не ошибиться, попасть в точку на той шкале, где умещаются все модели, от мокика до «Урала». И не слушайте тех, кто утверждает, что «макака» лучше моки...
Читать далее >>Образца 1991 года Об этой модели завода имени Дегтярева журнал уже информировал читателей (ЗР, 1990, №8-9). К сожалению, серийный выпуск мотоцикла в 1990 развернуть не удалось. Была изготовлена лишь опытно-промышленная партия. И вот, наконец, в нынешнем году производство этой машины начато. Об отличиях серийного «Восхода-3М-01» от образца, ранее нами представленного, рассказывает начальник мотоциклетного КБ завода Ю. ГРИГОРЬЕВ.Изменений в конструкции машины немало. Прежде всего это новый двигатель от перспективной модели ЗДК-175. Ребра на его цилиндре и головке оформлены в нетрадиционном для нас виде — горизонтальные на обеих деталях со вставками из термостойкой резины, призванные гасить возникающую на определенных режимах вибрацию.Новый облик двигателя, самого заметного узла машины, придал новые черты и мотоциклу в целом. Но помимо этого изменилась и конструкция мотора. Картер теперь с низкой горловиной для установки цилиндра. И перепускные каналы не в горловине...
Читать далее >>С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...
Читать далее >>